Ч4 ст 41 коап

Кодекс Украины об административных нарушениях
Статья 41. Нарушение требований законодательства о труде и об охране труда

Нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы, выплата их не в полном объеме, срока предоставления должностными лицами предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и физическими лицами — предпринимателями работникам, в том числе бывшим, по их требованию документов по их трудовой деятельности на данном предприятии, в учреждении, организации или у физического лица — предпринимателя, необходимых для назначения пенсии (о стаже, заработной плате и т.д.), определенного Законом Украины «об обращениях граждан», или предоставление указанных документов, содержащих недостоверные данные, нарушения срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения, а также другие нарушения требований законодательства о труде —

влекут наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности от тридцати до ста необлагаемых минимумов доходов граждан.

Повторное на протяжении года совершение нарушения, предусмотренного частью первой настоящей статьи, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, или те же действия, совершенные в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери или лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, —

влекут наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности от ста до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан.

Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), допуск к работе иностранца или лица без гражданства и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца, на условиях трудового договора (контракта) без разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства —

влекут наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, физических лиц — предпринимателей, которые используют наемный труд, от пятисот до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан.

Повторное на протяжении года совершение нарушения, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, —

влечет наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, физических лиц — предпринимателей, которые используют наемный труд, от одной тысячи до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.

Нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда, кроме нарушения, предусмотренного частью шестой настоящей статьи, —

влечет наложение штрафа на работников от четырех до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности — от двадцати до сорока необлагаемых минимумов доходов граждан.

Нарушение установленного порядка уведомления (предоставление информации) центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда, о несчастном случае на производстве —

влечет наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, физических лиц — предпринимателей, которые используют наемный труд, и на физических лиц, не имеющих статуса предпринимателей и используют наемный труд, от двадцати до пятидесяти необлагаемых рублей.

Нарушение установленных законом гарантий и льгот работникам, привлекаемым к исполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной (невоенной) службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», —

влечет наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и физических лиц — предпринимателей, которые используют наемный труд, от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан.

Ч 32 ст 41 Коап рф штраф

Административная практика

Последствия неуплаты административного штрафа

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано уплатить административный штраф в течение 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Неуплата административного штрафа влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Федеральным законодательством должностные лица Федеральной службы судебных приставов наделены полномочиями возбуждать дела об административных правонарушениях за неуплату административного штрафа (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Так, в С-ий районный отдел судебных приставов на исполнение поступил исполнительный документ о взыскании с гражданина Т. административного штрафа в размере 50 000 руб. за правонарушение, предусмотренное ст. 12.8 КоАП (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения).

В связи с тем, что должник не принял мер по своевременному погашению полной суммы задолженности, судебным приставом-исполнителем был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения административного дела судом Т. назначено наказание в виде 50 часов обязательных работ.

Таким образом, добровольная уплата штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, поможет ему в дальнейшем избежать неприятных последствий в виде отбывания обязательных работ либо административного ареста.

Информация

о привлечении должников к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.8 КоАП РФ

На Федеральную службу судебных приставов возложены задачи по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность граждан и должностных лиц за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов (ст. 17.8).

Воспрепятствование деятельности должностных лиц ФССП России, находящихся при исполнении служебных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Так, при осуществлении исполнительных действий гражданка Г., являющаяся должницей по исполнительному производству о взыскании алиментных платежей, воспрепятствовала законным требованиям и действиям судебного пристава при описи и аресте принадлежащего ей имущества, в том числе отталкивала судебного пристава, препятствовала составлению акта описи и ареста. Действия гражданки Г. послужили причиной составления в отношении нее административного протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.8 КоАП РФ. Определением Фокинского суда гражданка Г. привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 1000 руб.

Информация

о применении административного наказания в виде обязательных работ

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 08.06.2012 № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» на Федеральную службу судебных приставов была возложена функция по исполнению постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ.

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

В последние несколько лет данный вид административного наказания довольно часто назначается судьями лицам, совершившим административные правонарушения и в силу своего материального положения не имеющим возможности выплатить административный штраф.

Однако, контроль за поведением лица, отбывающего обязательные работы, соблюдением им условий отбывания обязательных работ осуществляется судебным приставом-исполнителем. За уклонение должника от отбывания наказания судебным приставом-исполнителем составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ.

