Первый российский ежегодный конгресс: «Трансформация городов. Стратегии и модельные проекты»

В Санкт-Петербурге 8-9 сентября 2011 года состоялся Первый российский ежегодный конгресс «Трансформация городов. Стратегии и модельные проекты».

Мероприятие, организованное медиахолдингом РБК совместно с Гильдией управляющих и девелоперов, стало одним из центральным событий деловой программы Международного инвестиционного форума ProEstate. Широкая поддержка конгресса подтвердила актуальность идеи, провозглашенной организаторами — для запуска программ изменений в российских городах необходимы широкое обсуждение и коллективный договор.

Города распадаются на части

Первая панельная дискуссия конгресса, посвященная трансформации мегаполисов, началась с провозглашения неожиданного тезиса. Его выдвинул известный российский урбанист, действительный член Международной Академии Архитектуры, член Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев. «Мегаполис – давно уже не город», – заявил эксперт. Как он пояснил, «крупные города становятся тоталирными. В современном мегаполисе отсутствует главный признак города — городское сообщество». Нет общего занятия, скрепляющего городское сообщество, и порожденных таким занятием общих ценностей. «Из центров мегаполисов уходят фабрики и заводы, а вместе с ними – та культурная среда, которая исторически формировала город, – подчеркнул Вячеслав Глазычев. – А формирование нового культурного ядра происходит с большим трудом».

Иностранные участники конгресса подтвердили справедливость его наблюдений. Президент Эстонского центра архитектуры Улар Марк сказал, в частности, о градостроительной политике, реализуемой во многих случаях в отрыве от городского сообщества. «Проблема в том, что политические решения в градостроении чаще всего диктуются экономическими интересами, – прокомментировал он. -  Реализуются масштабные проекты, которые, однако, резко ухудшают качество городской среды для граждан. Нужно создавать городскую среду, которая была бы удобна для всех, и это невозможно сделать без активного участия горожан».

Известный теоретик архитектуры, издатель журналов «Проект Россия» и  «Проект International” Барт  Голдхорн указал на то, что исчезновению городского сообщества во многом способствует принцип  формирования городского пространства. «Сегодня мы можем говорить о появлении железного занавеса нового типа, – отметил г-н Голдхорн. – Внутри городов появились закрытые, обнесенные заборами кварталы, внутрь которых могут попасть только люди, в них живущие». У социологов этот феномен получил название «gates communities” – сообщества за заборами. Закрытые элитные кварталы, отделенные стеной и охраной от массовой застройки для бедняков, не знакомые советскому городу, теперь стали приметой российской жизни. Разобщенные социально, города пространственно распадаются на неравные части — небольшой «пафосный» центр, перегруженный людьми, машинами и событиями, и протяженные депрессивные окраины. Отсюда — «пробки» и другие нарастающие инфраструктурные проблемы.

В этом контексте «ядерную» тематику развил Антон Жилинский – заместитель  генерального директора компании «СТАРТ Девелопмент». Если центры городов не справляются с объединяющей ролью, значит, нужна частичная децентрализация — передача важнейших функций удаленным территориям. Развивая мысль, эксперт назвал один из способов пространственной децентрализации. «Ядро, вокруг которого вращаются и взаимодействуют связанные с ним элементы, – схема, придуманная самой природой, причем как на микро, так и на космическом уровне, – сказал  Антон Жилинский. – Спасением для мегаполисов могут стать города-спутники, тяготеющие к центру, но самодостаточные — со  своей культурной средой, своими интересными местами приложения труда». По замыслу «СТАРТ Девелопмент», разработанный компанией проект города-спутника Южный должен стать именно таким элементом сложной городской системы.

Антон Жилинский привел примеры консервации исторических центров за счет создания «планетарной системы».  По такой модели развивается ряд городов Европы, США и Канады, где усиливается тенденция к субурбанизации. Многие европейские столицы – Париж, Лондон, Стокгольм – территориально расширяются не за счет присоединения прилегающих земель, а путем создания периферийных компактных микрорайонов и городов-спутников. В последние годы «ядерный» макет взяли за основу азиатские страны – Пекин и Сеул реализуют идеи нового урбанизма, создавая вокруг железных ядер городов новые зеленые планеты.

