Аукцион в гк рф

Согласно ст. 448 ГК РФ при заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору. Был проведен аукцион на право заключения договора водопользования, в котором приняли участие несколько лиц, одно из которых был признано его победителем. Указанное лицо считает, что внесенный задаток может использоваться им в счет оплаты как предмета аукциона, так и в счет оплаты по договору водопользования. Прав ли победитель аукциона?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В данном случае предметом аукциона являлось именно право на заключение договора водопользования, а не собственно заключение этого договора. В связи с этим положения п. 5 ст. 448 ГК РФ к данной ситуации применены быть не могут.
Внесенный задаток должен быть зачтен в счет оплаты предмета аукциона (права на заключение соответствующего договора), а не в счет оплаты по договору водопользования.

Обоснование вывода:
Действительно, п. 5 ст. 448 ГК РФ предусматривает, что участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.
Однако необходимо учитывать, что действующее законодательство различает два вида торгов в зависимости от их предмета, а именно: торги, предметом которых является собственно заключение договора, и торги, предметом которых является только право на заключение договора. При этом победа участника в аукционе по продаже права на заключение договора еще не свидетельствует о заключении договора между сторонами, а только порождает взаимные обязательства сторон заключить договор в течение определенного периода времени после завершения торгов и оформления протокола, который имеет силу предварительного договора (смотрите, например, постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 3 августа 2017 г. N Ф06-23089/17 по делу N А55-25281/2016 и от 4 сентября 2014 г. N Ф06-14449/13 по делу N А72-1091/2014, Второго арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2015 г. N 02АП-3091/15, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2015 г. N 11АП-17084/14 и от 17 июня 2014 г. N 11АП-7826/14).
На основании п. 1 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. В таком случае договор заключается с лицом, выигравшим торги. При этом в определенных случаях, указанных в ГК РФ или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов (п. 3 ст. 447 ГК РФ). В силу ч. 1 ст. 16 ВК РФ договор водопользования заключается по результатам аукциона, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи. Согласно ч. 3 ст. 16 ВК РФ порядок подготовки и заключения договора водопользования, форма примерного договора водопользования, порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора водопользования утверждаются Правительством РФ. Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе (далее — Правила), а также Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования (далее — Правила проведения аукциона) были утверждены постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 230.
Пунктом 20 Правил проведения аукциона предусмотрено, что задаток вносится заявителем в срок и в порядке, которые устанавливает организатор аукциона, на счет, реквизиты которого указываются организатором аукциона в извещении. Размер задатка составляет 100 процентов начальной цены предмета аукциона. С 20 февраля 2018 начальная цена предмета аукциона устанавливается в размере платы за пользование водным объектом за весь период действия договора водопользования, но не более чем за 10 лет, исходя из установленных ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, собственности муниципальных образований (п. 9 Правил проведения аукциона)*(1).
Основанием для заключения договора водопользования являются протокол аукциона, а также документ, подтверждающий оплату победителем аукциона предмета аукциона в течение 10 рабочих дней, следующих за датой завершения аукциона, путем перечисления денежных средств в размере окончательной цены предмета аукциона на счет, указанный организатором аукциона, с учетом внесенного задатка (п. 9 Правил). Согласно п. 10 Правил победитель аукциона в течение 10 рабочих дней с даты подписания протокола аукциона представляет организатору аукциона подписанный им договор водопользования, а также документ, подтверждающий оплату победителем аукциона предмета аукциона. Иными словами, в счет платы за право заключения договора водопользования — предмета аукциона должны быть зачтены все денежные средства, внесенные победителем аукциона.
В рассматриваемом случае предметом аукциона являлось именно право на заключение договора водопользования (п. 2 Правил проведения аукциона, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 8 февраля 2017 г. N 08АП-16116/16), а не собственно заключение этого договора. Поэтому положения п. 5 ст. 448 ГК РФ к данной ситуации применены быть не могут (смотрите также кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда УР от 6 июня 2011 г. по делу N 33-1952). Внесенный участником аукциона задаток должен быть зачтен в счет оплаты предмета аукциона (права на заключение соответствующего договора), а не в счет оплаты по договору водопользования.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

28 февраля 2018 г.