Так, в отношении гражданки Ф. на исполнение в районный отдел поступили 5 постановлений судьи о назначении административного наказания в виде обязательных работ, ей было вручено направление об отбывании обязательных работ в поселковой администрации. В связи с уклонением Ф. от отбывания наказания в отношении нее составлены 5 административных протоколов по ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ. По результатам рассмотрения протоколов судом Ф. назначено наказание в виде административного ареста на 7 суток.

Таким образом, за уклонение лица об отбывания обязательных работ законодатель также предусматривает ответственность (наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток).

Информация

о применении мер административного характера к должникам, являющимся органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов,

органами местного самоуправления и государственными (муниципальными) учреждениями

Судебные приставы исполнители в ходе исполнения исполнительных производств, по которым должниками являются органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органы местного самоуправления и государственные (муниципальные) учреждения, зачастую, в своей работе сталкиваются с проблемами, препятствующими фактическому окончанию исполнительных производств в установленные законом сроки.

Основной причиной длительного нахождения на исполнении судебных актов в отношении должников-бюджетополучателей является отсутствие у бюджетных учреждений всех уровней денежных средств, достаточных для исполнения решений суда, что в первую очередь связано с предварительным планированием бюджета на финансовый год. При этом зачастую бюджет муниципальных образований формируется и принимается с максимально допустимым размером дефицита.

В связи с недостаточностью доходов бюджеты являются социально ориентированными и случаи включения в расходную часть статьи дополнительных затрат единичны.

Сложность при исполнении исполнительных документов неимущественного характера также заключается в том, что должники в большинстве случаев не имеют самостоятельного баланса, платные образовательные услуги не оказывают, объекты, находящиеся в оперативном управлении либо хозяйственном ведении, в аренду не сдают, предпринимательскую деятельность не ведут, в связи с чем не имеют денежных средств, необходимых для исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах.

Вместе с тем, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера (наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей).

Так, на исполнении в Б-ом районном отделе судебных приставов было возбуждено исполнительное производство об обязании сельской администрации постановить на учет бесхозяйный участок водопроводных коммуникаций.

За неисполнение администрацией без уважительной причины требований судебного решения судебным приставом-исполнителем был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Должнику назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.

При дальнейшем злостном уклонении должника от исполнения решения суда в отношении руководителя юридического лица может быть рассмотрен вопрос о привлечении к уголовной ответственности.

Время создания/изменения документа: 27 февраля 2015 16:41 / 29 июля 2016 19:44

Смотрите так же:

  • Когда увеличится пенсия по старости в 2018гСоциальная пенсия в 2018 году, по традиции, повышается с 1 апреля. Но многие пенсионеры, в том числе и работающие, уже сейчас хотят знать последние новости о том, какая будет пенсия у них после индексации. Социальная […]
  • Снижение штрафа ниже низшего предела образецС 11 января 2015 года разрешено назначать юридическим и физическим лицам административный штраф ниже низшего предела Судьям разрешили в отдельных случаях снижать минимальный размер административного штрафа юридическим […]
  • 29 правило еэк оонО проекте новой редакции Правил №29 ЕЭК ООН, касающихся безопасности кабин грузовых автомобилей Плиев И.А., к. т. н. / Сальников В.И., к. т. н. ФГУП «НАМИ» Рябчинский А.И., д. т. н. ГТУ «МАДИ» В настоящее время парк […]
  • Образец заявления об рассрочке по исполнительному производствуЗаявление о рассрочке исполнения решения Иногда требования, изложенные в судебном решении, не могут быть выполнены по объективным причинам, тогда в суд можно направить заявление о рассрочке исполнения решения. Такое […]
  • Экспертиза мэтрАварийный комиссар/ Автоэксперт 35000- 50 000 руб. График: 5/2 полный рабочий день. Образование: ср.спец, н\о, высшее. В ООО «Межрегиональный Экспертно-Технический Центр «МЭТР»» в связи с увеличением объёма работ […]
  • Приказ о точности определения координатПриказ Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г. № 90 “Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам […]

Апелляция проанализировала практику назначения административных штрафов

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд проанализировал судебную практику назначения административного наказания в виде штрафа ниже минимума за минувший год. Обобщение практики было сделано для формирования единообразного применения норм материального и процессуального права при разрешении вопросов о назначении административного наказания.

