Этические и правовые нормы информационной деятельности людей доклад

Урок 5
Этические и правовые нормы информационной деятельности

Изучив эту тему, вы узнаете:

— почему необходимо правовое регулирование в информационной деятельности людей;
— из чего состоит право собственности на информационный продукт;
— почему при работе с информацией необходимо соблюдать этические нормы.

Правовое регулирование

Исторически традиционным объектом права собственности является материальный объект. Информация сама по себе не является материальным объектом, но она фиксируется на материальных носителях. Первоначально информация находится в памяти человека, а затем она отчуждается и переносится на материальные носители: книги, диски, кассеты и прочие накопители, предназначенные для хранения информации. Как следствие, информация может тиражироваться путем распространения материального носителя. Перемещение такого материального носителя от субъекта-владельца, создающего конкретную информацию, к субъекту-пользователю влечет за собой утрату права собственности у владельца информации.

Интенсивность этого процесса существенно возросла в связи с тотальным распространением сети Интернет. Ни для кого не секрет, что очень часто книги, музыка и другие продукты интеллектуальной деятельности человека безо всякого на то согласия авторов или издательств размещаются на различных сайтах без ссылок на первоначальный источник. Созданный ими интеллектуальный продукт становится достоянием множества людей, которые пользуются им безвозмездно, и при этом не учитываются интересы тех, кто его создавал.

Принимая во внимание, что информация практически ничем не отличается от другого объекта собственности, например машины, дома, мебели и прочих материальных продуктов, следует говорить о наличии подобных же прав собственности и на информационные продукты. Право собственности состоит из трех важных компонентов: права распоряжения, права владения и права пользования.

♦ Право распоряжения состоит в том, что только субъект-владелец информации имеет право определять, кому эта информация может быть предоставлена.
♦ Право владения должно обеспечивать субъекту-владельцу информации хранение информации в неизменном виде. Никто, кроме него, не может ее изменять.
♦ Право пользования предоставляет субъекту-владельцу информации право ее использования только в своих интересах.

Таким образом, любой субъект-пользователь обязан приобрести эти права, прежде чем воспользоваться интересующим его информационным продуктом. Это право должно регулироваться и охраняться государственной инфраструктурой и соответствующими законами. Как и для любого объекта собственности, такая инфраструктура состоит из цепочки: законодательная власть (законы) —> судебная власть (суд) —> —> исполнительная власть (наказание).

Любой закон о праве собственности должен регулировать отношения между субъектом-владельцем и субъектом-пользователем. Такие законы должны защищать как права собственника, так и права законных владельцев, которые приобрели информационный продукт законным путем. Защита информационной собственности проявляется в том, что имеется правовой механизм защиты информации от разглашения, утечки, несанкционированного доступа и обработки, в частности копирования, модификации и уничтожения.

В настоящее время по этой проблеме мировое сообщество уже выработало ряд мер, которые направлены на защиту прав собственности на интеллектуальный продукт. Нормативно-правовую основу необходимых мер составляют юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке. Так, в Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких как: «Об информации, информатизации и защите информации», «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных схем» и т. д.

В нашей стране, претерпевающей серьезные экономические изменения, особенно актуальным становится организационный фактор государственной политики. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг. Решение всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя.

Цивилизованному отношению производителей и потребителей информационных продуктов должен способствовать и фактор информированности. Это наличие справочно-навигационных средств и структур, помогающих находить нужную информацию. Сведения об информационной структуре рынка, включая производителей и распространителей, можно найти в различных справочниках, например в «Российской энциклопедии информации и телекоммуникаций».

Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов для успешного развития информационного общества. С его помощью частично удается решить вопросы правового урегулирования ряда проблем: защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей и уничтожением «персональной» информации.

Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:

♦ общие положения;
♦ информационные ресурсы;
♦ пользование информационными ресурсами;
♦ информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения;
♦ защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.

В законе определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое направление деятельности государства. Указано, что государство должно заниматься формированием и реализацией единой государственной научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации.

Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем определяется комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов, определяются правовые положения по их использованию.

Информационные ресурсы предлагается рассматривать в двух аспектах:

♦ как материальный продукт, который можно покупать и продавать;
♦ как интеллектуальный продукт, на который распространяются право интеллектуальной собственности и авторское право.