————————————————————————-
*(1) Ранее начальная цена предмета аукциона устанавливалась в размере годовой платы за пользование водным объектом в соответствии с договором водопользования, исходя из установленных ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, собственности муниципальных образований.

Статья 447. Заключение договора на торгах

1. Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

2. В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.).

3. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

4. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

5. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом.

6. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются также к торгам, проводимым в целях заключения договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг или приобретение имущественных прав, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений.

К организованным торгам правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, не применяются, если иное не установлено законом.

Комментарий к Ст. 447 ГК РФ

1. Комментируемая статья вместе со ст. ст. 448 и 449 ГК РФ образует группу предметно однородных статей, которые содержат комплекс правил о торгах . Для понимания смысла этих статей важны общие для них пояснения, которые содержатся в п. п. 1 — 6 комментария к данной статье.

———————————
Литература о торгах достаточно обширна. См., например: Скловский К.И. Некоторые вопросы квалификации отношений, возникающих при реализации имущества на торгах // Журнал российского права. 1999. N 3 — 4. С. 97 — 103; Турсунова Ю.С. Торги как способ заключения договора: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2004; Петров И.С. Приватизационные торги: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005; Волков К.Н. Торги как способ заключения договора: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006; Новоселова Л.А. Публичные торги в рамках исполнительного производства. М.: Статут, 2006; Сухабутдинова Д.В. Торги как субинститут договорного права и юридическая процедура: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2007; Гатаулина Л.Ф. Правовое регулирование организации и проведения торгов: Учебное пособие. Саратов: Изд-во Саратовской гос. академии права, 2008; Лаукарт А.Н. Гражданско-правовое регулирование проведения публичных торгов и признания их недействительными. Краснодар: Экоинвест, 2009.

Статьи 447 — 449 ГК РФ не предусматривают законодательного определения торгов. Однако содержащиеся в них нормы позволяют сформулировать следующее доктринальное определение торгов.

Торги — это специальный порядок (способ) заключения договора, состоящий в том, что собственник вещи или иное правомочное лицо (организатор торгов) проводят состязание между пожелавшими принять в нем участие лицами (участниками торгов) на предмет заключения договора, который заключается с лицом, предложившим наиболее приемлемые условия (лицом, выигравшим торги).

2. Торги как способ заключения договора и их правовое регулирование имеют давнюю историю, которая начинается с римского права.

В России законодательство о торгах зародилось в XVII в. До Революции 1917 г. торги более всего были распространены в сфере реализации имущества должника, а также казенных поставок и подрядов.

В советский период отечественной истории роль торгов была незначительной и практически ограничивалась реализацией с публичных торгов принадлежащего должнику жилого строения, на которое обращено взыскание (если не считать нескольких лет нэпа, когда проводились торги на государственные подряды и поставки).

Смена социально-экономического строя страны в начале 1990-х гг. вызвала к жизни интенсивное применение торгов в различных сферах гражданского оборота и развитие законодательства о торгах.

С принятием части первой ГК РФ впервые в отечественном законодательстве правовое регулирование торгов осуществлено на уровне общих систематизированных норм, нашедших выражение в ст. ст. 447 — 449 Кодекса.

3. Понятие «торги» используется в ГК РФ как наиболее общее. Кроме того, в нем выделяются отдельные виды торгов, для которых установлены специальные правовые режимы.

Опираясь на ст. ст. 447 — 449 ГК РФ, можно привести следующую классификацию торгов.

В зависимости от количества и характера условий, по которым проводится состязание между участниками торгов, последние подразделяются на аукционы и конкурсы (деление торгов на аукционы и конкурсы прямо предусмотрено в п. 4 ст. 447 ГК).

Аукцион — это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится только по условию о цене, а лицом, выигравшим торги, признается участник, предложивший наиболее выгодную цену — наиболее высокую, если торги проводятся в интересах продавца (исполнителя), либо наиболее низкую, если торги проводятся в интересах покупателя (заказчика).

Конкурс — это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится по совокупности условий (в числе которых может быть и условие о цене), а лицом, выигравшим торги, признается участник, предложивший лучшие условия.

В зависимости от степени свободы участия в торгах последние подразделяются на открытые и закрытые торги (п. 1 ст. 448 ГК предусматривает деление аукционов и конкурсов на открытые и закрытые).