Статистика

Согласно статистическим данным, за 2015 год на рассмотрение 12-го ААС поступило 14 145 апелляционных жалоб, из которых рассмотрено 11 753. Из всех рассмотренных дел 1138 – споры, связанные с применением законодательства об административных правонарушениях. В том числе 56 дел об административных правонарушениях, по которым штраф назначался с учетом положений ч. 2.2–2.3, ч. 3.2–3.3 ст. 4.1 КоАП.

В 2015 году Двенадцатым арбитражным апелляционным судом по результатам рассмотрения было принято 42 судебных акта об изменении решений административных органов о привлечении к административной ответственности в связи с уменьшением размера административного штрафа с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ.

При рассмотрении дел этой категории 12-м АСС принимались во внимание следующие исключительные обстоятельства, обусловившие применение наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа:

  • тяжелое финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности;
  • обстоятельства и характер совершенного правонарушения;
  • отсутствие тяжких последствий правонарушения;
  • факт нахождения общества в процедуре банкротства и др.

Перечислены также основания, по которым суды отказывали в назначении административного штрафа в меньшем размере:

  • существенное ущемление интересов граждан;
  • продолжительность противоправного поведения;
  • применение минимального размера штрафа;
  • в связи с наличием существенной угрозы охраняемым общественным интересам и др.

Пример одного из рассмотренных дел

12-й АСС приводит анализ отмененных (измененных) судебных актов судов первой инстанции за 2015 год по вопросам назначения административного наказания в виде штрафа ниже минимума. Всего судом разобрано 56 дел. Ниже представлен пример одного из рассмотренных судом дел.

Территориальное общественное самоуправление «3-МБ» обратилось в АС Волгоградской области (дело № А12-46362/2014) с иском к комитету тарифного регулирования Волгоградской области об оспаривании постановления о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП, и назначении штрафа в размере 100 000 рублей.

Арбитраж рассмотрел иск и решил изменить постановление АС Волгоградской области, назначив самоуправлению «3-МБ» штраф в размере 50 000 рублей. Суд усмотрел основания для признания совершенного правонарушения малозначительным в связи с наличием существенной угрозы охраняемым общественным интересам.

Истец с таким решением суда не согласился и обратился с жалобой в апелляционный суд. Он вновь попросил отменить определение суда первой инстанции.

Апелляционная коллегия отказалась удовлетворить требования «3-МБ» об отмене постановления о признании его виновным в совершении административного правонарушения и назначении штрафа. Однако апелляция отменила решение АС Волгоградской области об установлении минимального размера штрафа. «Оценивая характер совершенного административного правонарушения, степень его общественной опасности с учетом объекта посягательства, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным в связи с наличием существенной угрозы охраняемым общественным интересам», – следует из материалов дела.

С полным текстом аналитической справки по спорам, связанным с применением положений частей 22, 23, 32 и 33 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях за 2015 год, можно ознакомиться здесь.

Нарушения и наказания – чего ждать от нового Кодекса об административных правонарушениях

Обеспечительный арест имущества станет возможных по делам об административных правонарушениях, а небольшие штрафы – до 10 000 руб. – будут удерживаться из зарплаты, пенсии или стипендии. Такие новеллы содержатся в проекте нового КоАП, который разработан в Госдуме. Помимо этого, разработчики документа намерены заставить арбитражные и суды общей юрисдикции разбирать дела об административных правонарушениях по единым процессуальным правилам, а гражданампредложить новые виды наказаний.

В феврале 2014 года Лариса Брычева, помощник президента Владимира Путина и начальник его государственно-правового управления назвала ситуацию с бесконечными изменениями Кодекса об административных правонарушениях близкой к катастрофе. После этого на Охотном Ряду две группы парламентариев – во главе с единороссом, председателем комитета по госстроительству Владимиром Плигиным и эсером Александром Агеевым – начали работу над новой редакцией кодекса. С небольшим опережением во времени действовал Агеев: в октябре 2014-го он обнародовал проект общей части нового КоАП (внесен в ГД, пока не рассматривался), а в январе 2015-го аналогичную часть документа презентовала и группа, трудившаяся под руководством Плигина («Новому КоАП прописано больше наказаний»). В начале октября эсер внес в Госдуму проект нового КоАП, содержащего и специальную главу – с санкциями за конкретные нарушения. А в конце месяца Плигин вынес на общественное обсуждение свой вариант документа.