Закон закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию. Он направлен на регулирование важнейшего вопроса экономической реформы — формы, права и механизма реализации собственности на накопленные информационные ресурсы и технологические достижения. Обеспечена защита собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий и средств их обеспечения.

Ввод закона в действие и обеспечение выполнения его положений гарантирует, что государство получит значительную экономию средств и необходимые условия для более устойчивого развития экономики в России.

Однако для нормального функционирования нашего общества в новой информационной среде и вхождения в информационное общество существующих правовых актов явно недостаточно. В настоящее время решение проблемы правового регулирования в сфере формирования и использования информационных ресурсов находится в России на начальной стадии. Чрезвычайно важно и актуально принятие таких правовых актов, которые смогли бы обеспечить:

♦ охрану прав производителей и потребителей информационных продуктов и услуг;
♦ защиту населения от вредного влияния отдельных видов информационных продуктов;
♦ правовую основу функционирования и применения информационных систем, Интернета, телекоммуникационных технологий.

Этические нормы

Взаимоотношения людей в обществе базируются на выработанных человечеством нормах нравственности и морали. Для характеристики всего комплекса вопросов, связанных с поведением людей, используется термин «этика».

Этика — это философская наука, объектом изучения которой является мораль.

В этике можно выделить два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек в той или иной ситуации, и теоретические вопросы о происхождении и сущности морали. Исходя из первого рода проблем, становится очевидной практическая направленность этики. Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе совместной деятельности.

Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Исторически именно мораль, а не право, была первой формой регуляции отношений между людьми. Особую роль эта форма регулирования деловых от ношений приобретает в демократическом обществе, в котором отсутствует жесткий контроль государства за деятельностью людей.

Когда люди занимаются информационной деятельностью, а их основным средством работы является компьютер, соблюдение этических норм становится чрезвычайно актуальным. Каждый, кто работает с компьютерной информацией, должен отчетливо осознавать свою ответственность за сохранение необходимой степени ее конфиденциальности.

Так, например, концентрация большого количества информации о людях в базах данных порождает потенциальную опасность несанкционированного доступа к ней и использования ее неподобающим образом. Например, информация о доходах людей с высоким достатком всегда является объектом внимания криминальных элементов. Медицинские записи, составляющие предмет врачебной тайны, могут интересовать работодателей и служить причиной необоснованных отказов при приеме на работу. Техническую информацию из компьютеров фирм и предприятий стремятся любой ценой заполучить конкуренты. Электронные адреса, собранные законным способом (например, при заказе товаров по Интернету), могут попасть в руки нечистоплотных бизнесменов и использоваться для массовой рассылки раздражающей рекламы.

Успешная информационная деятельность людей во многом зависит от соблюдения таких этических норм и принципов, как честность, точность, корректность, объективность в оценке и представлении информации, порядочность и другие нравственные категории. Этичность поведения не имеет «верхних» границ. Внедрение этических норм на практике возможно с помощью тренингов, принятия этических кодексов, создания комитетов по этике, разработки специальных программ подготовки работников.

Условиями формирования этических норм, соответствующих требованиям сегодняшнего времени, являются: правовое обеспечение, стабильность власти, политическая и экономическая свобода.

Контрольные вопросы и задания

1. Найдите в Интернете законы, указы, постановления об авторском праве:

а) на книгу;
б) на картину;
в) на программный продукт;
г) на песню.

2. Найдите в Интернете названия справочников, журналов, газет и т. п., в которых можно найти информацию:

а) о программных продуктах;
б) о компьютерах;
в) об информационных системах;
г) о новинках мировой киноиндустрии.

3. Найдите в Интернете юридические документы для информационного рынка, изданные за последние пять лет, для:

а) России;
б) международного сообщества.

Контрольные вопросы

1. Почему информацию можно считать объектом собственности?

2. Что такое право распоряжения?

3. Что такое право владения?

4. Что такое право пользования?

5. Какие юридические документы составляют нормативно-правовую основу мер по защите авторских прав?

6. Какие вы знаете законы для информационной сферы?

7. В чем суть этических норм при работе с информацией?

Презентация урока для интерактивной доски по информатике и икт (8 класс) по теме:
Информационные ресурсы. Этические и правовые нормы информационной деятельности людей.

Представлены виды информационных ресурсов современного общества, национальные ресурсы, услуги и продукты. Право собственности ресурсами и этические нормы.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в форме педагогической мастерской познакомит с моральными и правовыми нормами. Используется УМК Соколова «Я — гражданин».

