Адвокат митричев иа

Юридическое образование как одна из главных институционализированных форм подготовки юридических кадров на примере МГЮА им. Е.О. Кутафина

Обзор истории развития юридического образования в России, создания юридической академии им. О.Е. Кутафина: роль юридического образования в правовом государстве; основные направления деятельности академии, её внутренняя структура и выпускающие факультеты.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. МГЮА в системе юридического образовании в России

1.1.Система юридического образования в России

1.2. Создание МГЮА и история его развития

1.3.Нормативно-правовая основа деятельности МГЮА

Глава 2. Структура и основные направления деятельности МГЮА

2.1. Основные факультеты и научные подразделения МГЮА

2.2. Кафедры МГЮА и основные направления их деятельности

Список использованных источников

Бурно формирующаяся в нашей стране новая экономическая, социальная, политическая реальность, предполагающая, в частности, изменение роли России в мире, характера и степени ее вовлеченности в международную жизнь, конечно, не могла не оказать влияния на содержание и формы деятельности высшей школы, включая, разумеется, юридическое образование.

В условиях формирования в России демократического, правового, социального государства, реформирования правовой системы, укрепления законности и правопорядка особое значение приобретает, наряду с другими вопросами, исследование правового сознания юристов. Это обусловливается той ролью, которую они играют в обеспечении эффективного функционирования механизма правового регулирования на всех его стадиях.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что за последние годы юридическое образование испытывало бурный рост популярности в российском обществе, что сопровождалось активным количественным ростом выпускников, имеющих высшее юридическое образование. Постоянно увеличивающийся прием в существующие юридические вузы и факультеты университетов не мог, тем не менее, удовлетворить растущие потребности общества, поэтому в стране повсеместно стали открываться новые юридические вузы или отделения в институтах и университетах, зачастую имеющих весьма отдаленное отношение к юридической науке и практике. Коснулся этот процесс и некоторых направлений деятельности государства: юридические академии и университеты начали создавать различные министерства и ведомства, начиная от Министерства внутренних дел и кончая Министерством обороны Материалы с портала: http://www.law-students.net/. .

Повышенный интерес к юристам, которые «оказались в направлении главного удара, где выстоять, добиться успеха и пройти вперед труднее всего» История отечественного государства и права./Под ред. О.И. Чистякова. М.:Юрист, 2007 , потребовал от них соответствия высокому предназначению как в профессиональном, так и в личностном плане. От уровня деятельности юристов в значительной мере зависит не только эффективное функционирование механизма правового регулирования, но и отношение рядовых граждан к праву и правовым институтам. Другими словами, авторитет права и государства, уровень правового сознания, правовой культуры населения во многом определяются профессионализмом юридических кадров. Однако именно качество подготовки юристов является наиболее острой проблемой современного юридического образования. За последние полтора десятилетия число учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, увеличилось в несколько раз Будущее России. Четыре сценария., Голубчиков Ю.Н. Нестеренко В.Ф., Москва.:Капитал инфо, 2006 .

В данной работе главным образом будет рассмотрена история развития юридического образования на примере Юридической Академии имени О.Е. Кутафина, также подробно рассмотрена история создания и развития самого университета, его структура и выпускающие факультеты.

Степень научной разработанности темы. Значение определения основных направлений формирования профессионального сознания юристов в значительной мере объясняется тем, что до последнего времени, как это ни покажется парадоксальным, указанной теме учеными-юристами уделялось явно недостаточное внимание по сравнению с разработкой общих вопросов правосознания.

Анализ отечественной юридической литературы показывает, что правовое сознание в различные периоды времени исследовали такие ученые, как: А.ААбдумоминов, П.П.Баранов, Ю.Я.Баскин, Е.А.Белканов, К.Т.Бельский, А.А.Бондарев, Л.П.Бура, Н.Л.Гранат, Ю.М.Грошевой, А.И.Долгова, ИА.Ильин, Д.А.Керимов, А.Ф.Колотов, А.Ф.Крыжановский, В.Н.Кудрявцев, Э.В.Кузнецов, Е.А.Лукашева, В.В.Лазарев, В.П.Малахов, Л.С.Мамут, В.В.Оксамытный, И.Ф.Покровский, Д.А.Потопейко, А.Р.Ратинов, В.П.Сальников, Н.Я.Соколов, В.А.Туманов, Я.В.Турбова, Е.И.Фарбер, В.А.Чефранов, В.И.Шанин.

В настоящее время вопросы юридического образования активно обсуждаются, главным образом, на страницах периодических юридических изданий. Среди наиболее активных исследователей различных аспектов юридического образования следует назвать М.Н.Марченко, Н.И.Побежимову, Е.А.Суханова, Б.Н.Топорнина. Значительная часть научных работ посвящена проблемам практической подготовки и, в частности, внедрению в России юридических клиник. По данному вопросу издаются коллективные работы, проводятся конференции, семинары, диспуты и т.д. Здесь следует отметить таких авторов, как Л.А.Воскобитова, С.Л.Дегтярев, Е.Н.Доброхотова, М.Ю.Лаврикова, Е.С.Шугрина.

Цель и задачи курсовой работы, исходя из актуальности обозначенных положений, целью ставится раскрыть основные направления профессионального юридического образования в России на примере МГЮА.

Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

— определение роли юридического образования в правовом государстве;

— определение места МГЮА в системе юридического образования;

— раскрытие нормативно-правовой основы деятельности МГЮА;

— определение основных направлений деятельности академии;

— раскрытие внутренней структуры академии.