Открытые торги — это торги, участниками которых могут быть любые лица.

Закрытые торги — это торги, участниками которых могут быть только лица, специально приглашенные для участия в них.

В зависимости от предмета торгов последние подразделяются на торги, предметом которых является заключение договора, и торги, предметом которых является право на заключение договора (основание для такого деления дает п. 5 ст. 448 ГК, правда, без точного наименования соответствующих видов торгов).

Торги, предметом которых является заключение договора, — это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится за заключение договора, а результатом торгов является договор, заключенный с лицом, выигравшим торги.

Торги, предметом которых является право на заключение договора, — это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится за право на заключение договора, а результатом торгов является право на заключение договора, обретенное лицом, выигравшим торги.

Кроме того, в п. 6 комментируемой статьи указывается такой вид торгов, как публичные торги, проводимые в порядке исполнения решения суда. Термин «публичные торги» встречается нередко и в других законах. Однако общего понятия «публичные торги», его признаков действующее законодательство не содержит. Тем не менее анализ законодательства, оперирующего термином «публичные торги», позволяет утверждать, что в большинстве случаев под публичными торгами понимаются торги, организатором которых является лицо, наделенное публичными полномочиями на отчуждение чужого имущества. Типичный случай — публичные торги, проводимые в порядке исполнения решений суда (термин, используемый в п. 6 комментируемой статьи), или, иными словами, публичные торги, проводимые в рамках исполнительного производства.

4. Торги как способ заключения договора могут использоваться в любой сфере гражданского оборота. Вместе с тем есть сферы гражданского оборота, где торги приобрели особое значение в качестве основного (преобладающего) способа заключения договора и урегулированы специальным законодательством (иными словами, имеют специальный правовой режим). В этой связи можно, в частности, выделить:

— торги в сфере поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд (правовой режим указанных торгов, в частности, устанавливают: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ст. 10, гл. 2, 3 и др.); Постановления Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» , от 5 сентября 2001 г. N 653 «О порядке проведения торгов на выполнение подрядных работ, финансируемых за счет субсидий и субвенций, выделенных бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» );

———————————
Собрание законодательства РФ. 2009. N 38. Ст. 4477.

Собрание законодательства РФ. 2001. N 37. Ст. 3693.

— торги в сфере приватизации государственного и муниципального имущества (правовой режим указанных торгов, частности, устанавливают: Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ст. ст. 13, 18 — 20, 23, 26 и др.); Постановления Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» , от 12 августа 2002 г. N 585 «Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе» );

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 33. Ст. 3228.

— торги в сфере деятельности товарных, фондовых и валютных бирж (правовой режим указанных торгов, именуемых кратко биржевыми торгами, в частности, устанавливают: Закон РФ от 20 февраля 1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле» (ст. ст. 2, 7, 8, 18, 19, 21 и др.); Федеральные законы от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ст. ст. 2, 9, 12 — 15, 27.5.2, 51.4 и др.), от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; Положение об условиях совершения банком России сделок прямого РЕПО с российскими кредитными организациями на Фондовой бирже ММВБ, утвержденное Центральным банком РФ 28 ноября 2008 г. N 329-П ; Положение о порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж, утвержденное Центральным банком РФ от 16 июня 1999 г. N 77-П );

———————————
Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 18. Ст. 961.

Вестник Банка России. 2008. N 75.

Вестник Банка России. 1999. N 37.

— торги в сфере несостоятельности (банкротства) юридических и иных лиц (правовой режим указанных торгов, в частности, устанавливают: Федеральные законы от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ст. 50.33 и др.), от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ст. ст. 110, 111, 139 и др.));

— торги в сфере реализации заложенного имущества (правовой режим указанных торгов, в частности, устанавливают: Закон РФ от 29 мая 1992 г. «О залоге» (ст. ст. 24.1, 28.1); Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 103-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (ст. ст. 56 — 59 и др.));

— торги в сфере исполнительного производства (правовой режим указанных торгов устанавливает прежде всего Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ст. ст. 87, 89 — 93 и др.)).

