Источники административно правовые нормы

admin

§ 3. Источники норм административного права. Их виды

Юридические нормы нуждаются во внешних формах своего выражения, они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли познакомиться люди, которым они адресованы. Нормы права включаются как статьи, пункты, параграфы и т. д. в акты государственных и муниципальных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, становятся источниками права, внешними формами его выражения.

Источниками административного права являются акты государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. Четвертой важнейшей особенностью отрасли является разнообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим числом административных управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти.

Для правовой регламентации ее деятельности нужно большое число законов и еще большее количество конкретизирующих их подзаконных нормативных актов.

Существует значительное количество чисто административно-правовых источников. Но много и «смешанных», многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и трудового, административного и гражданского).

В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а значит, и по их юридической силе все источники административного права нужно поделить на несколько групп:

I. Акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов;

II. Акты Президента Российской Федерации;

III. Акты государственной администрации;

IV. Акты муниципальных органов;

V. Публичные договоры;

VI. Акты правосудия;

VII. Административные обыкновения.

I. В первой группе источников можно различать:

1. Федеральные законы и иные нормативные акты Федерального Собрания Российской Федерации и Верховного Совета РСФСР:

а) Конституция Российской Федерации;

б) федеральные конституционные законы (О Правительстве Российской Федерации, об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации и др.);

в) федеральные законы и законы РСФСР (Основы законодательства, кодексы и др.);

г) декларации, положения, акты об амнистии и другие акты Верховного Совета РСФСР, палат Федерального собрания Российской Федерации.

2. Законодательные акты субъектов Федерации:

а) конституции, уставы субъектов Федерации;

б) законы субъектов Федерации.

II. Вторая группа – акты Президента Российской Федерации.

Поскольку Конституция Российской Федерации не отнесла Президента ни к одной из трех ветвей власти, Президент и его акты занимают особое место в правовой системе России. Акты Президента – важнейший источник административного права.

Акты Президента Российской Федерации – это:

а) указы Президента;

б) распоряжения Президента.

III. Третья группа – акты государственной администрации – самая многочисленная как по количеству актов, так и по их источникам.

1. Административные акты федеральных органов и организаций:

а) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

б) постановления, приказы, инструкции министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции;

в) приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований;

г) акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и др.;

д) акты Банка России.

2. Административные акты субъектов Федерации:

а) указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций);

б) постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации;

в) приказы, постановления центральных органов специальной компетенции субъектов Федерации;

г) приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве);

д) приказы, инструкции администраций, государственных предприятий, учреждений субъектов Федерации.

IV. Любые правовые нормы, регулирующие вопросы административного принуждения, являются административными. И если такие нормы принимаются решениями муниципальных органов, эти акты становятся источниками отраслевых норм. Так, местные органы исполнительной власти на основе ч. 7 ст. 245 КоАП РСФСР устанавливают порядок хранения и порядок оплаты хранения транспортных средств. Акты муниципальных органов содержат также нормы административного права, регулирующие лицензирование, регистрацию, общественный порядок и другие вопросы.

V. В правовой жизни России постепенно увеличивается роль публичных договоров, содержащих нормы административного права. В пятую группу источников административного права входят четыре вида договоров*.

1. Международные договоры.

В ч. 4 ст. 15 Конституции России сказано: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Конечно, правительство, министерство не вправе заключать с органами зарубежных государств договоры, которые противоречат законам России.

2. Федеративные договоры. Уже заключено более 50 договоров Российской Федерации с ее субъектами.

3. Административные договоры. Нормы административного права имеются в договорах федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Федерации, только между федеральными органами, только между органами субъектов Федерации, между государственными-органами и муниципальными и т. д.

4. Нормативными общефедеральными являются соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством России, а также аналогичные трехсторонние соглашения, заключаемые на уровне субъектов Федерации между профсоюзами, предпринимателями и администрациями субъектов Федерации.