Объектом исследования выступают юридическое образование как одна из главных институционализированных форм подготовки юридических кадров и профессиональное сознание юристов на примере МГЮА. Главным образом исследуется высшее юридическое образование, поскольку средне-специальное юридическое образование самостоятельно не позволяет обеспечить формирование развитого правового сознания юристов.

Предметом исследования является формирование профессионального сознания юристов в процессе получения высшего юридического образования.

Методологическая основа исследования. Сложность и многоплановость темы определили комплексный подход к исследованию поставленных проблем. В процессе работы использовались всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы, в том числе анализ, синтез, исторический, сравнительно-правовой, систематический, формальнологический, метод правового моделирования, конкретно-социологический.

юридическая академия кутафин образование

Глава 1. МГЮА в системе юридического образовании в России

1.1 Система юридического образования в России

Юридическое образование, как и юридическая профессия, является одним из самых престижных. Юриспруденция популярна ныне в России как никогда ранее. Россия стремится быстро наверстать упущенное и войти в группу наиболее развитых стран мира, которые характеризуются высоким престижем права, юридической профессии и, соответственно большим числом юристов Система высшего юридического образования в России: Состояние и перспективы развития /Н. М. Кропачев, В. Ф. Попондопуло, М. В. Филиппова, Н.А. Шевелева. //Правоведение. -2004. — № 5. — С. 4 — 20; .

Знание истории основ права, изучение системы юридического образования в дореволюционной России, труды Н.И. Коркунова, С.А. Муромцева, М.М. Сперанского, Б.Н. Чичерина, не утратили своей актуальности и в наше время. История юридического образования одна из важнейших частей отечественной истории, пронизывающая своим «присутствием» практически все сферы жизни общества — от народного хозяйства до духовной жизни Карамзин Н.М. История государства российского. В 3 т. М., 2002 .

Попытки выделить юриспруденцию в самостоятельный предмет обучения в России предпринимались с XVI века. Предполагалось преподавание «правосудия духовного и мирского» в основанной в 1687 году Славяно-греко-латинской академии. В 1715 году Петру I был подан «Проект об учреждении в России академии политики для пользы государственных канцелярий». В 1703-1715 годах в Москве существовало т. н. Нарышкинское училище, где наряду с другими предметами преподавались этика, включавшая элементы юриспруденции, а также политика Обзор истории русского права., История. Культурология., Владимирский-Буданов М.Ф. -М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005 .

В соответствии с «Генеральным регламентом» 1720 года была основана коллегия юнкеров (упразднена в 1763 году), которые должны были практически изучать юриспруденцию при коллегиях. При учреждении в 1725 году Академии наук было предусмотрено создание кафедры правоведения, в 1726-1765 годах в академическом университете преподавалась юриспруденция. В 1732 году был открыт Шляхетский корпус, в программу которого было включено изучение теоретической юриспруденции Вернадский Г.В. Русская историография. М., 2000 .

В Московском университете впервые лекции по праву были прочитаны в 1755 году, однако систематические лекции и занятия на юридическом факультете начались с 1764 года. Их читали приглашённые немецкие профессоры. С 1767 года занятия вели первые русские профессора-юристы — С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков. Право преподавалось во всех университетах (в Харькове, Казани, Дерпте, Петербурге, Киеве, Одессе и др.), основанных в России в XVIII-XIX веках. Юриспруденция как доминирующая дисциплина была введена в юридическом Демидовском лицее в Ярославле. В 1835 году было открыто училище правоведения (для дворян), также дававшее высшее юридическое образование. Следует отметить так же, что в дореволюционной России в сфере образования общественные науки объединялись под названием «юриспруденция» Юшков С.В. История государства и права России. М., 2003 .

Организация юридического образования в России, в целом, наследует советскую систему подготовки юристов. 2323 Основной формой получения юридического образования в России являются юридические факультеты университетов, а также юридические институты и колледжи (последние дают не высшее, а среднее юридическое образование).

Для получения высшего юридического образования нужно пройти 5-летний срок очного обучения (для специалистов; по программе для бакалавров срок меньше, для магистров — больше). Существует также вечернее и заочное обучение, рассчитанное на 5-6 лет.

Учебный процесс построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать на любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности. Поэтому все студенты изучают, наряду с социально-экономическими, гуманитарными и общеобразовательными дисциплинами, широкий круг правовых наук:

· общую теорию государства и права, историю политических и правовых учений;

· применительно к России и зарубежным странам — историю государства и права, конституционное право;

· отрасли национальной системы права — административное право, гражданское право, налоговое право, земельное право, трудовое право, финансовое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс и т. д., а также римское право, криминологию, судоустройство, международное публичное и частное право и др Занимательная юриспруденция. Тилле А. — М.:Галарт, 2000 .

На последних курсах обучения преподаётся дополнительный цикл специальных предметов, происходит специализация студентов-юристов по профилям: гражданско-правовой, государственно-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой и т. п., когда учебные предметы в зависимости от профиля разнятся. Кроме того, студенты-очники проходят производственную практику Материалы с официального сайта Академии: http://msal.ru/ .