Еще один подход к исправлению социальных и пространственных дефектов крупных городов обозначил исполнительный директор ЗАО «Общественно-деловой центр «Охта» Александр Бобков. По его мнению, необходимы крупные проекты, способные «запустить» развитие окраинных районов, сделать их престижными за счет переноса на эти территории деловой функции. «Сегодня мы имеем ситуацию, когда 80% населения Петербурга работает в значительном удалении от места проживания, – отсюда и нагрузка на инфраструктуру», – констатировал Александр Бобков и продолжил: «Проблема Петербурга – отсутствие современных деловых районов. Наш проект создания общественно-делового центра нацелен на решение этой проблемы. Кроме того, это попытка реализовать на практике полицентричную модель городской среды».

Необходимо отметить, что возможность реализации полицентрической градостроительной модели дискутировалась не только на конгрессе «Трансформация городов», но и на других мероприятиях форума ProEstate. Ряд экспертов высказался против этой модели, отметив, что она грозит полным разрывом связей — в том числе, инфраструктурных — между городскими территориями. Если город через несколько десятилетий превратится в набор слобод, разделенных пустырями, вряд ли это будет хорошим результатом. Как отметила модератор конгресса — руководитель проекта РБК «Будущий Петербург» Елена Кром, принцип построения новых социальных и пространственных связей между элементами городской среды  – один из из острых вопросов, выявленных конгрессом. И по этому вопросу экспертам еще предстоит договариваться.

 

Жаль, что придется уехать

Основные проблемы перехода от индустриальной эпохи к постиндустриальной, с которыми сталкиваются мегаполисы, актуальны и для городов меньшего размера. Об этом говорили представители Вологды, Перми, Сургута, Ульяновска и другие участники второй дискуссии Конгресса, которая называлась «От индустриального города — к современному». «Ключевым условием  создания комфортной городской среды является  наличие долгосрочной стратегии развития города», – начал дискуссию управляющий директор Банка ВТБ, вице-президент Гильдии управляющих и девелоперов Александр Ольховский. Как показала дискуссия, новые стратегии появились у многих российских городов, и вслед за ними разрабатываются мастер-планы, определяющие принципы пространственного развития. Но наличие стратегических документов еще не означает, что город сумеет сделать шаги, принципиально меняющие его облик.

Единственным, по общему признанию, городом в России, где точно осуществляется  стратегическая трансформация городской среды, является Пермь. О  том, как это происходит,   рассказал первый заместитель  Пермской  городской думы Аркадий Кац. «Главный принцип стратегии – это принцип компактного города, – объяснил он. -  Пермь не будет расширяться в процессе трансформации. Нет деления на спальные и промышленные районы. На каждой территории представлен весь набор функций – включая рекреационную. Город застраивается только по квартальному принципу – точечной застройки нет».

Набор принципов, которым необходимо следовать  в процессе  создания  привлекательного для жизни города расширил  известный предприниматель, основатель торговых сетей «Лента» и «Норма» Олег Жеребцов. «Среди важнейших задач в повышении привлекательности города — наладить электронное общение с государством, – сказал  бизнесмен. – Огромное количество людей бесполезно перемещаются по городу, перевозя различные бумажки. И  второе: городским правительствам пора перестать лоббировать интересы отдельных инвесторов, что, кстати, является причиной точечной застройки. Это сделать трудно, но это нужно сделать ради будущих поколений».