Аннотация В настоящее время всё большую роль во всех сферах деятельности, в том числе и в образовании, начинают играть новые информационные.

Данная практическая работа входит в состав комплекта практических работ, разработанных по предмету Экономические и правовые основы производственной деятельности» по профессии «повар, кондитер» в.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования(далее СПО)151031 «Монтаж и т.

Программа предназначена для СПО по профессии «Повар. Кондитер».

КТП по предмету «Экономические и правовые основы производственной деятельности» по профессии «Повар. Кондитер» на 35 аудиторных часов.

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов дисциплины: Экономические и правовые основы производственной деятельности 19.01.17«Повар. кондитер».

Этические и правовые нормы информационной деятельности людей

Главная > Документ

Тема: Этические и правовые нормы информационной деятельности людей

Информация не отличается от объекта собственности ,например машины, дома, мебели и др.материальных вещей. Право собственности состоит из трех важных компонентов:

Право распоряжения – субъект-владелец информации имеет право определять, кому эта информация может быть передана.

Право владения – информация, принадлежащая субъекту-владельцу должна храниться в неизменном виде

Право пользования – субъект-владелец информации имеет право использовать ее только в своих интересах.

Таким образом, любой субъект-пользователь обязан приобретать эти права, прежде чем воспользоваться интересующим его информационным продуктом.

Существуют правовые акты, которые обеспечивают:

Охрану прав производителей и потребителей информационных продуктов и услуг;

Защиту населения от вредного влияния отдельных видов информационных продуктов;

Правовую основу функционирования и применения информационных систем, Интернета, телекоммуникационных технологий.

Этика – это философская наука, объектом изучения которой является мораль.

Когда люди занимаются информационной деятельностью, а их основным средством работы является компьютер, соблюдение этических норм становится чрезвычайно актуальным. Каждый, кто работает с компьютерной информацией, должен отчетливо осознавать свою ответственность за сохранение ее конфиденциальности.

Например, информация о доходах людей с высоким достатком всегда является объектом внимания криминальных элементов. Медицинские записи, составляющие предмет врачебной тайны, могут интересовать работодателей.

Условиями формирования этических норм, соответствующих требованиям сегодняшнего времени, являются: правовое обеспечение, стабильность власти, политическая и экономическая свобода.

Найдите в Интернете законы, указы, постановления об авторском праве:

На программный продукт

2) Найдите в Интернете названия справочников, журналов, газет и т.п., в которых можно найти информацию:

О программных продуктах

Об информационных системах

О новинках мировой киноиндустрии

3) Найдите в Интернете юридические документы для информационного рынка, изданные за последние пять лет, для:

Этические и правовые нормы информационной деятельности человека

ЮУрГИИ им. П. Чайковского Челябинское Художественное Училище

в г. Челябинске Челябинской обл.

по дисциплине: «Математика и информатика»

на тему: «Этические и правовые нормы информационной деятельности человека»

студентка 1 курса, гр. 12

Князева Юлия Сергеевна

г.Челябинск 2016 г.

2. Информационная этика и право

3. Правила сетевого этикета

4. Базовые законы для применения программ и баз данных

5. Правовая охрана программы и данных

6. Права, какие они бывают

Информационное общество– это общество, в котором большинство работающих связано с информацией, организацией и использованием информационных процессов.

— узнать, что такое этические и правовые нормы информационной деятельности человека

-разобрать основные понятия и термины

-разобрать понятие и правила сетевого этикета

-узнать о правовой охране программ для электронных вычислительных машин

-разобрать основные положения законов для применения программ и баз данных

-какими бывают права

-что такое авторское право

Информационная этика и право

Этические нормы – то, что регулирует поведение людей и их отношения в повсе­дневной жизни. Часто эти нормы выполняются «автоматически». Этические нормы ещё как бы дополня­ют собой юридические, что позволяет эффективно регу­лировать повседневные отношения людей.

В информационной деятельности этические нормы тоже постепенно складываются. Особенно проявляются они в Интернете, где юридические за­коны трудно применить, но понятие о том, «плохом и хорошем» есть и поддерживается.

Правила сетевого этикета

Форум – асинхронный инструмент коммуникаций. Используются дляличных, производственных и учебных коммуникаций.