5. Нормативные правовые акты, содержащие специальные правила о торгах (в том числе о торгах в отдельных сферах гражданского оборота и торгах определенных видов), образуют специальное законодательство о торгах.

Подавляющее количество реальных торгов проводится по специальному законодательству о соответствующих торгах. При этом применяются и общие правила о торгах, содержащиеся в ст. ст. 447 — 449 ГК РФ, однако постольку, поскольку правомерно установленными специальными правилами о торгах не предусмотрено иное.

В тех немногих случаях, когда проводятся торги, в отношении которых не установлены специальные правила, применяются только общие правила о торгах, предусмотренные ст. ст. 447 — 449 ГК РФ.

6. В группе статей ГК РФ, посвященных торгам, комментируемая статья закрепляет наиболее важные нормативные параметры торгов, включая право на заключение договора путем проведения торгов, общую конструкцию торгов, их субъектный состав и формы проведения.

7. Из п. 1 комментируемой статьи следует общее правило, согласно которому путем проведения торгов может быть заключен любой договор. В том же пункте установлено и исключение из этого общего правила: договор не может быть заключен путем проведения торгов, если невозможность такого способа заключения вытекает из существа договора. Под существом договора в контексте п. 1 комментируемой статьи следует понимать свойства договора, несовместимые с заключением договора на торгах. Это, например, свойства, связанные с личностью стороны договора. Так, препятствуют заключению договора на торгах такие свойства договора, как его безвозмездность (договор дарения), многосторонний характер (учредительный договор) или явно выраженный доверительный характер отношений между сторонами (договор поручения).

Комментируемый пункт устанавливает один из существенных признаков торгов, состоящий в том, что при использовании процедуры торгов договор заключается с лицом, выигравшим торги. Лицо, выигравшее торги, — обязательный субъект отношений, возникающих при проведении торгов, наряду с участниками торгов (один из которых становится лицом, выигравшим торги) и организатором торгов. Лицо, выигравшее торги, может именоваться также победителем торгов, в том числе в нормативных правовых актах (например, в ст. 527 ГК).

8. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает самые общие правила об организаторе торгов.

Главная функция организатора торгов — организовать и провести торги, в том числе сделать извещение о проведении торгов, обеспечить выявление победителя торгов, подписать вместе с ним протокол о результатах торгов, имеющий силу договора, а в случае, когда предметом торгов было только право на заключение договора, — подписать договор (если организатор торгов выступает стороной договора).

Организатором торгов могут выступать:

— лицо, которое намерено заключить договор с использованием процедуры торгов (например, собственник вещи, который желает продать ее, выявив покупателя, могущего предложить наиболее высокую цену);

— специализированная организация, которая осуществляет деятельность по проведению торгов в качестве профессиональной деятельности (например, аукционный дом), или иное лицо, которое действует на основании договора с лицом (иногда именуемым заказчиком торгов), которое намерено заключить договор с использованием процедуры торгов, либо с иным лицом, которое уполномочено на привлечение специализированной организации (например, арбитражным управляющим на основании ст. 18.1 Закона о банкротстве);

— иное лицо, уполномоченное на то законом или в соответствии с ним (например, арбитражный управляющий на основании, как и в предыдущем случае, ст. 18.1 Закона о банкротстве).

Если лицо, которое намерено заключить договор с использованием процедуры торгов (например, собственник вещи или обладатель иного имущественного права), выступает в роли организатора торгов не само, а привлекает для этого иное лицо, то последнее как организатор торгов выступает от имени привлекшего его лица или от своего имени в зависимости от того, как этот вопрос решен в договоре, заключенном с организатором торгов, или в законе.

9. Пункт 3 комментируемой статьи ограничивает свободу сторон в выборе способа (порядка) заключения договора, устанавливая, что в случаях, указанных в законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

В самом ГК РФ обязательность заключения договора на торгах предусмотрена, например, в ст. 899, п. 2 которой гласит: «При неисполнении поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь, переданную на хранение, в том числе при его уклонении от получения вещи, хранитель вправе, если иное не предусмотрено договором хранения, после письменного предупреждения поклажедателя самостоятельно продать вещь по цене, сложившейся в месте хранения, а если стоимость вещи по оценке превышает сто установленных законом минимальных размеров оплаты труда, продать ее с аукциона в порядке, предусмотренном статьями 447 — 449 настоящего Кодекса».