VI. Акты правосудия все чаще становятся источниками административного права.

Известно, что нормативными являются не только те акты, которые содержат новую норму права, но и те, которые отменяют, изменяют старую.

* См.: Демин А. В. Нормативный договор как источник административного права // Государство и право. 1998. № 2. С, 15–21.

Акты правосудия могут двумя способами влиять на систему норм. Во-первых, признавая незаконными или неконституционными действующие нормы, и тем самым прямо или косвенно отменяя, изменяя их. Во-вторых, в тех случаях, когда законом установлено, что решения определенных судов являются обязательными для судов той же или низшей инстанции.

В России акты правосудия не считаются правовыми прецедентами. И существующие суды осуществляют нормотворчество путем признания действующих норм несоответствующими нормам, имеющим более высокую юридическую силу.

Существуют два вида актов правосудия как источников права. Во-первых, акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России. Второй вид актов правосудия, которые признаны источниками административного права, – постановления Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Конституционному Суду РФ предоставлены полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции России федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ и ряда других актов, названных в ст. 125 Конституции. Акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Конституционный Суд РФ принял ряд постановлений, которыми признал несоответствующими Конституции РФ, федеральным законам многие административно-правовые нормы, содержащие ограничения, связанные с регистрационным учетом (пропиской) граждан, регулирующие применение мер административного принуждения (задержания, конфискации), закрепляющих полномочия органов государственной власти.

VII. Административные обыкновения в наше время в России, во-первых, существуют как правила деятельности в отдельных государственных организациях, это локальные нормы. Во-вторых, они ни письменным, ни устным актом власти не закреплены, являются сложившимися в конкретных организациях обычаями (неформальными нормами) деятельности (распределения дел между служащими, существующими процедурами визирования документов и т. д.). В-третьих, они субъективны, в том смысле, что используются, если их признает руководитель организации или пока их не закрепят в актах субъектов власти.

Лекция 1. Административное право как отрасль права

1.4. Источники административного права

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Нормативные акты в установленном порядке обязательно должны быть зарегистрированы и опубликованы.

Характерным для отрасли административного права является наличие множества источников. Административное право кодифицировано лишь частично.

Новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 г. состоит в большей степени из норм процессуального характера.

КоАП определяет задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, перечень видов административных наказаний и правила их применения, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. Это требует изложение источников административного права в определенной последовательности по их юридической силе.

К источникам административного права относятся:

1. Конституция РФ — основной источник любого права, в том числе и административного. В Конституции закрепляются основные права и свободы личности, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления, формирование и деятельность органов исполнительной власти, разграничение функций органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

2.Международно-правовые договора и соглашения.

3.Федеральные законы и кодексы, такие как «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», «О гражданстве Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» и т.д.

4. Законы субъектов РФ. Например, Законодательным собранием Ростовской области принят областной закон от 25 октября 2002 г. № 273-ЗС «Об административных правонарушениях». Правовой основой данного областного закона являются Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Устав Ростовской области.

5. Указы и распоряжения Президента РФ.

6. Постановление и распоряжение Правительства РФ (Постановления правительств субъектов РФ).

7. Ведомственные нормативные акты (приказы министров, председателей государственных комитетов, инструкции, наставления, уставы и т.д.).

8. Акты субъектов Российской Федерации.

9. Ведомственные акты субъектов РФ.

10. Ведомственные акты местного самоуправления.

Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более — некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

§ 4. Источники административного права

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся:

1. Конституция РФ, многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы: закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. ст. 22, 24 — 25, 27, 30 — 35); определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. ст. 77, 110 — 117); разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. ст. 71 — 73).

Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав Российской Федерации; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

2. Законодательные акты Российской Федерации, а также ее субъектов. Наибольшее значение при этом имеют законы Российской Федерации, поскольку они содержат административно-правовые нормы, действие которых распространяется и на ее субъекты. В качестве примера можно назвать Федеральные законы: от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации»; «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

В настоящее время законодательная форма источников административного права значительно расширена. Соответственно административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации.

3. Нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения.