Чат – сервис обмена текстовыми сообщениями в режиме реального времени. Сразу многие пользователи могут общаться между собой.

Модератор – человек, поддерживающий порядок в Интернет-сообществе, отслеживает нарушения сетевого этикета.

Оверквотинг – избыточное цитирование.
Флеймы – это эмоциональные замечания, высказанные без учета мнения других участников разговора.

Понятие «правила сетевого этикета» возникло с появлением электронной почт. Чтобы не попадать в неприятные положение и не нарушать определенные нормы, общаясь с кем-либо в Интернете, следует знать о правилах сетевого этикета и соблюдать их.

Нельзя делать тех вещей, которые не поощряются в любом цивилизованном обществе:

  • употреблять ненормативную лексику;
  • оскорблять людей;
  • воровать;
  • умышленно пытаться что-то сломать;
  • призывать к свержению существующего строя;
  • не стоит присылать свои коммерческие предложения;
  • отправлять инструкции, объясняющие, как совершить незаконные действия;
  • публиковать личные письма без согласия их авторов;
  • затевать или продолжать дискуссию на отвлечённыую тему в местах, не предназначенных для этого.

1. Придерживайтесь тех же принципов. Что и в реальном общении.

Вы общаетесь с реальным человеком – не забывайте. Думайте о чувствах других людей. Представьте, будто вы общайтесь в реальности, и следите тем же принципам при общении.

2. Уважайте мнение и время других людей. Прежде чем отправить сообщение, думайте: нуждается ли в нем получатель. Не тратьте сообщения в пустую, не заставляйте собеседника напрасно тратить время.

3. Сохраняйте лицо. Отдавайте себе отчет о том, что вы говорите. Осмысливайте содержание своего письма, помните о правилах грамматики.

4. Уважайте право на частную переписку

5. Не злоупотребляйте своими возможностями

6. Учитесь прощать другим ошибки. Если вы и решили указать на них, то делайте это тактично, помня о снисходительности.

Базовые законы для применения программ и баз данных

Закон № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных ма­шин и баз данных» — 23.09.92 и закон № 5351-1 (№ 110-ФЗ) «Об авторском праве и смежных пра­вах» — 9.07.93 с исправлениями и дополнениями от 19.07.95.

Познакомимся с наиболее важными положениями этих законов.

Но прежде несколько определений:

«Программа для ЭВМ — объективная форма сово­купности данных и команд для функ­ционирования электронных вычислительных .

«База данных — это форма организации совокупности данных (например: статей, расчетов)

«Выпуск в свет (опубликование) программы для ЭВМ или базы данных — это предоставление экземпля­ров программы для ЭВМ данных с согласия автора неизвестному кругу лиц.

«Воспроизведение программы для ЭВМ или базы данных — это изготовление одного и более экземпля­ров программы для ЭВМ или базы данных в любой материальной форме.

«Распространение программы для ЭВМ или базы данных — это предоставления доступа для воспроизве­дения в любой материальной форме программы для ЭВМ или базы данных.

Правовая охрана программы и данных.

Они рождаются благодаря автору. «Автор — это физи­ческое лицо, творческим трудом которого создано про­изведение», в том числе программа или база данных.

Авторское право распространяется на любые про­граммы и базы.

Авторское право распространяется только на саму программу. Идеи и принципы, включая «идеи и принципы организации интерфейса и алгоритма, а также языки программирования», под авторское право не попадают.

Авторское право действует с момента создания про­граммы или базы в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Некоторые авторские права могут’ передаваться по наследству.

После общего представления о возникновении и охране авторских прав, рассмотрим более подробно, в чем они состоят. Преж­де всего, права бывают личные и имущественные.

право авторства — право считаться автором;

право на имя — право определять, в какой форме указывать имя

право на неприкосновенность – право на защиту как самой программы или базы, так и их названий.

Первая группа прав охраняется бес­срочно и не передается по наследству. Вторая обладает ограниченным сроком действия и по наследству передаваться может.

Закон предоставляет автору все пра­ва, связанные с распространением своего произведения

Разумеется, автор может передавать свои имуще­ственные права другим лицам.

«Физическое или юри­дическое лицо, которое не выполняет требований на­стоящего Закона…, в том числе ввозит в Российскую Федераций экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовленные без разрешения их правооблада­телей, является нарушителем авторского права». Экземпляры программ для ЭВМ или баз данных, изго­товленные с нарушением авторских прав, называются контрафактными. Распространение контрафактной продукции и ее использование преследуется по закону.