В России существуют также ведомственные юридические учебные заведения: Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, готовящая специалистов для органов юстиции; Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и институты прокуратуры, готовящие специалистов для органов прокуратуры; Вузы МВД России (бывшие Высшие школы милиции), готовящие специалистов для работы в органах внутренних дел; Вузы ФСИН, готовящие специалистов для пенитенциарной системы; Академии государственной службы и управления, государственного и муниципального управления и т. п., готовящие кадры для различных органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления. Как правило, они не только готовят специалистов, но и обеспечивают их переподготовку и повышение квалификации Научная статья: Баскакова Н.П. «Реформирование юридического образования в России: проблемы и перспективы», http://conference.osu.ru/ .

В настоящее время в России ведущими ВУЗами по подготовке юристов являются: юридический факультет МГУ, юридический факультет СПбГУ, Московская государственная юридическая академия, Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, Саратовская государственная юридическая академия, Уральская государственная юридическая академия, Академия управления МВД России, Российская академия правосудия, факультет права Национального Исследовательского Университета — Высшей Школы Экономики Научная статья: «Юридическое образование в России: Выбор пути», http://www.law-students.net/ .

После получения высшего юридического образования можно продолжить обучение и научную деятельность по юридическим специальностям в аспирантуре (очная — 3 года, заочная — 4) с защитой кандидатской диссертации и присвоением учёной степени кандидата юридических наук. Далее возможно путём докторантуры защитить докторскую диссертацию с присвоением учёной степени доктора юридических наук.

1.2 Создание МГЮА и история его развития.

Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА) — федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования (высшее учебное заведение). На сегодняшний день является одним из лучших юридических ВУЗов Восточной Европы.

Здание Академии находится в историческом месте Москвы. В летописях село Кудрино упоминается с 1412 года. Некогда оно было собственностью Новинского монастыря, а до того этими землями владел серпуховской князь Владимир Храбрый, двоюродный брат Дмитрия Донского.

В 1764 году Новинский монастырь пришел в запустение, и его земли были переданы под застройки для офицеров и чиновников. На месте, где сейчас находится Академия, располагалась городская усадьба, принадлежавшая дворянину Высоцкому Г.П. По традиции того времени здание представляло собой череду взаимосвязанных деревянных строений История создания МГЮА, Все об университете, http://msal.ru/general/academy/all_about/. .

В 1812 году в момент прихода в Москву Наполеона большая часть села Кудрина выгорела. Сгорело и владение Высоцкого. Владельцем усадьбы стал надворный советник Хилков И.А.. Он разбил на территории усадьбы сад, возвел несколько построек, которые сдавал в наем. Затем владение было приобретено графиней Крейц, а в 1899 году выкуплено у нее городом.

В 1901 году по проекту архитектора Никифорова А.А. здесь было построено трехэтажное здание для Московского реального училища. Оно сохранилось до сих пор (в нем располагается учебный корпус Академии). На месте сада были возведены каменные жилые корпуса для преподавателей и служителей училища Там же. .

История создания Академии связана с 1931 годом, когда в Москве были образованы Центральные заочные курсы советского права (заочный правовой вуз). В 1933 году курсы были переименованы в Центральный заочный институт советского права (ЦЗИСП), который в 1937 году был преобразован в Всесоюзный юридический заочный институт (ВЮЗИ), а в 1990 году — в Московский юридический институт (МЮИ). 15 июня 1993 года МЮИ получил статус Московской государственной юридической академии (МГЮА) Там же. .

По Приказу Минобрнауки от 12 октября 2012 г. № 812 академия переименована в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)».

Для заочного юридического образования в РСФСР 1931 год стал переломным. В стране ощущался дефицит юридических кадров. До этого времени подготовка юристов по заочной форме осуществлялась на факультетах советского права, крупнейшим из которых был факультет при Московском государственном университете, который был образован в 1927 году. В марте 1931 года на коллегии Наркомата юстиции РСФСР бывшие факультеты советского права было решено преобразовать в самостоятельные институты, также в июне 1931 года принято Положение о Московском институте советского права. Первым директором Московского института советского права был назначен П.И. Стучка. Одновременно с этим коллегия НКЮ РСФСР постановила организовать заочные курсы по подготовке и переподготовке юристов Юшков С.В. История государства и права России. М., 2003 .

Вопросы организации правовых вузов и подготовки кадров работников юстиции рассматривались на V совещании руководящих работников юстиции 18 июля 1931 года. В принятом на нём постановлении отмечалось, что «для скорейшей подготовки и переподготовки кадров работников советской юстиции без отрыва их от непосредственной практической работы» следует «организовать в составе Московского института советского права заочные курсы по правовому образованию». 25 декабря 1931 года НКЮ РСФСР принял Положение о заочном образовании по советскому праву.

В соответствии с этим документом руководство заочным образованием осуществлялось Центральными заочными курсами советского права, которые приравнивались к заочному правовому вузу, и в циркуляре от 13 января 1932 года они именовались Заочным институтом советского права. 21 октября 1933 года Коллегия НКЮ РСФСР преобразовала Центральные заочные курсы советского права в Центральный заочный институт советского права со статусом сектора заочного правового образования Отдела подготовки и переподготовки кадров НКЮ РСФСР.

В задачу института входили подготовка, переподготовка и повышение квалификации в форме заочного обучения судебных и прокурорских работников, юрисконсультов и служащих хозяйственных и государственных учреждений. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 марта 1935 года «О мероприятиях по развертыванию и улучшению правового образования» существовавшие на тот период времени институты советского права были переименованы в правовые институты.