Принципиальное значение имеют Указы Президента РФ: «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. ; «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. ; «О Государственном совете Российской Федерации» от 1 сентября 2000 г. и др. Следует указать также на утверждаемые им положения о федеральных органах исполнительной власти (например, о Министерстве юстиции РФ и др.).

Источниками административного права являются и указы высших должностных лиц субъектов РФ.

4. К числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ). Примером может служить Постановление «О порядке взаимодействия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов» от 12 августа 2004 г. . Правительство РФ утверждает различного рода положения (например, Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе от 2 ноября 2000 г. ; Положение о Федеральной инспекции труда от 28 января 2000 г. ; Положение о Федеральном агентстве по атомной энергии от 28 июня 2004 г. и т.д.).

Источниками административного права могут быть также нормативные постановления правительств субъектов Федерации.

5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных министерств, служб и агентств Российской Федерации, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.

6. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).

7. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.

8. Наконец, источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования, например, Правилами внутреннего трудового распорядка. В некоторых случаях нормативные акты государственных корпораций, концернов могут выходить за границы данных коллективных образований (например, в сфере топливно-энергетического комплекса).

Приведенная многообразная система источников административного права остро ставит проблему систематизации и кодификации административно-правовых норм.

Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более — некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

Долгие годы четких подходов к его систематизации не наблюдалось. Между тем административное право по сравнению с многими другими отраслями права отличается исключительной мобильностью (постоянные изменения, преобразования, модификация). Конституция РФ создает прочную правовую базу для проведения такого рода работы, включая формирование стабильного законодательства по кардинальным вопросам организации функционирования механизма исполнительной власти, упорядочения огромного массива действующих административно-правовых норм различного уровня, нередко устаревших и противоречивых.

По существу, сейчас кодифицирован лишь один институт российского административного права. Имеется в виду Кодекс РФ об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это лишь частичная кодификация. Конечно, трудно представить возможность общей административно-правовой кодификации. В силу этого на первый план выдвигается задача систематизации административно-правовых норм, приведения их в соответствие с потребностями сегодняшнего дня, с интересами проводимой социально-экономической и административной реформ, с институтами, закрепленными в Конституции. Разумеется, при этом требуется существенное обновление соответствующего административно-правового нормативного материала, а также устранение довольно частых пробелов в административно-правовом регулировании управленческих общественных отношений, инкорпорация административного права (объединение и расположение в систематизированном порядке норм по его важнейшим институтам) и т.п.

СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

СЗ РФ. 2000. N 20. Ст. 2112; N 26. Ст. 2748; 2001. N 6. Ст. 551.

uristinfo.net

Административно-правовая норма — это установленное и санкционированное государством правило поведения, це­лью которого является регулирование общественных отноше­ний в сфере государственного управления.

Виды административно-правовых норм. Существуют различные критерии классификации норм административно­го права, среди которых наиболее общий характер имеют сле­дующие:

1) по генетическим и функциональным связям различают материальные (закрепляют комплекс прав и обязанностей субъектов административного права, а также устанавливают их ответственность, т.е. устанавливают правовой статус участ­ников управленческих отношений) и процессуальные нормы (определяют порядок, процедуры осуществления государст­венной власти);

2) по юридическому содержанию различают обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, поощрительные (стиму­лирующие), рекомендательные нормы.

Структура административно-правовой нормы включа­ет три элемента — гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза предполагает описание условий вступления нормы в силу, а также ее адресатов. Гипотеза бывает простой (содержит одно условие), сложной (содержит два и более условий), альтерна­тивной (предполагает выбор условий). Диспозиция предпола­гает описание самого правила поведения. Диспозиция, по аналогии с гипотезой, также может быть простой, сложной и альтернативной. Кроме того, гипотеза может быть простой (правило поведения участников правоотношения формули­руется в самой норме права), описательной (правило поведе­ния излагается через описание его сущностных характеристик или признаков), отсылочной (правило поведения в норме не излагается, а адресат отсылается к другой норме права данно­го нормативного акта) или бланкетной (правило поведения в норме не излагается, а адресат отсылается к другой норме права другого нормативного акта). Санкция предполагает ус­тановление меры ответственности за нарушение диспозиции. Санкции бывают относительно-определенными (устанавли­вают минимальный и максимальный размеры наказания), аб­солютно-определенными (устанавливают размер наказания в точных величинах) и альтернативными (устанавливают воз­можность выбора наказания).