Этические и правовые нормы информационной деятельности человека

СОДЕРЖАНИЕ
3. Введение
4-7. Правовое регулирование
8-9. Этические нормы
10-15. Правовое регулирование информационной деятельности
16. Заключение
Введение
Сейчас в век информационных технологий, онлайн-общения и развития интернета в общем. Этические нормы зачастую преступают, что привело к созданию ряда этических норм в интернетсфере, а далее и к правовому регулированию их соблюдения.Правовое регулирование

Исторически традиционным объектом права собственности является материальный объект. Информация сама по себе не является материальным объектом, но она фиксируется на материальных носителях. Первоначально информация находится в памяти человека, а затем она отчуждается и переносится на материальные носители: книги, диски, кассеты и прочие накопители, предназначенные дляхранения информации. Как следствие, информация может тиражироваться путем распространения материального носителя. Перемещение такого материального носителя от субъекта-владельца, создающего конкретную информацию, к субъекту-пользователю влечет за собой утрату права собственности у владельца информации.
Интенсивность этого процесса существенно возросла в связи с тотальным распространением сети Интернет. Нидля кого не секрет, что очень часто книги, музыка и другие продукты интеллектуальной деятельности человека безо всякого на то согласия авторов или издательств размещаются на различных сайтах без ссылок на первоначальный источник. Созданный ими интеллектуальный продукт становится достоянием множества людей, которые пользуются им безвозмездно, и при этом не учитываются интересы тех, кто его создавал.Принимая во внимание, что информация практически ничем не отличается от другого объекта собственности, например машины, дома, мебели и прочих материальных продуктов, следует говорить о наличии подобных же прав собственности и на информационные продукты. Право собственности состоит из трех важных компонентов: права распоряжения, права владения и права пользования.♦ Право распоряжения состоит в том,что только субъект-владелец информации имеет право определять, кому эта информация может быть предоставлена. ♦ Право владения должно обеспечивать субъекту-владельцу информации хранение информации в неизменном виде. Никто, кроме него, не может ее изменять. ♦ Право пользования предоставляет субъекту-владельцу информации право ее использования только в своих интересах.
Таким образом, любойсубъект-пользователь обязан приобрести эти права, прежде чем воспользоваться интересующим его информационным продуктом. Это право должно регулироваться и охраняться государственной инфраструктурой и соответствующими законами.
Как и для любого объекта собственности, такая инфраструктура состоит из цепочки: законодательная власть (законы) —> судебная власть (суд) —> исполнительная власть (наказание).
Любойзакон о праве собственности должен регулировать отношения между субъектом-владельцем и субъектом-пользователем. Такие законы должны защищать как права собственника, так и права законных владельцев, которые приобрели информационный продукт законным путем. Защита информационной собственности проявляется в том, что имеется правовой механизм защиты информации от разглашения, утечки, несанкционированногодоступа и обработки, в частности копирования, модификации и уничтожения.
В настоящее время по этой проблеме мировое сообщество уже выработало ряд мер, которые направлены на защиту прав собственности на интеллектуальный продукт. Нормативно-правовую основу необходимых мер составляют юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.Так, в Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких как: «Об информации, информатизации и защите информации», «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных схем» и т. д.
В нашей стране, претерпевающей серьезные экономические изменения, особенно актуальным.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Этические и правовые нормы информационной деятельности человека

Урок-игра «Знатоки информатики» по теме «Этические правовые нормы информационной деятельностичеловека» для 10-11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Этические и правовые нормы информационной деятельности человека»

МБОУ «СОШ с. Грачев Куст

Перелюбского муниципального района Саратовской области»

МБОУ «СОШ с. Грачев Куст

Перелюбского муниципального района

Подстречная Лариса Дмитриевна

Тема. Этические и правовые нормы

информационной деятельности человека.

Цели: Познакомить учащихся с особенностями информационной деятельности человека, формировать у учащихся умения выделять проблемы, которые возникают при взаимодействии общества и человека. Рассмотреть основные правовые и культурно-этические нормы информационной деятельности человека, формировать навыки использования ресурсов Интернета с соблюдением статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Тип урока – урок-игра

Оборудование: ИД, мультимедийный проектор, ноутбуки.

2) Подготовка к игре.

Учитель. Я предлагаю вам сегодня провести урок в виде игры. Класс делится на две команда, одну из которых мы назовем «Нетикет», а вторую – «Отдел «К»». (Отдел полиции по борьбе с компьютерными преступлениями). В ходе игры мы ответим на вопрос «Что значат ваши имена?», т.е., что означают названия ваших команд.

I этап: Разминка «Обо всем понемногу»

Команды по очереди выбирают себе вопросы, каждый вопрос оценивается конкретным числом баллов. Цель разминки набрать как можно больше баллов.

10 баллов. Что в переводе с латинского означает слово «информация»?

(Сведения, разъяснения, ознакомления)

20 баллов. Назовите процессы, относящиеся к информационным.

(Хранение, обмен, обработка)

30 баллов. Каким по физической природе является зрительный сигнал?

40 баллов. Нервная или кровеносная система в живом организме управляет всеми стадиями информационных процессов?

10 баллов. Как называется конечный набор знаков любой природы, из которых конструируется некоторое сообщение?

20 баллов. Что происходит в процессе преобразования информации из одной знаковой системы в другую?

30 баллов. Назовите единицу количества информации, которая содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 2 раза.

40 баллов. Формула N=2 i – это формула нахождения количества информации или количества возможных событий?

(Количество возможных событий)

10 баллов. Сколько цифр в двоичной системе счисления?

20 баллов. В какой системе счисления 1+1=10?

30 баллов. Как называется позиция цифры в числе?

40 баллов. Как называется количество цифр, используемых в записи чисел в той или иной системе счисления?

(Основанием системы счисления)

10 баллов. Как называется наука о способах и формах мышления?

20 баллов. Что такое «конъюнкция»?

30 баллов. Чему равно двойное отрицание простого высказывания?

40 баллов. Как называются логические элементы?

Учитель. Как вы считаете, какая проблема возникла в связи с появлением в сети купли-продажи товаров и услуг?

(Необходимость регулировать эти отношения с помощью закона, чтобы защитить интересы пользователей и с целью предотвращения мошенничества).

Ваша задача, за 15 минут подготовить ответы на вопросы, связанные с этическими и правовыми нормами деятельности человека

Команды получают вопросы, на которые они должны подготовить ответы, используя ресурсы Интернета и учебные пособия.

Вопросы для команды «Отдел «К»»

Какие юридические проблемы возникают в связи с куплей-продажей услуг в Интернете?

В каком случае можно размещать на своем web-сайте чужой материал?

В каком случае можно бесплатно использовать произведения без согласия автора? Какие ограничения можно при этом соблюдать?

Расскажите о наиболее распространенных нарушениях авторских прав в Интернете?

Является ли взлом персональной странички в социальной сети преступлением? Почему?

Что можно сделать, если вас обманули мошенники в Интернете?

Вопросы для команды «Нетикет»

Можно ли опубликовать на форуме личное сообщение?

Какие правила рекомендуется соблюдать в сообщениях электронной почты?

Как нужно вести себя в форумах и чатах?

Как в электронном письме можно передавать свое настроение?

Почему при пересылке больших файлов требуется согласие получателя?

Объясните значение слов «флейм» и «холивар».

(Работа выполняется в течение 15 минут, затем идет обсуждение, команды задают друг другу вопросы).

«Информация для размышления»

Вам предстоит объяснить значение слов «топик», «ник», «аватар», «модератор», «бан», «оффтопик» – за каждый правильный ответ капитаны получает 5 баллов.

Я буду задавать вопросы, а команды быстро отвечают на них. Выигрывает та команда, которая сумеет набрать больше баллов. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Что изучает информатика? (Способы представления, накопления, обработки информации с помощью технических устройств).

На каком свойстве информации отразится ее преднамеренное искажение? (Достоверность)

Что такое информационный взрыв? (Бурный рост потоков и объемов информации)

Когда 2*2 равно11? (В троичной системе счисления)

Завершает ввод команды клавиша? (Enter)

Подведение итогов, награждение победителей.

Н. Д.Угринович Информатика и ИКТ 11 класс. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний 2010

К.Ю. Поляков Информатика. Углубленный уровень. Учебник для 10 класса. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний 2013

М.Н. Бородин. Методическое пособие для учителя. Информатика УМК для старшей школы. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний 2013