Центральный заочный институт советского права стал называться Центральным заочным правовым институтом. Позднее Постановлением НКЮ РСФСР от 3 июля 1936 года правовые институты получили наименования юридических. Центральный заочный правовой институт стал Центральным юридическим заочным институтом. Институт имел на территории РСФСР 7 секторов с 36 консультационными пунктами и 8 филиалов: в Харькове, Минске, Тифлисе (Тбилиси), Баку, Ереване, Ташкенте, Сталинабаде, Ашхабаде, т.е. фактически стал всесоюзным История создания МГЮА, Все об университете, http://msal.ru/general/academy/all_about/. .

В соответствии с Постановлением СНК РСФСР № 703 от 29 апреля 1937 года Центральный юридический заочный институт получил новое название, которое носил 63 года — Всесоюзный юридический заочный институт (ВЮЗИ). Постановлением Коллегии НКЮ СССР от 18 октября 1940 года к ВЮЗИ была присоединена Всесоюзная заочная правовая академия. Тогда же по-настоящему началась научная работа. Вышел в свет первый номер «Ученых записок ВЮЗИ».

Далее в 1955 году в Москве открылся вечерний факультет. К 1960 году ВЮЗИ имел 6 заочных факультетов (Москва, Куйбышев (Самара), Краснодар, Хабаровск, Горький (Нижний Новгород), Иваново) и 6 учебно-консультационных пунктов (Оренбург, Калининград, Магадан, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Орджоникидзе (Владикавказ)).

Впервые на альтернативной основе в 1987 году Кутафин О.Е. избран ректором ВЮЗИ. В 1988 году в ВЮЗИ открылся дневной факультет. С 26 сентября 1990 года ВЮЗИ преобразован в Московский юридический институт (МЮИ), а 15 июня 1993 года МЮИ получил статус Московской государственной юридической академии.

В 2012 году федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)».

В разные годы в Академии работали известные отечественные правоведы, такие как: Шишов О.Ф., Рясенцев В.А., Венгеров А.Б., Гурвич М.А., Шакарян М.С., Черниловский З.М., Митричев С.П., Мартемьянов В.С. и многие другие.

Академия — не просто учебное заведение, а настоящая Alma Mater для учащихся. Студенты получают фундаментальные теоретические знания, практические навыки и, что не менее важно, дух профессии. В них воспитывают моральные качества настоящих юристов: целеустремленность, умение вести дискуссию, любовь к людям и своей работе. Именно такой подход позволяет воспитать настоящих профессионалов своего дела и продолжателей давних традиций юридического образования. Бесспорно, это заслуга профессорско-преподавательского состава Академии, ее «золотого фонда» История создания МГЮА, Все об университете, http://msal.ru/general/academy/all_about/. .

МГЮА имени О.Е. Кутафина за время своей деятельности подготовила и выпустила свыше 180 тысяч специалистов с высшим юридическим образованием, многие из которых и сейчас активно сотрудничают с Академией.

Сегодня учебный процесс и научно-исследовательскую работу в Академии обеспечивают 11 институтов, 5 филиалов, 30 кафедр. В Академии действует более 20 научных школ и направлений. Профессорско-преподавательский состав насчитывает около 1000 педагогов, среди них один член-корреспондент Российской академии наук, свыше 190 докторов и 560 кандидатов наук, 33 заслуженных юриста Российской Федерации, 16 заслуженных деятелей науки Российской Федерации, более 100 почетных работников высшего профессионального образования Российской Федерации.

В настоящий момент в Академии обучается одновременно почти 17 тысяч студентов, проходят подготовку более 500 аспирантов и соискателей.

В МГЮА имени О.Е. Кутафина функционируют специализированные Институт права, Международно-правовой институт, Институт прокуратуры, Юридический заочный институт, Институт судебных экспертиз, Институт непрерывного образования, Институт дополнительного профессионального образования, Институт финансового и банковского права, Институт адвокатуры и Институт энергетического права.

С 1931 года до наших дней был пройден огромный путь от заочных курсов до флагмана отечественного юридического образования, и Академия не собирается останавливаться на достигнутом. Впереди еще множество свершений и достижений История создания МГЮА, Все об университете, http://msal.ru/general/academy/all_about/. .

1.3 Нормативноправовая основа деятельности МГЮА

Нормативно-правовой основой деятельности академии является широкий перечень документов, регулирующих все аспекты деятельности:

1. Устав МГЮА имени О.Е. Кутафина;

2. Правила внутреннего распорядка для обучающихся;

3. Положение об организации учебного процесса;

4. Положение о порядке предоставления академических отпусков;

5. Положение об освоении программ ВПО в сокращенные сроки (с дополнениями);

6. Положение о Повторном обучении;

7. Положение о старосте учебной группы;

8. Приказ о соблюдении чистоты и санитарного состояния;

9. Приказ о соблюдении правил курения табака;

10. Положение о магистерской диссертации;

11. Положение о магистерской подготовке;

12. Положение об отчислении студентов;

13. Положение о порядке проведения практики;

14. Положение о БаРС;

15. Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме;

16. Положение о приеме на второй и последующие курсы, в том числе и в порядке перевода;

17. Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов;

18. Положение о платных услугах библиотеки;

19. Правила пользования библиотекой;

20. Приказ о внесении изменений в Правила пользования Библиотекой;

21. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников;

22. Приказ о внесении изменения в Правила внутреннего распорядка для обучающихся;

23. Приказ о внесении изменений в Правила внутреннего распорядка для обучающихся;

24. Правила формирования списка граждан, имеющих право быть принятыми в члены жилищно-строительных кооперативов;

25. Приказ об утверждении Правил формирования списка граждан, имеющих право быть принятыми в члены жилищно-строительнх кооперативов;

26. Приказ о комиссии МГЮА имени О.Е. Кутафина по рассмотрению вопросов о включении граждан в список граждан, имеющих право быть принятыми в члены жилищно-строительных кооперативов;

27. Распоряжение в связи с утверждением Правил формирования списка граждан, имеющих право быть принятыми в члены жилищно-строительных кооперативов;

28. Баланс государственного (муниципального) учреждения на 01.01.2013;

29. Отчет об исполнении учреждением его финансово-хозяйственной деятельности на 01.01.2013;

30. План финансово-хозяйственной деятельности на 2013-2015 гг;

31. Правила внутреннего трудового распорядка;

32. Коллективный договор Нормативные акты МГЮА, http://msal.ru/general/academy/normative_acts/ .