Способы изложения норм административного права в текстах нормативно-правовых актов:

1) прямой: излагаются все необходимые элементы нормы права;

2) отсылочный: содержит ссылку на тот же нормативно-правовой акт;

3) бланкетный: содержит ссылку на другой нормативно-правовой акт.

Нормы административного права могут действовать с обратной силой. Это означает, что вновь принятая норма рас­пространяет свое действие на отношения, возникшие до ее вступления в силу.

Формы реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. К числу источников административного права относятся:

1) Конституция РФ и федеральные конституционные законы;

2) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ;

3) федеральные кодификационные законы;

4) федеральные системно-инкорпорационные законы;

5) указы Президента РФ;

6) нормативно-правовые акты Правительства РФ;

7) статусные законы и иные нормативно-правовые акты высших органов государственной власти субъектов РФ;

8) нормативно-правовые акты центральных федеральных и субъектов РФ органов исполнительной власти;

9) нормативно-правовые акты местных муниципальных ор­ганов представительной и исполнительной власти;

§ 1. Понятие административно-правовой нормы

Нормы административного права, прежде всего, должны быть охарактеризованы как разновидность норм права, обладающая всеми присущими нормам права признаками. Согласно положениям теории права, норма права представляет собой «исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений» *(46).

Таким образом, норма административного права — это всегда правило поведение, установленное государством в лице уполномоченных органов или должностных лиц, выраженное в определенной форме, обязательное для неопределенного круга лиц, рассчитанное на многократное применение и санкционированное (т.е. защищенное от нарушения) принудительной силой государства. Кроме указанных общих с прочими нормами права черт, нормы административного права обладают определенными особенностями, связанными со спецификой регулируемых административным правом общественных отношений и метода правового воздействия на них.

Специалисты выделяют различные специфические черты административно-правовых норм. Так, Ю.Н. Старилов указывает, что административно-правовые нормы обладают следующими характерными чертами: обеспечение публичных интересов; организующее начало в системе регулирования управленческих отношений; одностороннее властвующее воздействие на субъекты права; принудительность *(47).

В то же время Ю.М. Козлов указывает на наличие гораздо более солидного перечня особенностей норм административного права:

нормы предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционных прав и свобод граждан в сфере государственного управления;

имеют целью упорядочение организации и функционирования всей системы исполнительной власти;

определяют порядок должного поведения в сфере государственного управления;

выражают собой сущность исполнительной ветви государственной власти;

служат интересам установления режима законности и государственной дисциплины;

имеют свои собственные средства юридической защиты (в виде институтов административной и дисциплинарной ответственности);

регулируют не только собственно управленческие, но также земельные, финансовые и т.п. отношения;

характеризуются созданием в процессе правоприменительного правотворчества;

являются вторичными, подзаконными по отношению к нормам законодательства *(48).

С нашей точки зрения, наиболее важными и достойными упоминания являются следующие особенности административно-правовых норм:

1. Административное право — публичная отрасль права. Нормы административного права также имеют публичный характер. Это означает, что в административно-правовых нормах находит выражение государственный (общественный) интерес. Нормы административного права связаны с организацией и деятельностью специально созданной системой государственного управления (в узком смысле этого слова), т.е. с функционированием системы органов исполнительной власти, являющейся выразителем, гарантом претворения в жизнь политики и решений законодательных и судебных органов государства. Таким образом, в нормах административного права находит выражение государственная политика в области обеспечения устойчивости существующего государственного строя, в том числе системы разделения властей. Иерархичность административно-правовых норм также предполагает, что каждая из них принята в соответствии с конкретной генеральной линией государственно-управленческой деятельности, базирующейся на учете общегосударственных, публичных интересов.