Участники дискуссии совместно определили повестку дня российского города до 2020 — 2025 года. Борьба с оттоком жителей (прежде всего, молодежи) — главная задача для всех. «Мы попросили старшеклассников написать сочинения об их отношении к городу, – отметил, в частности, первый вице-мэр Сургута Роман Марков. – Основная мысль была следующей: прекрасный город — жаль, что придется уехать». Поэтому создание яркой городской среды – «культурных ядер», упомянутых Вячеславом Глазычевым — становится ключевым пунктом повестки дня. «С такой унылой средой, которая сейчас у нас есть, никаких результатов не добьешься», – подчеркнул Роман Марков. Третий пункт повестки — пространственная перестройка и, в том числе, решение дилеммы: освоение новых территорий vs трансформация в рамках существующих городских границ. Причем, как подчеркнул мэр Вологды Евгений Шулепов, в центр градостроительной политики должен быть поставлен человек: «мы ждем от градостроителей и архитекторов таких новых решений, которые принципиально повысят качество жизни наших людей, а не будут отвлеченно красивыми или оригинальными». Четвертая задача — формирование «умных городов», то есть использование высокотехнологичных решений для модернизации инфраструктур, управление городскими системами на основе оперативного сбора и анализа информации. И все эти задачи, по словам Вячеслава Глазычева, не решаемы за счет управленческого ресурса, без опоры на городское сообщество.

В этом контексте показательной стала выездная программа «Креативный город», организованная в рамках Конгресса Центром независимых социологических исследований. Социолог Олег Паченков продемонстрировал участникам примеры развития города «снизу» – новые креативные пространства, созданные молодыми горожанами в «сером поясе» Петербурга. Лофты, образованные в бывших заводских корпусах в последние 5 лет, дали толчок к развитию культурной среды города. Однако не понятно, почему городская власть не опирается на инициаторов таких проектов для преобразования депрессивных районов, их социальной жизни, экономики и пространства. Было отмечено, что государственно-частное партнерство в этой сфере не работает. Без этого сложно преобразовать точечные арт-объекты в масштабные креативные кластеры, существенно влияющие на привлеательность района.

 

И строить, и управлять

Третья дискуссия была посвящена тому, как построить «умную» и эффективную инфраструктуру в реалиях российского города. Участники обсудили основной из спорных вопросов в этой теме: наращивать инфраструктуру (транспортную и инженерную) или разумно, с помощью инноваций, управлять существующей? «Простое количественное развитие инфраструктуры приводит лишь к увеличению транспортного потока и не решает проблему тех же пробок, – предостерег руководитель программы «Разумные города»   IBM в Восточной Европе Роберт Кернсток. – Нужно не столько наращивать инфраструктуру, сколько оптимизировать управление транспортными и инежнерными сетями, которые уже построены. Для этого у городских правительств есть мощный ресурс – современные информационные технологии».

С другой стороны, при наличии серьезных «дыр» в инфраструктуре,  информационные технологии не помогут. Так, по словам директора по стратегическому развитию ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» Владислава Бородулина, одним из ключевых признаков эффективного города является наличие современного аэропорта. «Есть немало примеров того, что построенный буквально в чистом поле аэропорт становился двигателем изменений в регионе», – обосновал он свою мысль. Говоря о том, каким образом можно получить оптимальную модель финансирования подобных крупных инфраструктурных проектов,   г-н Бородулин упомянул механизм ГЧП, который был применен в Пулково. «То, что частные компании получили в управление третий в стране по значимости аэропорт, говорит о дальновидности городского правительства».

Тему  финансирования инфраструктурных проектов затронул и директор компании «Конфидент» Петр Кузнецов. «Понятно, что таких гигантских денег, которые требуются на создание в российском городе качественной инженерной инфраструктуры, у государства нет, – заметил он. – Но вопрос денег, я уверен, можно решить».  С тезисом об отсутствии у государства денег категорически не согласился генеральный директор «Ренова Строй Групп» Михаил Семенов. «Деньги в  нашей стране есть, – посетовал  г-н Семенов. – Другое дело, что в нашей стране почему-то нет денег на инфраструктуру, а на что-то другое они есть».

Как заметил первый заместитель председателя Комитета по инвестициям и  стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга Олег Лысков,  эта проблема отнюдь не главная. «Надо понимать, что не все проблемы решаются деньгами,  – прокомментировал он высказывания предыдущих спикеров. – Для того, чтобы думать, деньги не нужны. Для того, чтобы проявлять политическую волю, деньги тоже не нужны».  Участники мероприятия сошлись в том, что решение многих актуальных для города вопросов невозможно без наличия постоянно действующей площадки для их публичного обсуждения. В этом смысле мероприятия, организуемые медиахолдингом РБК, являются, по общему признанию, одной из наиболее успешных попыток создания такой площадки.