Основным документом является устав академии, в нем отражены все аспекты деятельности академии, ее полное наименование, с учетом внесенных изменений в 2012 году, наименования филиалов в регионах страны, включая сокращения и адрес места нахождения. В общих положениях устава содержится информация о наименовании академии и истории ее создания и утверждения, также в основных положения отражены основные задачи ВУЗа:

1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования;

2) удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим и средним профессиональным образованием, в научно-педагогических кадрах высшей квалификации;

3) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

4) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием, научно-педагогических работников высшей квалификации, руководящих работников и специалистов по профилю ВУЗа, и др Устав Академии, http://msal.ru/common/upload/Ustav_MGUA_nov_red[1].pdf .

А также предмет деятельности:

1) реализация в пределах контрольных цифр приема граждан основных

образовательных программ начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования, дополнительных профессиональных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями. ВУЗ в части реализации указанных образовательных программ руководствуется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и настоящим Уставом;

2) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок по профилю ВУЗа в соответствии с тематическим планом научно-технической работы реализуемым за счет средств федерального бюджета;

3) повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов с высшим профессиональным образованием, педагогических и научно-педагогических кадров высшей квалификации в пределах контрольных цифр приема;

деятельность по обеспечению проживания обучающихся в общежитиях вуза, и др Там же. .

Также, в уставе содержатся следующие положения:

· О приеме абитуриентов;

· Об образовательной деятельности ВУЗа;

· Об управлении ВУЗом;

· Об обучающихся и сотрудниках ВУЗа;

· О подготовке и повышении квалификации научно-педагогических и научных работников;

· Об экономике ВУЗа;

· Об учете, отчетности и контроле;

· О международной и внешнеэкономической деятельности ВУЗа;

· О видах локальных актов, регламентирующих деятельность ВУЗа;

· О реорганизации и ликвидации ВУЗа Устав Академии, http://msal.ru/common/upload/Ustav_MGUA_nov_red[1].pdf .

Такой широкой перечень документов помогает охватывать и регулировать все сферы деятельности Академии, что является неотъемлемой частью существования и успешного функционирования любого образовательного учреждения.

Глава 2. Структура и основные направления деятельности МГЮА.

2.1 Основные факультеты и научные подразделения МГЮА

Образовательная деятельность академии состоит из нескольких подразделений:

1. Основные образовательные программы;

2. Дополнительные образовательные программмы;

3. Отделение повышения квалификации профессорско-преподавательского состава;

4. Отделение дополнительных профессиональных программ;

5. Отделение иностранных языков;

6. Отделение довузовской подготовки Основные образовательные программы Академии, http://msal.ru/primary-activity/education/educational_program/ .

Основные образовательные программы академии делятся на две группы:

1. Высшее профессиональное образование;

2. Среднее профессиональное образование.

В данной работе главным образом речь идет о высшем профессиональном образовании, поэтому разберем структуру ВПО более подробно Там же. .

На базе ВПО по направлению юриспруденция, с присвоением степени бакалавр или специалист, в зависимости от выбранной программы обучения, в академии реализуются следующие профили подготовок:

4. Прокурорско-следственная деятельность;

5. Сокращённая программа;

7. Юрист в области спорта, шоу-бизнеса и рекламы;

8. Юрист в сфере энергетики;

9. Юрист в финансовой и банковской сфере Основные образовательные программы Академии, http://msal.ru/primary-activity/education/educational_program/ .

Данные профили подготовок на очной форме обучения обеспечивают такие институты, как:

1. Институт права,

2. Международно-правовой институт,

3. Институт прокуратуры,

4. Юридический заочный институт,

5. Институт финансового и банковского права,

6. Институт адвокатуры,

7. Институт энергетического права Там же. .

На очно-заочной (вечерней) форме обучения и заочной форме обучения:

1. Юридический заочный институт.

На базе ВПО по направлению судебная экспертиза, с присвоением степени специалиста, в академии реализуются такие профили подготовок как:

1. Речеведческая экспертиза;

2. Экономическая экспертиза.

Данные программы осуществляются в Институте судебных экспертиз только в форме очного обучения.