3. Административно-правовые нормы в большинстве своем принимаются на основании и во исполнение закона. Это ни в коем случае не означает, что административно-правовых норм нет в законодательных актах, принимаемых в Российской Федерации. Напротив, огромное множество федеральных законов, действующих в настоящее время на территории нашей страны, являются именно источниками административного права и, следовательно, содержат преимущественно административно-правовые нормы.

Однако, несмотря на это, нормы подзаконные составляют абсолютное, подавляющее большинство в числе норм административного права. И это естественно, поскольку сущность административно-правового регулирования заключается в обеспечении непосредственного государственного управления, как посредством регламентации самого процесса государственного управления, так и посредством нормативного закрепления конкретных управленческих режимов. Детализация режима невозможна на уровне законодателя, поскольку требует профессионального участия управленцев и других специалистов в той или иной области регулирования. Подзаконное нормотворчество в этой ситуации оказывается незаменимым инструментом административно-правового регулирования.

Структура административно-правовой нормы традиционна. В нее включаются гипотеза, отражающая совокупность условий, при наступлении которых вступает в действие норма права, диспозиция, составляющая формулировку правила поведения, а также санкция, обусловливающая неблагоприятные последствия нарушения диспозиции нормы права при наличии условий гипотезы данной нормы.

Существующая в теории права концепция, согласно которой норма права может не иметь одного из элементов структуры, представляется нам теоретически неверной, поскольку отсутствие хотя бы одного из указанных элементов приведет к недейственности, бесполезности нормы либо к невозможности ее реального применения. Тем не менее, следует иметь в виду, что часть норм права, в том числе и административно-правовых норм, рассредоточены в различных статьях одного или даже нескольких нормативно-правовых актов, что может создать иллюзию отсутствия у нормы гипотезы или санкции, поскольку представить себе норму без диспозиции попросту невозможно (хотя в уголовном праве существует и такая теория). Например, большинство санкций административно-правовых норм (и не только их) содержится в Кодексе РФ об административных правонарушениях, закрепляющем составы и меры ответственности за нарушения диспозиций норм административного права и других отраслей.

Источники административного права

Источники административного права: понятие и виды

Источники административного права — это внешние конкретные формы его выражения, т. е. нормативные правовые акты, содержащие нормы административного права.

Содержанием источников административного права являются правовые нормы, регулирующие конкретные административно-правовые отношения. Они начинают существовать только в результате возникновения правового источника. Нормы административного права содержатся в многочисленных законодательных и иных нормативных актах, действующих в Российской Федерации. Сложность и масштабность управленческой деятельности обусловливает необходимость принятия в этой сфере как законов, так и управленческих актов. В современных условиях система источников административного права усложняется, поскольку в субъектах РФ принимаются законодательные акты, определяющие порядок управления в этих субъектах.

Правовые источники административного права подразделяются на федеральные источники права (принимаемые федеральными государственными органами и действующими на территории всей страны) и источники права субъектов РФ (принимаемые органами государственной власти субъектов РФ и действующие на территории этого субъекта).

В соответствии с положениями Конституции РФ (ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, в котором Россия является участником, установлены иные положения и правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то действуют и применяются нормы этого договора.

К числу правовых источников административного права относятся:

  • Конституция РФ;
  • федеральные конституционные законы; федеральные законы;
  • постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ;
  • правовые акты, устанавливающие правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств;
  • нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

На уровне субъектов РФ источниками административного права являются:

  • законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик — субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);
  • правовые акты органов местного самоуправления, их администрации и исполнительных органов, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий.

Нормативные правовые акты органов федеральной исполнительной власти и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, являясь источниками административного права, представляют собой форму реализации компетенции данных органов.

В силу многообразия административных правовых норм возникает проблема их систематизации, кодификации и инкорпорации. Теория источников административного права позволяет систематизировать эти нормативные акты.