Сходство с Уголовным кодексом

В нем сохранилась идея разделить все административные правонарушения по категориям на грубые, значительные и менее значительные. Такая идея, видимо, была почерпнута авторами из Уголовного кодекса РФ. К грубым будут относиться деяния, за которые будет полагаться штраф для граждан от 10 000 до 100 000 руб., для индивидуальных предпринимателей 100 000–400 000 руб., юрлиц – от 5 до 60 млн руб., исправительные или обязательные работы, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, на срок более одного года либо лицензии, а также запрет на посещение публичных, спортивных и иных массовых мероприятий, определенных общественных мест, а также на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров, дисквалификация на год. К значительным авторы нового КоАП предлагают относить нарушения, за которые гражданам будет полагаться штраф от 5000 до 10 000 руб., индивидуальным предпринимателям – 25 000–100 000 руб., юрлицам – от 1 до 5 млн руб., лишение специального права или дисквалификация не более чем на год. Остальные будут считаться «менее значительными». За них «могут устанавливаться административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа».

Новые наказания

Оставили разработчики в документе и новые виды наказаний за правонарушения, которые вызвали споры. В частности, речь идет о ликвидации юрлица или прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по решению суда. Ранее авторы обещали, что эти наказания будут назначаться за работу без лицензии либо обязательного членства в саморегулируемой организации, но не конкретизировали за какие. После публичных дискуссий перечень нарушений, за которые может назначаться такое наказание, состоит из пяти пунктов: создание юрлицом условий для торговли детьми или эксплуатации детей; повторное изготовление, приобретение, публичная демонстрация юрлицом порнографических изображений; незаконная организация, проведение азартных игр; оказание финансовой поддержки терроризму и легализация, отмывание доходов, полученных преступным путем. При этом суд, вынося решение о необходимости ликвидации юрлица, также может запретить его учредителям на срок от шести месяцев до полугода создавать новые компании.

За грубые и значительные нарушения гражданам будут грозить исправительные работы, которые заключаются в удержании из зарплаты в доход бюджета от 5 до 20 % дохода гражданина в срок от 15 дней до двух месяцев. Но есть условие: сумма взысканного должна быть «не менее минимального размера установленного административного штрафа за значительное административное правонарушение», то есть 5000 руб. В частности, исправительные работы будут грозить попавшимся на мелком хулиганстве либо за потреблением наркотиков или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспорте либо за появление в общественных местах в состоянии опьянения.

Предлагают авторы в новом КоАП расширить норму из действующего кодекса, предусматривающую возможность запрещать гражданину, нарушившему правила поведения зрителей, посещать спортивные мероприятия на срок от двух месяцев до семи лет. Проект вводит запреты на срок от трех месяцев до года на посещение публичных мероприятий – участие в митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании – привлеченным к ответственности за грубое нарушение законодательства о собраниях, митингах. Также документ предусматривает создание черных списков авиадебоширов, которым от полугода до трех лет будет запрещено летать в качестве пассажира. Например, за невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна, предполагается либо штрафовать на 20 000–50 000 руб., либо лишать права на полеты на полгода-год.

Вести учет таких граждан будут судебные приставы. В реестр авиадебоширов, сведения которого будут «открытыми для всеобщего ознакомления» на сайте службы судебных приставов, будут вносить фамилии, имена, отчество, дату и место рождения привлеченного к административной ответственности, даты, в течение которых действует запрет на полеты в качестве пассажира. Авиакомпаниям, которые провезут человека, значащегося в черном списке, будут грозить штрафы от 30 000 до 100 000 руб.

Сроки давности

Документ предусматривает увеличение сроков давности привлечения к административной ответственности до одного года по общему правилу с двух-трех месяцев. При этом срок для наказаний два месяца будет за нарушения «в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ, совершенные с использованием транспортных средств», в случае их фиксации на камеры в автоматическом режиме. По делам о нарушениях бюджетного и таможенного законодательства его хотят установить в два года, законодательства о налогах и сборах – три, по антимонопольным делам – четыре.

Арбитражным судам придется работать по новым правилам

По проекту арбитражные и суды общей юрисдикции будут разбирать дела об административных правонарушениях по единым процессуальным правилам, предусмотренным Кодексом об административных правонарушениях. Сейчас арбитражные суды в таких случаях руководствуются главой 25 Арбитражного процессуального кодекса. «Можно констатировать, что в России появилась специфическая разновидность административного судопроизводства – рассмотрение судами дел об административных правонарушениях», – говорит Анастасия Рагулина, заместитель директора по научной работе юридической группы «Яковлев и партнеры», к. ю. н., доцент МГЮА им. Кутафина. «Введение единых процессуальных правил [является] достоинством проекта КоАП – систематизация подходов и продуманность наказаний обеспечит соблюдение принципов правосудия», – считает Марина Шикова, юрист правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры».