Также на базе ВПО в академии существует магистерская подготовка на базе Института магистратуры в форме очного, очно-заочного и заочного образования, институт предлагает следующие программы подготовок:

1. Банковский юрист;

2. Договорное право;

3. Корпоративное право;

4. Криминалистическое обеспечение уголовного преследования;

5. Магистр в сфере Европейского права;

6. Международное право;

7. Налоговый юрист;

8. Налоговое право России и зарубежных стран;

9. Органы государственной и муниципальной власти в РФ: правовое регулирование и практика реализации;

10. Особенности рассмотрения судами гражданских дел;

11. Право интеллектуальной собственности;

12. Правовая лингвистика;

13. Право международной торговли ;

14. Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист);

15. Правовые основы государственного управления и исполнительная власть;

16. Спортивное право;

17. Судебная адвокатура;

18. Судебная экспертиза документов;

19. Трудовое право в условиях рыночной экономики;

20. Теория и практика международного частного права;

21. Теория и практика применения уголовного закона;

22. Энергетическое право;

23. Экономические экспертизы в судопроизводстве Основные образовательные программы Академии, http://msal.ru/primary-activity/education/educational_program/ .

Институт Дополнительных образовательных программ, в свою очередь, был создан 10 октября 2012 года приказом ректора МГЮА. В задачи института входит реализация известного девиза современного общества — «образование через всю жизнь». Институт включил в себя четыре структурных подразделения:

· Отделение повышения квалификации профессорско-преподавательского состава:

Отделение повышения квалификации профессорско-преподавательского состава является структурным подразделением Института дополнительных образовательных программ Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Программы повышения квалификации Университета имени О.Е. Кутафина разработаны ведущими преподавателями кафедр и научными сотрудниками Университета. Целью реализации программ является повышение квалификации и получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Содержание программ представлено в соответствующем разделе web-сайта Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Обучение слушателей проводится по очной и очно-заочной формам. Повышение квалификации может проходить в форме стажировки. По завершении обучения слушателям, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца Дополнительные образовательные программы Академии, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, http://msal.ru/primary-activity/education/add_educational_program/pkp/ ;

· Отделение дополнительных профессиональных программ:

Основной задачей дополнительных профессиональных программ является повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров в области юриспруденции.

Цель реализации этих программ в актуализации профессиональных знаний, совершенствовании деловых качеств специалистов, их подготовке к выполнению трудовых функций в новых условиях.

Программы рассчитаны на юристов, экономистов, специалистов смежных отраслей знаний, работающих в государственных органах, органах местного самоуправления, в сфере предпринимательства и бизнеса.

Применение современных методик обучения позволяет слушателям получить актуальные знания в области конституционного, гражданского, трудового, социального, земельного, финансового, налогового, таможенного, международного законодательства России и зарубежных стран и уметь применять их на практике Дополнительные образовательные программы Академии, дополнительные профессиональные программы, http://msal.ru/primary-activity/education/add_educational_program/idpo/ ;

· Отделение довузовской подготовки:

Обучение на курсах дает возможность получить комплексную подготовку по циклу дисциплин, вынесенных на вступительные испытания, а так же подготовку к участию в олимпиаде Университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА). Так же помогает усвоить наиболее трудные и проблемные разделы изучаемых дисциплин, способствует адаптации учащихся к вузовской лекционно-семинарской системе занятий, вырабатывает навыки конспектирования, самостоятельной работы с учебной литературой, закладывая тем самым основу для успешной учебы в высшем учебном заведении. Обучение на курсах помогает закрепить профессиональную ориентацию слушателей на получение высшего юридического образования и повышает общую и правовую культуру учащихся Дополнительные образовательные программы Академии, довузовская подготовка, http://msal.ru/primary-activity/education/add_educational_program/preparatory_center/ .

Содержание учебного процесса определяется учебными программами, составленными на основе госстандартов и с учетом требований предметных комиссий Университета.

Так же отделение довузовской подготовки проводит подготовку слушателей, которые имеют аттестат до 2009 г. по обществознанию, истории России, русскому языку, для сдачи вступительных экзаменов в традиционной форме.

Занятия в отделении довузовской подготовки проводят профессора, доценты кафедр Университета, являющиеся авторами учебников и учебных пособий для студентов, обучающихся по направлению «Юриспруденция». Преподаватели имеют успешный опыт работы со школьниками старших классов по программам подготовки к поступлению в вуз;

· Отделение иностранных языков

Отделение иностранных языков МГЮА имени О.Е. Кутафина реализует дополнительные образовательные программы изучения иностранных языков.

Отделение предоставляет возможность изучения английского, немецкого, французского и испанского языков.

В наш век глобализации, активной межкультурной коммуникации очень важно не просто уметь общаться на иностранном языке, но владеть им на уровне, необходимом для общения в профессиональной среде. Зачастую, для успешной карьеры требуется владение несколькими иностранными языками.

Основной целью института является предоставление качественных образовательных услуг в области дополнительного образования и развитие новых программ для разных категорий слушателей. При этом каждое подразделение имеет свои конкретные задачи и цели и развивает различные компетенции современного человека посредством дополнительных образовательных программ — как например повышение квалификации в области юриспруденции, профессиональная переподготовка, знания в области иностранных языков, подготовка к олимпиаде и обучению в вузе, изучение русского языка как иностранного и т.д. Дополнительные образовательные программы Академии, отделение иностранных языков, http://msal.ru/primary-activity/education/add_educational_program/foreign_lang/ .