Другие законы дают множество примеров обязательного заключения договора на торгах, в частности Федеральные законы «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ст. ст. 13, 18, 19), «О несостоятельности (банкротстве)» (ст. 110).

10. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает две формы торгов — аукцион и конкурс, которые различаются количеством и характером условий, по которым проводится состязание между участниками торгов.

В аукционе состязание между участниками торгов проводится только по условию о цене. При этом согласно п. 4 комментируемой статьи выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену. Устанавливая это правило, законодатель ориентировался на аукционы по продаже имущества, проводимые в интересах продавца, которому выгоднее более высокая цена. Между тем законодательство предусматривает вид аукциона, победителем которого признается лицо, предложившее наиболее низкую цену, а именно аукцион на право заключить государственный или муниципальный контракт (ст. 32 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

В конкурсе состязание между участниками торгов проводится по совокупности условий, среди которых условие о цене может быть, но может и отсутствовать. Например, при приватизации имущества условиями конкурса могут быть реконструкция объекта приватизации, ограничения на изменение профиля предприятия. В конкурсе победителем признается участник, предложивший лучшие условия. Победителя в конкурсе определяет конкурсная комиссия, заранее назначенная организатором торгов. В специальном законодательстве, посвященном торгам в отдельных сферах гражданского оборота, деятельность конкурсной комиссии более или менее детально регламентируется.

Согласно п. 4 комментируемой статьи форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права (т.е. лицом, которое намерено заключить договор с использованием процедуры торгов), если иное не предусмотрено законом.

Законодатель, устанавливая обязательность проведения торгов, часто предписывает и форму торгов (аукционы или конкурс). Так, в соответствии со ст. 110 Закона о банкротстве продажа предприятия осуществляется путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.

11. Согласно п. 5 комментируемой статьи аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.

Это правило вытекает из природы торгов, которые состоят в состязании за заключение договора, а состязаться могут как минимум два участника.

Специальное законодательство о торгах в отдельных сферах гражданского оборота в ряде случаев предусматривает последствия признания торгов несостоявшимися по причине подачи заявки на участие в торгах только одним лицом.

12. Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает соотношение общих правил о торгах, предусмотренных ст. ст. 448 и 449 ГК РФ, и специальных правил о публичных торгах, проводимых в порядке исполнения решения суда, которые содержатся в процессуальном законодательстве, т.е. прежде всего в Законе об исполнительном производстве. При этом приоритет применения отдан специальным правилам о торгах в сфере исполнительного производства.

Статья 447 ГК РФ. Заключение договора на торгах

1. Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

2. В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.).

3. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

4. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

5. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом.

6. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются также к торгам, проводимым в целях заключения договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг или приобретение имущественных прав, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений.

К организованным торгам правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, не применяются, если иное не установлено законом.

Комментарии к ст. 447 ГК РФ

1. Положения комментируемой, как и двух последующих статей, посвящены особенностям заключения договоров на торгах. Эти положения применяются в тех случаях, когда правила торгов не установлены специальными актами. Заключение договоров на торгах имеет место в таких сферах, как приватизация, инвестиционные конкурсы, государственные закупки и подряды, предоставление земельных участков и нежилых помещений в аренду, продажа экспортных квот и др.

Торги могут применяться при заключении любых договоров, направленных на продажу имущества (недвижимости, ценных бумаг, активов предприятий, а также прав, например права на заключение договора и др.), исключая лишь договоры, совершение которых на торгах несовместимо с их сущностью. Так, торги непригодны для заключения договора дарения, издательского договора, договора о совместной деятельности.

Общие положения о такой форме торгов, как конкурс, содержащиеся в комментируемой и двух последующих статьях, действуют также для художественных, творческих, профессиональных конкурсов, поскольку последние предполагают присуждение наград в денежной и натуральной форме. Это вытекает из предписаний гл. 57 ГК и из норм специальных подзаконных актов (см., например, п. 14.9 разъяснения о порядке применения Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 153; разд. III Приказа Минфина РФ от 14 августа 1992 г. N 71 «Об утверждении классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации» и др.).

Цель торгов состоит в выявлении их победителя, т.е. лица, предлагающего наилучшие для продавца (заказчика торгов) условия договора. Заключение договора с победителем торгов составляет обязанность продавца (заказчика торгов), неисполнение которой влечет за собой гражданско-правовую ответственность. В частности, победитель торгов вправе требовать понуждения уклоняющегося лица к заключению договора либо возмещения убытков, вызванных таким уклонением.

Нормы, предусматривающие процедуру торгов, содержатся в различных актах. В числе законодательных актов это: Закон о приватизации, Закон об исполнительном производстве, Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе» (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 6).

Ряд важных положений о торгах содержится в указах Президента РФ: Положение о порядке продажи государственных предприятий-должников, утв. Указом Президента РФ от 2 июня 1994 г. N 1114 (СЗ РФ. 1994. N 6. Ст. 592); Правила проведения аукционов на право заключения договоров кредита, залога находящихся в федеральной собственности акций и комиссии, утв. Указом Президента РФ от 31 августа 1995 г. N 889 (СЗ РФ. 1995. N 36. Ст. 3527).

Отношения, возникающие в связи с конкурсным размещением заказов на закупку продукции для государственных нужд за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов субъектов РФ, регулируются Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утв. Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 (СЗ РФ. 1997. N 15. Ст. 1756). Данное Положение регулирует названные отношения постольку, поскольку они не урегулированы ГК и другими федеральными законами о поставке продукции для государственных нужд.

Имеется ряд Постановлений Правительства РФ: Постановление СМ от 8 июня 1993 г. N 531 «Об упорядочении в Российской Федерации строительства объектов, осуществляемое за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов» (СА РФ. 1993. N 24. Ст. 2236); Основные положения о залоге недвижимого имущества — ипотеке, утв. распоряжением СМ от 22 декабря 1993 г. N 96-рз (РГ. 1994. 6 января); Положение о продаже по закрытой подписке сельскохозяйственным производителям акций акционерных обществ, созданных при приватизации предприятий, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. N 195 (СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 900); Порядок проведения межрегиональных и российских специализированных аукционов по продаже акций акционерных обществ открытого типа, созданных путем преобразования государственных (муниципальных) предприятий, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. N 438 (СЗ РФ. 1995. N 20. Ст. 1797); Положение о продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 469 (СЗ РФ. 1995. N 22. Ст. 2059); Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством Российской Федерации количественных ограничений, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 г. N 1299 (СЗ РФ. 1996. N 46. Ст. 5249); Правила проведения конкурсов на право заключения договоров доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ в угольной промышленности, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1996 г. N 1485 (СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5919); Порядок поэтапной продажи находящихся на балансе федеральных органов власти автомобилей иностранного производства, а также приобретения легковых автомобилей отечественного производства для обслуживания указанных органов, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. N 476 (СЗ РФ. 1997. N 17. Ст. 2015); Порядок проведения торгов (конкурсов) на размещение государственного оборонного заказа на поставку продовольственных товаров для военных и приравненных к ним спецпотребителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 мая 1997 г. N 628 (СЗ РФ. 1997. N 22. Ст. 2598).

Положения о торгах и порядке их проведения содержатся в ряде актов, изданных федеральными ведомствами. Это: Положение о специализированных чековых аукционах, утв. распоряжением ГКИ РФ от 4 ноября 1992 г. N 701-р (ЭЖ. 1992. N 46. С. 10); Примерное положение об инвестиционных конкурсах (инвестиционных торгах) о продаже объектов приватизации, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утв. распоряжением ГКИ РФ от 13 ноября 1992 г. (ЭЖ. 1992. N 48. С. 20); Положение о подрядных торгах в Российской Федерации, утв. распоряжением ГКИ РФ и Минстроя РФ от 13 апреля 1993 г. N 660-р/18-7; Положение о порядке продажи на аукционе за рубли акций в количестве до 10% от общего количества акций акционерных обществ, проданных на специальном чековом аукционе, утв. распоряжением ГКИ РФ от 2 февраля 1994 г. N 236-р (БНА РФ. 1994. N 5. С. 12 — 17); Положение о продаже акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации предприятий по первичной обработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, на закрытом специализированном чековом аукционе, утв. распоряжением ГКИ РФ от 15 февраля 1994 г. N 339-р (БНА РФ. 1994. N 6. С. 34 — 35); Положение об инвестиционном конкурсе по продаже пакетов акций акционерных обществ, созданных в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий, утв. распоряжением ГКИ РФ от 15 февраля 1994 г. N 342-р (Вестник ВАС РФ. 1994. N 8. С. 51); Временное положение об уполномоченных ГКИ России банках и о порядке приема заявок и денежных средств при проведении межрегиональных и всероссийских специализированных аукционов по продаже акций обществ открытого типа, созданных путем преобразования государственных и муниципальных предприятий, утв. распоряжением ГКИ РФ от 15 июня 1995 г. N 821-р (Экспресс — закон. 1995. N 31. Ст. 541).

Среди иных ведомств, издающих акты по вопросам торгов, следует назвать акты: а) МВЭС РФ: Положение о проведении предварительного квалификационного отбора претендентов для участия в федеральных торгах на поставку продукции и товаров для государственных нужд, утв. МВЭС РФ от 23 февраля 1993 г. (РВ. 1993 г. 18 марта); б) ГТК РФ: Положение о тендерной комиссии Государственного таможенного комитета Российской Федерации, утв. Приказом ГТК РФ от 18 мая 1994 г. N 205.

2. Лицо, заинтересованное в использовании торгов для выбора своего будущего контрагента, вправе самостоятельно организовать торги либо поручить их организацию иному лицу, специализирующемуся на их проведении. В качестве организатора торгов выступают специализированные организации. Так, Положение о подрядных торгах в Российской Федерации от 13 апреля 1993 г. называет в качестве таковых Межведомственную комиссию по подрядным торгам, инженерно-консультационную и иные организации. Когда проведение торгов возлагается на специализированную организацию, собственник имущества именуется обычно заказчиком торгов. Специализированная организация получает полномочия на проведение торгов в силу договора с собственником имущества. В отдельных случаях эти полномочия могут быть получены в связи с исполнительным производством. Так, торги недвижимым имуществом организуются и проводятся специализированными организациями по заявке судебного пристава-исполнителя с указанием минимальной начальной цены имущества, выставляемого на торги (п. 2 ст. 62 Закона об исполнительном производстве).

3. Обязательное применение торгов предусмотрено, в частности, ст. 350 ГК для реализации заложенного имущества. Положения ст. ст. 399 — 405 ГПК предусматривают публичные торги при реализации принадлежащего должнику жилого строения, на которое обращается взыскание. В ходе приватизации государственного или муниципального имущества посредством продажи предприятия как имущественные комплексы могут быть проданы исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями. Равным образом на таком же конкурсе должна производиться продажа акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, составляющих более 50% его уставного капитала (п. 1 ст. 16 Закона о приватизации).

Обязательное применение аукциона как формы проведения торгов предусмотрено и в ряде других правовых актов, в частности в п. 21 Положения о продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий; ч. 3 п. 9 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников в отношении исключенных из состава имущественного комплекса предприятия-должника объектов, не завершенных строительством.

Обязательное применение торгов предусмотрено также п. 16 Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утв. Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г. N 199 (СЗ РФ. 1996. N 8. Ст. 741). Открытые торги в обязательном порядке проводятся для выбора генерального подрядчика по реализации на территории РФ инвестиционных проектов, осуществляемых за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов (п. 1 Постановления Совета Министров — Правительства РФ от 8 июня 1993 г. N 531 «Об упорядочении в Российской Федерации строительства объектов, осуществляемого за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов»).

4. Формами торгов являются аукцион и конкурс, между которыми имеются определенные различия. Аукцион предназначен по общему правилу для выявления покупателя, способного предложить наивысшую цену. Конкурс нацелен на выбор лиц, наиболее способных к оптимальному решению задачи, поставленной собственником имущества. Аукцион выступает способом привлечь предложения о заключении договора (оферт). Конкурс представляет собой разновидность публичного обещания награды, а объявление конкурса по своей природе — односторонняя сделка.

Закон о приватизации в числе способов приватизации разграничивает коммерческие конкурсы и аукционы в том отношении, что лишь для участников конкурсов предусматривает обязательное выполнение их победителями определенных инвестиционных и (или) социальных условий (ст. 21); для победителей аукционов выполнение каких-либо условий в отношении объектов приватизации не предусматривается (ст. 22). Если продаются акции созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, то их продажа может осуществляться на специализированном аукционе, каковым законодатель считает разновидность открытых торгов, на которых победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене (п. 3 ст. 22 Закона о приватизации).

Общим признаком обеих форм проведения торгов выступает состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор и стремящихся выдвинуть наиболее выгодные предложения, отвечающие условиям торгов.

Состязание участвующих в аукционе покупателей может проводиться по различным правилам. Обычно конкурентный спор между ними, направленный на выявление победителя, ведется в активной форме — в порядке выдвижения оферт, превышающих предыдущую предложенную цену выставляемого на торги имущества, начиная от начальной стоимости, назначенной собственником или специализированной организацией. В этом случае лицом, выигравшим аукцион, становится последний оферент, предложивший наивысшую цену. Другой способ заключения сделок на аукционе основан на пассивной конкуренции покупателей — вместо повышения начальной цены участниками аукциона применяется ее постепенное снижение аукционистом от уровня, превышающего в 2 — 3 раза среднюю рыночную цену, до уровня ее первого акцепта одним из участников, который, однако, не может быть ниже назначенного продавцом до начала аукциона. Здесь выигравшим аукцион становится первый оферент. (Порядок поэтапной продажи находящихся на балансе федеральных органов власти автомобилей иностранного производства, а также приобретения легковых автомобилей отечественного производства для обслуживания указанных органов, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. N 476.)

Форма аукциона может использоваться для приобретения права на заключение договора, в частности, аренды нежилых помещений в жилых домах, а также зданий и сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации, в государственной собственности республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также в муниципальной собственности (п. 4.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утв. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535 (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1478)).

Конкурс используется для выбора поставщиков, исполнителей или специалистов из числа лиц, удовлетворяющих определенным квалификационным требованиям. В числе таких требований порядок проведения конкурса предусматривает по общему правилу наличие у его участников необходимых возможностей (финансовых средств, оборудования, трудовых ресурсов, профессиональных навыков, необходимого опыта, положительной деловой репутации и др.). Если конкурс направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей, то он признается публичным (см. п. 2 ст. 1057 ГК).

В некоторых нормативных актах о торгах встречается понятие «тендер», которое является синонимом понятия «подрядные торги» (см. п. 1 Постановления Совета Министров — Правительства РФ от 8 июня 1993 г. N 531 «Об упорядочении в Российской Федерации строительства объектов, осуществляемого за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов»).

5. При наличии лишь одного участника конкурс не проводится. Законодательство признает заключенную подобным образом сделку несостоявшейся (п. 5 ст. 447 ГК). Судебная практика также констатирует фактическое отсутствие торгов при совершении сделки, подлежащей заключению посредством инвестиционных торгов, если в торгах не принимали участие другие, помимо ответчика, покупатели (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 24 марта 1994 г. // Бюллетень ВС РФ. 1994. N 6. С. 2).

6. Публичные торги служат способом реализации имущества должника, на которое обращено взыскание по решению суда. Согласно ст. ст. 399 — 405 ГПК должник в течение одного месяца со дня наложения ареста на жилое строение может самостоятельно, но под контролем судебного исполнителя произвести продажу строения по цене не ниже указанной в акте об аресте. Положения ГПК применяются и в арбитражном производстве при решении вопроса о порядке обращения взыскания на имущество должника (ст. 207 АПК).

Если подготовка торгов возложена на судебного пристава-исполнителя, то он направляет заявку на проведение торгов в специализированную организацию, управомоченную на совершение операций с недвижимостью. К заявке должны быть приложены: копия исполнительного документа, копия акта ареста имущества, документы, характеризующие объект недвижимости, копии документов, подтверждающих право пользования земельным участком или право собственности на него (п. 3 ст. 62 Закона об исполнительном производстве). Специализированная организация обязана провести такие торги в пределах двухмесячного срока со дня получения ею заявки судебного пристава-исполнителя (п. 1 ст. 63 Закона об исполнительном производстве).