Освобождение от наказания

Если предложения разработчиков станут законом, то в КоАП появится глава об освобождении от административного наказания и ответственности. Освобождение от ответственности будет возможно в нескольких случаях, среди которых такие, как: деятельное раскаяние совершившего правонарушение, примирение с потерпевшим, малозначительность правонарушения, амнистия, а также «установления факта злоупотребления потерпевшим своими правами» и признание утратившим силу закона или его положения, на основании которого гражданина или компанию предполагалось наказать, истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

От наказания нарушителя могут освободить, если тот обязуется исполнить «в установленный срок возложенную на [него] обязанность, за неисполнение которой привлекается к административной ответственности». На такое послабление смогут рассчитывать лишь впервые попавшиеся на нарушении и если выплата штрафа «может повлечь за собой невозможность исполнения данным лицом обязанности, за неисполнение которой оно привлекается к административной ответственности». Однако на это также потребуется согласие того, кто направил протокол на рассмотрение в орган или суд, и потерпевшего. Если нарушитель не устранит недоработки, то постановление об освобождении от штрафа будет аннулировано.

Взыскание штрафов замотивируют

Нашли разработчики документа и несколько способов повысить собираемость штрафов. Во-первых, они предлагают делать 50%-ную скидку при оплате штрафов за все значительные и менее значительные нарушения для тех, кто сделает это в течение 20 дней с момента вынесения постановления. С 1 января 2016 года на такую скидку могут рассчитывать водители, нарушившие Правила дорожного движения. Однако дисконт не распространяется на случаи, когда автомобилист попался пьяным за рулем или отказался от медосвидетельствования (ст. 12.8, 12.26 и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ ) или если нарушение привело к ДТП с пострадавшими (ст. 12.24 КоАП РФ). Полностью штраф придется оплачивать и тем, кто повторно попался на управлении незарегистрированным автомобилем (ч. 1.1 ст. 12.1 КоАП РФ), проезде на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика (ч. 3 ст. 12.12 КоАП РФ), превышении скоростного режима более чем на 40 км/час (ч. 6 и 7 ст. 12.9 КоАП РФ) и выезде на полосу встречного движения (ч. 5 ст. 12.15, ч. 3.1 ст. 12.16 КоАП РФ).

Во-вторых, проект нового КоАП предусматривает возможность удержания штрафов в размере до 10 000 руб. из зарплаты, пенсии, стипендии и иных периодических платежей гражданина. Это будет возможно, если суд или госорган обладают информацией о месте работы, учебы нарушителя, а тот в течение 60 дней взыскание не исполнил. В этом случае суд или госорган отправят поставление тому, кто платит привлеченному к административной ответственности деньги, а тот должен будет удержать необходимую сумму из причитающихся выплат нарушителю. В противном случае компании будет самой грозить штраф от 30 000 до 100 000 руб., а индивидуальному предпринимателю – 10 000–20 000 руб., если постановление не исполнит банк – ему придется отдать в госказну «половину от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более одного миллиона рублей».

В-третьих, впервые в КоАП появляется такая мера обеспечения производства по делу, как обеспечительный арест имущества. Она может применяться, согласно проекту, «в целях обеспечения исполнения административного наказания в виде административного штрафа, назначаемого за грубое либо значительное административное правонарушение, а также возмещения ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения». Арест заключается в составлении описи имущества, запрете собственнику или владельцу «распоряжаться, а в необходимых случаях и пользоваться им, изъятии арестованного имущества (при необходимости), передаче его на хранение». Арест должен производиться в присутствии владельца имущества или его представителей и при двух понятых. Обязательно должна быть видеозапись процесса, следует из документа. Тем не менее «в случаях, не терпящих отлагательства», говорится в проекте нового КоАП», «арест имущества может быть осуществлен в отсутствие собственника или владельца имущества». Особо оговаривается, что стоимость имущества «должна быть соразмерна максимальному размеру административного штрафа, установленного санкцией применяемой статьи» или обеспечивать при реализации имущества возмещение ущерба, если он нанесен правонарушением.

«Нововведение, на наш взгляд, позволит пресекать действия лица, совершившего грубое или значительное административное правонарушение, по «уводу» имущества от обращения на него взыскания», говорится в пояснительной записке к документу.