2.2 Кафедры МГЮА и основные направления их деятельности

На базе ВПО в академии существуют выпускающие кафедры и общеакадемические кафедры, к выпускающим относятся 25 кафедр:

1. Адвокатуры и нотариата;

2. Административного права и процесса;

3. Банковского права;

4. Гражданского и семейного права;

5. Гражданского и административного судопроизводства;

6. Интеллектуального права;

7. Истории государства и права;

8. Конкурентного права;

9. Конституционного и муниципального права;

11. Криминологии и уголовно-исполнительного права;

12. Международное право;

13. Международного частного права;

14. Организации правоохранительной деятельности;

15. Права Европейского Союза;

16. Предпринимательского права;

17. Спортивного права;

18. Судебных экспертиз;

19. Теории государства и права;

20. Трудового права и права социального обеспечения;

21. Уголовного права;

22. Уголовно-процессуального права;

23. Финансового права;

24. Экологического и природоресурсного права;

25. Энергетического права Материалы с официального сайта Академии: Выпускающие кафедры МГЮА, http://msal.ru/general/chairs/graduate/ .

Рассматривая направления деятельности некоторых из представленных кафедр более подробно следует сказать, что кафедра адвокатуры и нотариата была создана 07.12.1992. Будучи одной из самых молодых кафедр, кафедра адвокатуры и нотариата ведет активную научно-преподавательскую и учебно-методическую деятельность в рамках адвокатуры и нотариата как наук и как отраслей права, предусмотренных, в частности, в Конституции России Материалы с официального сайта Академии: Выпускающие кафедры МГЮА, Кафедра Адвокатуры и Нотариата, http://msal.ru/general/chairs/graduate/advocacy_notary/ .

В своей научной деятельности кафедра адвокатуры и нотариата ориентируется на сочетание изучения и научно-практического анализирования различных аспектов адвокатской и нотариальной деятельности на базе действующего законодательства, корпоративных актов (имеющих в сфере адвокатуры и в сфере нотариата весьма существенное значение) и правоприменительной практики Там же. .

Кроме того, преподавателями кафедры исследуются такое общеправовые вопросы, как история адвокатуры и нотариата, специфика этических требований, зарубежный опыт.

Отражением многоплановости направлений научно-исследовательской деятельности кафедры является многообразие учебных предметов, представленных на соответствующей странице данного раздела.

На кафедре готовятся и успешно защищаются диссертационные исследования по различным направлениям научного рассмотрения отдельных вопросов адвокатуры и нотариата.

Для достижения этих задач кафедра организовала и поддерживает контакты с научными деятелями соответствующего профиля различных стран СНГ, а также — международное сотрудничество.

Подобное широкое освещение в деятельности кафедры различных вопросов адвокатуры и нотариата способствует тому, что кафедра приглашается к выступлению в качестве своеобразного экспертного учреждения. Так, в 2012 году кафедра адвокатуры и нотариата готовила заключение по предложениям по внесению изменений и дополнений в Кодекс профессиональной этики адвоката Там же. .

Кроме того, кафедра традиционно выступает организатором работы секции адвокатуры и нотариата в рамках конференции «Кутафинские чтения».

Тогда как с момента начала работы Всесоюзного юридического заочного института административное право преподавалось в рамках кафедры Советского строительства, административного и финансового права. С середины 70-х годов прошлого века образовалась кафедра Административного и финансового права, в 1994 году она разделилась на две самостоятельные кафедры: кафедру Административного права и кафедру Финансового права Материалы с официального сайта Академии: Выпускающие кафедры МГЮА, Кафедра Адвокатуры и Нотариата, http://msal.ru/general/chairs/graduate/advocacy_notary/ .

Говоря о кафедре финансового права, следует упомянуть, что переход Российской Федерации к системе рыночных отношений коренным образом повлиял на структуру подготовки юридических кадров в России. Отношения старой системы вошли в противоречие с законами формирующейся рыночной экономики и структурами управления обществом.

В стране быстрыми темпами стала формироваться новая административная и финансово-правовая база, отвечающая требованиям современной экономики и роли государства в ней. Изменились цели и задачи подготовки юридических кадров Материалы с официального сайта Академии: Выпускающие кафедры МГЮА, Кафедра Финансового права, http://msal.ru/general/chairs/graduate/finance_law/ .

В этих условиях в 1994 г. приказом ректора МГЮА, академика РАН Олега Емельяновича Кутафина была образована первая в новой России и на всем постсоветском пространстве кафедра финансового права и бухгалтерского учета (с 2010 года — кафедра финансового права), отвечающая изменившимся требованиям, которая в настоящее время превратилась в реально функционирующий научно-педагогический центр, имеющий тесные связи с другими аналогичными структурами в стране.

Создана новая финансово-правовая научная школа, которая в настоящее время является «кузницей кадров» по финансовому праву для всей России. На кафедре подготовлено и издано множество научно-исследовательских и учебно-методических работ по тематике работы кафедры: двенадцать учебников и учебных пособий по финансовому, налоговому, банковскому и бюджетному праву, по правовым основам бухгалтерского учета, финансово-правовому регулированию внешнеэкономической деятельности, финансовому и валютному контролю и др Материалы с официального сайта Академии: Выпускающие кафедры МГЮА, Кафедра Финансового права, http://msal.ru/general/chairs/graduate/finance_law/ .

Основными направлениями в работе кафедры в настоящее время являются: а) финансовая деятельность и финансовый контроль в правовой системе социального управления; б) целостность и системность финансового права; в) тенденции развития бюджетного законодательства; г) налоговое право; д) государственный и муниципальный кредит, государственный долг; е) консультационная работа кафедры по подготовке правовых норм при разработке законодательства по финансовым вопросам и многие другие.

В 1998 г. кафедра провела первую международную научно-практическую конференцию по финансовому праву «Бюджет — налоги — банки», в 2004 г. прошла аналогичная конференция. В 2002 г. была организована межвузовская студенческая конференция по теме «Налоговое право России: современное состояние и перспективы развития». С 2009 года члены кафедры ежегодно принимают участие в Международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы XXI века» (Кутафинские чтения) Там же. .

За время существования кафедры с 1994 г. было подготовлено более 100 кандидатов и 20 докторов юридических наук, из которых трое (О.В. Болтинова, Е.Ю. Грачева, Н.М. Артемов) работают профессорами кафедры.

Члены кафедры принимают самое активное участие во всех научно-практических конференциях, связанных с обсуждением финансово-правовой проблематики, проводимых на территории Российской Федерации и за рубежом Материалы с официального сайта Академии: Выпускающие кафедры МГЮА, Кафедра Финансового права, http://msal.ru/general/chairs/graduate/finance_law/ .

Преподаватели кафедры являются членами научно-консультационных, экспертных советов различных органов власти, в том числе Совета Федерации, Государственной Думы, Верховного Суда РФ, Счетной палаты, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Центрального банка РФ, Агентства по страхованию вкладов и др. Активно участвуют в деятельности Ассоциации юристов России, являются членами редакционных советов многих научных юридических журналов Там же. .

На ряду с выпускающими кафедрами на базе ВПО в ВУЗе существуют так же и Общеакадемические кафедры, такие как:

1. Английского языка № 1;

2. Английского языка № 2;

3. Иностранного языка;

4. Кафедра правовой информатики;

5. Физического воспитания;

6. Философских и социально-экономических дисциплин.

Как можно увидеть из перечисленных выше кафедр, МГЮА является уникальной академией подготавливающей специалистов юриспруденции в разных сферах деятельности, что является очень важным аспектов в настоящее время Материалы с официального сайта Академии: Общеакадемические кафедры МГЮА, http://msal.ru/general/chairs/general-academic/ .

В ходе данной работы было рассмотрено юридическое образование в России на примере академии Е.О. Кутафина. Согласно задачам курсовой работы были раскрыты такие аспекты как, роль юридического образования в правовом государстве, определение места МГЮА в системе юридического образования, раскрытие нормативно-правовой основы деятельности МГЮА. Так же были определены основные направления деятельности академии и раскрыта внутренняя структура академии. Таким образом, раскрыв все поставленные задачи была достигнута цель работы, т.е. раскрыты основные направления профессионального юридического образования в России на примере МГЮА.

В соответствии с этим можно сказать, что юридическое образование, как и юридическая профессия, является одним из самых престижных в настоящее время. Юриспруденция популярна сейчас в России как никогда ранее. Россия стремится быстро наверстать упущенное и войти в группу наиболее развитых стран мира, которые характеризуются высоким престижем права, юридической профессии и, соответственно большим числом юристов. На фоне этого в России создаются и развиваются быстрыми темпами множество юридических институтов Научная статья: «Юридическое образование в России: Выбор пути», http://www.law-students.net/; . Таковым является и МГЮА.

История создания Академии связана с 1931 годом, когда в Москве были образованы Центральные заочные курсы советского права (заочный правовой вуз). В 1933 году курсы были переименованы в Центральный заочный институт советского права (ЦЗИСП), который в 1937 году был преобразован в Всесоюзный юридический заочный институт (ВЮЗИ), а в 1990 году — в Московский юридический институт (МЮИ). 15 июня 1993 года МЮИ получил статус Московской государственной юридической академии (МГЮА).

По Приказу Минобрнауки от 12 октября 2012 г. № 812 академия переименована в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)».

В настоящее время образовательная деятельность Академии делится на высшее профессиональное образование и среднее профессиональное образование, и состоит из 6 подразделений, включая основные образовательные программы, дополнительные образовательные программы, отделения повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, дополнительных профессиональных программ, иностранных языков, а так же отделение довузовской подготовки.

Также в Академии на базе ВПО существуют выпускающие кафедры и общеакадемические кафедры, к выпускающим относятся 25 кафедр, включая адвокатуры и нотариата, гражданского и семейного права, истории государства и права, конституционного и муниципального права; и другие ведущие кафедры, к общеобразоваетльным относятся кафедры иностранного языка, философских и социально-экономических дисциплин и др.

Нормативно правовая основа Академии включает в себя более 30 актов, договоров и постановлений, которые полностью регулируют всю деятельность ВУЗа.

Как видно из работы МГЮА на сегодняшний день является уникальной академией подготавливающей специалистов юриспруденции в разных сферах деятельности, что является очень важным аспектов в настоящее время. Академия предлагает широкий спектр услуг в сфере юридического образования, что делает этот университет одним из лучших в своей области, учитывая высокий уровень преподавания.

Список использованных источников

1. Вернадский Г.В. Русская историография. М., 2000;

2. Владимирский-Буданов М.Ф., Обзор истории русского права, История. Культурология., -М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005;

3. Голубчиков Ю.Н. Нестеренко В.Ф., Будущее России. Четыре сценария, Москва.:Капитал инфо, 2006;

4. Карамзин Н.М. История государства российского. В 3 т. М., 2002;

5. Кропачев Н. М.,Попондопуло В. Ф, Филиппова М.В., Шевелева Н.А. Система высшего юридического образования в России: Состояние и перспективы развития / //Правоведение. -2004. — № 5. — С. 4 — 20;

6. Тилле А., Занимательная юриспруденция — М.:Галарт, 2000;

7. Чистякова О.И., История отечественного государства и права./ М.:Юрист, 2007;

8. Юшков С.В. История государства и права России. М., 2003;