Рагулина из «Яковлев и партнеры» приветствует появление упрощенного порядка взыскания административных штрафов. «Это облегчит жизнь как лицу, которому это наказание назначено, так и приставам-исполнителям», – полагает она.

Наказание можно будет смягчить

Вписывают авторы проекта нового кодекса в него и уже существующие в действующем КоАП положения о смягчении взысканий. Речь идет о возможности назначить нарушителю штраф ниже низшего предела. Суд или орган, в производстве которого находится дело, смогут вынести взыскание в урезанном варианте, если минимальный штраф для граждан составляет не менее 10 000 руб., для индивидуальных предпринимателей – не менее 30 000 руб., а для должностных лиц – не менее 50 000 руб., сейчас для последних действует порог в 100 000 руб. При этом «пониженный» штраф не может быть вдвое ниже этих цифр. На сокращение взыскания можно будет рассчитывать, следует из проекта, лишь «при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физлица».

За денежные суррогаты выпишут штрафы в рублях

Авторы проекта нового КоАП предлагают записать в кодексе новые составы административных правонарушений. Среди них ответственность за недобросовестный выпуск (эмиссию) денежных суррогатов, если он не предусмотрен российским законодательством либо проводится с его нарушением. За это будет полагаться штраф для граждан от 20 000 до 40 000 руб., индивидуальным предпринимателям – от 50 000 до 70 000 руб., а юрлицам – 2–3 млн руб. Во всех случаях «предмет административного правонарушения» будет конфисковываться. Не будут считаться суррогатами «электронные деньги, выпуск и обращение которых происходит в соответствии с положениями законодательства стран СНГ, Евросоюза, а также Великобритании», средства, используемые исключительно для приобретения объектов, не обладающих собственной потребительской стоимостью, в том числе в рамках многопользовательских компьютерных игр, и другие.

Установление административной ответственности за недобросовестный выпуск денежных суррогатов Рагулина называет «необходимой мерой», поскольку последствия их использования могут быть негативными. «Широкое замещение денег в качестве средств платежа; скрытые убытки предприятий, как по времени получения средств, так и по фактически поступающим суммам; уклонение от налогов; стимулирование завышенных отпускных цен по сравнению с рыночными ценами (это приводит к провоцированию инфляции); деформация товарного векселя как инструмента коммерческого кредитования», – перечисляет она возможное негативное влияние денежных суррогатов. Юрист из адвокатского бюро «Линия права» Марина Литвинова, положительно оценивая предложение разработчиков нового КоАП, говорит о том, что «бесконтрольный оборот денежных суррогатов опасен в том числе тем, что этот инструмент может быть использован в целях отмывания доходов, полученных преступным путем».

Шикова из «Олевинский, Буюкянн и партнеры» напоминает о том, что «ст. 27 ФЗ «О Центральном банке РФ» введен прямой запрет на выпуск на территории Российской Федерации денежных суррогатов. Однако этот закон не раскрывает понятие денежных суррогатов, в отличие от предложенной редакции КоАП».

Строже будут наказывать тех, кто занимался эмиссией денежных суррогатов с помощью «информационно-телекоммуникационных сетей» или совершал свои действия «на территории более чем одного субъекта Российской Федерации». В этом случае гражданам будет грозить штраф от 40 000 до 50 000 руб., ИП – 80 000–100 000 руб., а юрлицам – от 4 до 5 млн руб. Литвинова напоминает, что ранее с похожими инициативами выступал Минфин. «Высказывались мнения, в частности, представителями Генпрокуратуры о необходимости закрепления уголовной ответственности за введение денежных суррогатов. Однако в итоге было принято более осторожное решение о введении административной ответственности за недобросовестный выпуск (эмиссию) денежных суррогатов», – говорит она.

Административно наказуемым станет и «прямое или косвенное понуждение со стороны поставщика товаров, обладающих собственной потребительской стоимостью» к оплате их криптовалютой. За это граждане будут рисковать суммой от 40 000 до 50 000 руб., ИП – от 80 000 до 100 000 руб., а юрлица – 4–5 млн руб. Пополнят госказну граждане на 20 000–30 000 руб. за простую куплю-продажу денежных суррогатов, а за дарение 2000–3000 руб., компаниям будет грозить штраф в 2–3 млн руб. и 400 000–600 000 руб. соответственно. Однако есть и исключение из правил: единоразовое приобретение денежных суррогатов, выпущенных в документарной форме, в качестве сувенирной продукции без намерения их дальнейшего использования не будет считаться административным правонарушением.

Производство в целях сбыта либо реализация программного обеспечения, необходимого и достаточного для выпуска (эмиссии) денежных суррогатов, тоже будет наказуемо. Гражданам за такие действия будут, согласно проекту, назначать штраф в 20000–40000 руб., юрлицам – от 4 до 5 млн руб.

Административно — не значит эффективно

Уже почти год действуют новые положения Кодекса об административных правонарушениях, введенные Федеральным законом от 09.02.2009 № 9-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства РФ об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах. ». Чиновники считают ужесточение административной ответственности обоснованным, поскольку конечная цель регулятора — пресечение правонарушений и стимулирование субъектов регулирования к тому, чтобы не допускать рецидивов.

Краткий обзор поправок

Закон увеличил состав лиц, привлекаемых к административной ответственности за определенные правонарушения. Так, установлена ответственность за правонарушения, совершенные следующими должностными лицами коммерческих организаций:

Введено положение, уравнивающее размер административного наказания для юридического лица и его единоличного исполнительного органа, имеющего статус юридического лица (управляющей компании).

Увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах. Теперь он составляет год (вместо двух месяцев).

Конкретизирована ответственность за нарушение коммерческими организациями требований законодательства о хранении документов. За неисполнение обязанности по хранению документов, которые предусмотрены соответствующим законодательством и хранение которых является обязательным, а также за нарушение закрепленных порядка и сроков хранения установлена административная ответственность в виде штрафа в размере 2500—5000 руб. — для должностных лиц и 200 000—300 000 руб. — для юридических.

Детализированы нормы о нарушении требований, касающихся предоставления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг. За непредоставление или нарушение порядков и сроков предоставления информации (уведомлений), предоставление (раскрытие) в неполном объеме недостоверной или вводящей в заблуждение информации предусмотрен административный штраф в размере 20 000—50 000 руб. или дисквалификация на срок до двух лет — для должностных лиц и штраф от 500 000 до 1 млн руб. — для юридических. Ответственность за эти правонарушения несут эмитенты, профессиональные и акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании или специализированные депозитарии акционерных инвестиционных, паевых инвестиционных или негосударственных пенсионных фондов.

Закреплена ответственность владельцев ценных бумаг, аффилированных лиц акционерных обществ и лиц, заинтересованных в совершении акционерным обществом сделки, за непредоставление (нераскрытие) или нарушение порядков и сроков предоставления (раскрытия) информации. Административный штраф для граждан — от 1000 до 2000 руб., должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб., юридических — от 300 000 до 500 000 руб.

Предусмотрен штраф от 2000 до 4000 руб. — для граждан, 20 000—30 000 руб. или дисквалификация на срок до года — для должностных лиц, 500 000—700 000 руб. — для юридических за нарушение требований законодательства о порядке подготовки к проведению общих собраний акционеров (в АО), участников (в ООО и ОДО) и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов (ст. 15.23.1 и ч. 1—8 КоАП РФ).

Определена ответственность за невыполнение в срок предписаний федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков (ФСФР). Так, невыполнение в установленный срок законного предписания ФСФР или ее территориальных органов влечет наложение административного штрафа 20 000—30 000 руб. — для должностных лиц, 500 000—700 000 руб. — для юридических.

Храните документы!

В процессе деятельности любое юрлицо создает документы, количество которых зависит от размеров компании и наличия обособленных подразделений. Не успели получить свидетельство о регистрации и открыть счет в банке, как на руках оказался ворох бумаг. С каждым годом количество «бестселлеров» растет в геометрической прогрессии.

Как ООО, так и АО обязаны хранить документы. Это предусмотрено в ст. 50 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) и ст. 89 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО).

В КоАП РФ ответственность в сфере корпоративного законодательства была закреплена в статьях 15.17—15.24 и др. Федеральным законом от 09.02.2009 № 9-ФЗ граница ответственности была расширена путем введения новой ст. 13.25 «Нарушение требований законодательства о хранении документов». За несоблюдение обязанности по хранению документов и нарушение установленных порядка и сроков хранения обязательных документов общества обеих организационно-правовых форм могут быть привлечены к ответственности в виде штрафа от 200 000 до 300 000 руб.

Документы компании можно подразделить на четыре блока: