Как изъять земельный участок у собственника в снт

Оглавление:

Изъятие земельных участков у граждан: новый порядок – новые проблемы?

В некоторых случаях принадлежащий гражданину земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд. Речь идет о ситуациях, когда именно в месте нахождения участка необходимо, например, проложить трассу федерального или регионального значения или протянуть линии электропередач (ст. 49 Земельного кодекса РФ). При этом государство обязано возместить собственнику изымаемого участка его рыночную стоимость, понесенные убытки и упущенную выгоду.

1 апреля вступил в силу закон, в котором содержатся изменения существующего ранее порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ). Если прежде в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм, определяющих процедуру изъятия земельных участков, то теперь в нем появилась целая глава, посвященная данному вопросу (гл. VII.1 Земельного кодекса РФ).

Государство аккумулировало опыт изъятия земельных участков, полученный при застройке Новой Москвы, организации Олимпиады в Сочи и подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке. Для реализации этих проектов принимались отдельные законы, устанавливающие особый, упрощенный порядок изъятия земель. Теперь этот опыт распространен на всех участников земельных отношений, и, например, при строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань и развитии транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года будут применяться только нормы Земельного кодекса РФ.

Основания изъятия земельного участка

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Ознакомиться с внесенными изменениями в Земельный кодекс РФ можно в системе ГАРАНТ. Для этого откройте кодекс, затем на панели инструментов выберите «Изменения в документе», а в нем – «Обзор изменений».

Как и до поправок, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления (п. 3 ст. 279 ГК РФ). Но с 1 апреля в Земельном кодексе РФ появилась новелла – теперь данные органы могут принять решение об изъятии не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Перечень таких организаций впоследствии будет определен Правительством РФ. При этом ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ). Эта поправка вызывает у экспертов опасения. Так, специалист по недвижимости и земельным отношениям юридической фирмы «Тимофеев/Черепнов/Калашников» Мария Горина опасается, что нововведение может привести к смещению баланса интересов с граждан в сторону крупных компаний, в собственность которых перейдет земельный участок, и ущемить интересы правообладателей. Это действительно может произойти, поскольку перечень оснований для отказа в удовлетворении ходатайства носит формальный характер (отсутствие схемы расположения участка, обращение к органу, который не уполномочен решать этот вопрос и т. п.) и при этом является закрытым (п. 9 ст. 56.4 Земельного кодекса РФ).

Выявление правообладателей изымаемого земельного участка

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит. Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков. Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ). Партнер юридической фирмы «АВЕЛАН» Сергей Казинец замечает, что законом не определены последствия игнорирования госорганом своей обязанности сделать запросы о розыске собственников изымаемого участка. «Есть вероятность, что подобные нарушения не будут рассматриваться как безусловное основание для признания недействительным решения об изъятии», – предполагает Сергей Казинец. Скорее всего, в этом случае будет действовать общее правило: владельцы земли, которые не были выявлены до ее изъятия, смогут потребовать только компенсации за участок за счет средств бюджета или за счет средств организации, которой он был передан. Возможность возврата земли при этом исключена (п. 11 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Юрист девелоперской компании «Сити-XXI век» Василий Шарапов предупреждает, что у граждан, чьи участки были оформлены в собственность до 1998 года [года вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». – Ред.], могут возникнуть проблемы. «Сведения по таким объектам в государственных реестрах не значатся, поэтому выявить правообладателей этих участков будет сложно. Исключение составляют лишь земельные участки, собственники которых сами заявили о них в Росреестр (например, если такая недвижимость была объектом сделок, требующих совершения акта государственной регистрации). В случаях, если правообладатели участков так и не будут найдены, новое законодательство предоставляет властям возможность признать право публичной собственности на такую недвижимость в судебном порядке. После удовлетворения искового требования мы получим юридический казус – на одну недвижимую вещь будут претендовать два собственника», – рассуждает Василий Шарапов.

Все эксперты портала ГАРАНТ.РУ сошлись во мнении, что собственникам земли, права на которую были оформлены до 1998 года, стоит проверить наличие сведений о праве на земельный участок в ЕГРП. Для этого гражданин может направить запрос в Росреестр о правах на имеющиеся у него объекты недвижимости. Сделать это можно лично, через представителя, почтовым направлением (в этом случае подпись заявителя и верность копий прилагаемых документов должны быть удостоверены нотариально), через Единый портал госуслуг или многофункциональный центр, а также путем заполнения формы на сайте Росреестра. В последнем случае за запрос необходимо будет заплатить 250 руб., во всех остальных – от 500 (если запрос охватывает один округ) до 1500 руб. (51 и более округов) (приказ Минэкономразвития России от 16 декабря 2010 г. № 650, приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2012 г. № 58). Ответ ведомство должно дать в течение пяти рабочих дней с момента поступления запроса – причем как в виде бумажного документа, так и в электронной форме по выбору гражданина, о чем необходимо указать в запросе (п. 2, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Если регистрация прав по каким-либо причинам затруднительна, необходимо регулярно изучать официальный сайт своего муниципалитета, на котором размещаются документы территориального планирования и проекты планировки территории, а также сайт региона. При своевременном получении информации о предстоящем изъятии правообладатель сможет в срок подать заявление об учете прав на земельные участки (подп. 4 п. 5 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ), а также оспорить в дальнейшем действия властей, если это понадобится.

Решение об изъятии земельного участка

После установления всех лиц, имеющих права на изымаемый земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны быть указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, а также цель изъятия и реквизиты документов, в соответствии с которыми оно осуществляется (п. 4 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, указывается также организация, его подавшая. В течение 10 дней после принятия решения об изъятии уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе «электронки» – то со дня опубликования решения об изъятии).

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Цена изъятого земельного участка

На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). При этом возмещению подлежит не только стоимость участка, но и убытки, а также упущенная выгода. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков осуществляется изъятие расположенных на них объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов.

При определении размера возмещения не подлежат учету объекты недвижимого имущества и их неотделимые улучшения, расположенные на изымаемом земельном участке и произведенные вопреки разрешенному использованию или условиям договора. Кроме того, стоимость объектов, строительство которых начато после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, также не будет возмещена (п. 2, п. 8 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Размер возмещения определяется не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Соглашение об изъятии недвижимости

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ).

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости (п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

Собственник изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, либо в организацию, которая ходатайствовала об изъятии (п. 8 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Если же владелец земли не согласен с условиями соглашения, он может отказаться от его подписания или представить альтернативные предложения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. Например, это может быть договор купли-продажи, в котором содержатся сведения о цене, если участок был приобретен недавно. А коммерческий директор холдинга Like Кирилл Упатов советует в подобных ситуациях проводить независимую оценку стоимости земли и прикладывать к предложениям ее результаты. Партнер компании «Найдем Адвоката» Снежана Мальфанова напоминает, что правообладатель проводит такую экспертизу самостоятельно и за собственный счет. Если уполномоченный орган согласится с этими доводами, размер возмещения может быть увеличен – правда, если изъятие проводится по ходатайству организации, орган должен будет согласовать это изменение с ней (п. 11 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

В случае, если правообладатель изымаемой недвижимости не подписывает проект соглашения об изъятии более 90 дней со дня его получения, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Рассмотрев представленные сторонами доводы, суд решит, проводить принудительное изъятие участка или нет. Напомним, ранее собственник должен был быть уведомлен о предстоящем изъятии участка не менее чем за год. В новой редакции Земельного кодекса РФ это правило отсутствует. Таким образом, с 1 апреля срок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд сократился в четыре раза.

Безусловно, теперь масштабные проекты будут реализовываться быстрее. Однако эксперты подчеркивают, что в результате поправок баланс интересов сместился в сторону государства. «Граждане и ранее сталкивались с изъятием как с неким фактом, с которым уже нельзя ничего нельзя сделать. С упрощением процедуры и уменьшением сроков согласования положение собственников может стать еще хуже», – предостерегает Сергей Казинец.

***

В настоящее время практика изъятия земель по новым правилам еще не сложилась, однако редакция портала ГАРАНТ.РУ будет следить за ее развитием.

Может ли СНТ забрать участок у его собственника?

Собственник, приехав на свой земельный участок, обнаружил, что на входных воротах, в доме и гараже сменены замки. Когда садовод обратился к председателю СНТ, последний пояснил, что земельный участок возвращен в собственность СНТ на основании решения общего собрания членов СНТ и продан другому лицу на выгодных для СНТ условиях. Удивительно, но это не придуманная и совершенно реальная история.

Собственник, приехав на свой земельный участок, обнаружил, что на входных воротах, в доме и гараже сменены замки. Когда садовод обратился к председателю СНТ, последний пояснил, что земельный участок возвращен в собственность СНТ на основании решения общего собрания членов СНТ и продан другому лицу на выгодных для СНТ условиях.

Удивительно, но это не придуманная и совершенно реальная история.

Часто члену СНТ — злостному неплательщику грозят исключением из СНТ за неуплату установленных взносов. В виде дополнительной меры воздействия на садовода, который имеет долги по взносам, СНТ иногда прибегает к такой мере как изъятие земельного участка на территории СНТ у исключенного члена СНТ.

Еще одна распространенная ситуация, когда СНТ изымает земельные участки у их собственников, посчитав, что земельный участок заброшен и длительное время не обрабатывается и не осваивается. Подобные изъятия зачастую инициируют соседи, которые не прочь расширить свою территорию за счет чужого земельного участка.

Такие действия СНТ порождают массу судебных споров, ответчиками в которых выступают новые собственники участка, СНТ, а также местная администрация.

Давайте разберемся, может ли СНТ забрать участок у его собственника?

Возможность изъятия земельного участка, находящегося в собственности садовода, действительно предусмотрена действующим законодательством. Но такое изъятие может происходить только в порядке, установленным законом.

Порядок лишения садовода, огородника или дачника права собственности предусмотрен нормами п.2 ст.47 ФЗ от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее по тексту ФЗ-66), ч.3 ст.35 Конституции РФ, ст.44 ЗК РФ, ст.284-287 ГК РФ.

Из системного толкования указанных норм можно сделать следующие выводы:

  1. Для лишения садовода, огородника или дачника земельного участка необходимо наличие у него умышленных и систематических нарушений , предусмотренных земельным законодательством. При определенных обстоятельствах к таким нарушениям можно отнести длительное неиспользование земельного участка по целевому назначению.
  2. Обязательным условием изъятия земельного участка в СНТ является заблаговременное предупреждение садовода (огородника, дачника) о необходимости устранения допущенных нарушений законодательства, являющихся основанием для лишения прав на земельный участок.
  3. Лишение садовода (огородника, дачника) его земельного участка возможно только на основании решения суда . Никаких внесудебных процедур для данных случаев не предусмотрено .
  4. Решение об изъятии земельного участка принимается только соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления . На основании указанного решения такой орган обращается в суд с иском об изъятии земельного участка у собственника.
  5. Изъятие земли осуществляется только путем его продажи через суд на торгах , а не путем передачи участка СНТ или иному заинтересованному лицу. Все заинтересованные лица могут участвовать в торгах на общих основаниях.
  6. Закон не предусматривает возможность для СНТ изъять земельный участок у собственника, если член СНТ не платит членские или какие-либо иные взносы. Лишение садовода членства в СНТ не влечет им утрату права собственности на участок. Такой гражданин лишь переходит в категорию индивидуальных садоводов.
  7. СНТ не вправе ни в судебном ни во внесудебном порядке лишать садовода земельного участка.

Мы рассмотрели вкратце процедуру лишения садовода, огородника и дачника его земельного участка. На практике могут быть разные нюансы, которые необходимо учесть при отстаивании своих интересов.

Северный дачник — Новости, Каталог, Консультации

Прекращение права собственности на заброшенный участок

Именем Российской Федерации

01 апреля 2010 года

Петушинский районный суд Владимирской области в составе: председательствующего Д.В. Яковлевой, при секретаре судебного заседания М.В. Смирновой, с участием: представителя истца – председателя СНТ «И» Б., действующей на основании протокола и устава СНТ «И»; представителя ответчика – адвоката Абрамовой Ю.Ю. по ордеру № 002013 от 01 апреля 2010 года (удостоверение № 214); рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску садоводческого некоммерческого товарищества «И» Петушинского района к С об изъятии земельного участка и передачи его в собственность некоммерческого товарищества «И»,

У С Т А Н О В И Л:

С. является собственником земельного участка площадью 800 кв.м., расположенного в садоводческом некоммерческом товариществе «И», выделенного для садоводства постановлением главы администрации Петушинского района от **.12.19** года № **.

СНТ «И» обратилось в суд с вышеназванным иском к ответчику, в обосновании которого указало, что спорный земельный участок ответчику был выделен в натуре и с момента предоставления данного земельного участка ответчик на нем не появлялась, не оплачивала членские и целевые взносы, земельный участок не обрабатывала, строений на нем не возводила. В результате чего земельный участок пришел в запущенное состояние, что отрицательно сказывается на состоянии смежных участков, собственники которых вынуждены нести дополнительные материальные затраты. Указывает, что СНТ неоднократно предпринимались меры к розыску собственника земельного участка, которыми установлено, что ответчик не проживает по последнему месту жительства более 10 лет, сменила фамилию на Г, на территории Петушинского района не зарегистрирована и не проживает. Общим собранием членов СНТ «И» от 19.05.2007 года С. была исключена из членов СНТ. Указывает, что в соответствии с действующем законодательством собственник земельного участка может быть лишен права собственности за умышленные или систематические нарушения, предусмотренные земельным законодательством.

Истец просит прекратить право собственности С. на земельный участок, находящийся по адресу: СНТ «И» Петушинского района, участок № ***, и изъять у ответчика названный земельный участок, признать за СНТ «И» право собственности на указанный земельный участок площадью 901 кв.м., с кадастровым номером 33:13:070114:120, с разрешенным использованием – для садоводства, относящегося к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения.

Представить истца – СНТ «И» — Б., действующая на основании протокола и устава СНТ «И» в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в иске, просила его удовлетворить.

Представитель ответчика С., место жительство которой не известно, привлеченный к участию в деле в порядке ст. 50 ГПК РФ, адвокат Абрамова Ю.Ю. в судебном заседании просила принять решение на усмотрение суда.

Третье лицо — Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области Петушинский отдел в судебное заседание своего представителя не направило. В письменном заявлении представитель по доверенности С. просила рассмотреть данное гражданское дело без её участия на основании п. 5 ст. 167 ГПК РФ, разрешение спора оставляет на усмотрение суда. Письменное заявление приобщено к материалам дела (л.д. 97).

Третье лицо – администрация Петушинского района, будучи надлежащим образом извещенной о дне слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направила, объяснения причин уважительности неявки представителя суду не представила, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие представителя данного третьего лица.

Ранее в судебном заседании представитель третьего лица – администрации Петушинского района С., действующий по доверенности, при вынесении решения полагался на усмотрение суда.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей Г. и Е., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 25,26 Земельного Кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». К числу таких оснований ст. 8 ГК РФ отнесены, в том числе, договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения.

Из представленной суду копии свидетельства о праве собственности на землю № ВЛ-***, выданного **.12.19**года на основании постановления главы администрации Петушинского района от **.12.19** года № ***, следует, что С. предоставлен для садоводства земельный участок № *** площадью 800 кв.м., расположенный в садовом товариществе «И» (л.д.10).

Согласно сообщению Управления Федеральной регистрационной службы по Владимирской области от **.04.20** года № **** записи о регистрации прав на вышеуказанный объект в Едином государственном реестре прав отсутствуют.(л.д.11)

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 15.04.1998 года № 66 –ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объедений граждан», а также п. 4.2. Устава СНТ «И» Петушинского района (л.д.22)

Из показаний, допрошенных в судебном заседании свидетелей Г. и Е., следует, что они являются собственниками соседних со С земельных участков с 1992 года и с 1998 года соответственно, приезжают каждый год. Пояснили, что на данном участке никто никогда не появлялся, строений на нем нет, участок не обрабатывается, зарос деревьями и бурьяном, что создает пожароопасную ситуацию

Из представленных суду материалов следует, что СНТ «И» предпринимали меры к розыску С., и установило, что С. сменила в 1994 фамилию на Г, более 10 лет не зарегистрирована и не проживает на территории Петушинского района (л.д.12-13, 63-64).

Решением общего собрания СНТ «И» что 19 мая 2007 года С. была исключена из членов СНТ за систематическую не уплату целевых и членских взносов, за не освоение выделенного ей земельного участка (л.д.17-18).

Из содержания представленного суду для обозрения материала проверки № Б-17 усматривается, что проводимые мероприятия по розыску С результатов не дали.

В силу ч. 2 ст. 47 ст. Федерального закона от 15.04.1998 года № 66 –ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объедений граждан» садовод, огородник или дачник может быть лишен прав собственности, земельного участка за умышленные или систематические нарушения, предусмотренные земельным законодательством.

В соответствии со ст. 44 Земельного Кодекса РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

В силу ст. 285. ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчик С на протяжении более 10 лет не использовала предоставленный ей на праве собственности земельный участок в соответствии с его целевым назначением, не обрабатывала его, что привело к его запущенности, ухудшению его свойств и возникновению пожароопасной ситуации, т.е. грубо, систематически нарушала правила рационального использования земли, установленных земельным законодательством.

Указанные обстоятельства являются основанием для изъятия земельного участка у собственника и прекращении права собственности на него.

Из представленной копии кадастрового паспорта спорного земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) ****, составленного Управлением Роснедвижимости по Владимирской области от **.11.20** года следует, что собственником земельного участка № ***, расположенного в садовом товариществе «И» Петушинского района, с кадастровым номером ***, с разрешенным использованием: для садоводства, является С (л.д. 14).

Согласно карте (плану) границ спорного земельного участка по состоянию на **.11.20**года его площадь составляет 901 кв.м., что превышает площадь земельного участка по правоустанавливающему документу (800,0 кв.м.) (л.д.15).

При этом в силу ч.5 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 17.07.2009) «О государственном кадастре недвижимости» (принят ГД ФС РФ 04.07.2007) в проведении кадастрового учета земельного участка может быть отказано, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.

В соответствии со с ч.1 ст.33 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно Закону Владимирской области от 07.09.2004 года N 139-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Владимирской области» минимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства составляет 0,06 га.

В настоящем случае фактическая площадь земельного участка больше площади участка по правоустанавливающему документу на 101 кв.м., что не превышает предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.

Таким образом, площадь земельного участка по указанному адресу, подлежащая изъятию у С ., составляет 901,0 кв.м.

Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». К числу таких оснований ст. 8 ГК РФ отнесены, в частности, договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения.

Таким образом, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд считает доказательства стороны истца допустимыми, достоверными и достаточными для подтверждения исковых требований, и считает возможным принять их в качестве средств обоснования выводов суда.

Представителем ответчика не представлено суду каких-либо возражений против заявленных требований и доказательств в их подтверждение.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования истцов являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

Исковые требования садоводческого некоммерческого товарищества «И» Петушинского района к С об изъятии земельного участка и передачи его в собственность некоммерческого товарищества «И» удовлетворить.

Изъять у С земельный участок, находящийся по адресу: Владимирская область, Петушинский район, садоводческое некоммерческое товарищество «И», участок № *** (***).

Прекратить право собственности С на земельный участок, находящийся по адресу: Владимирская область, Петушинский район, садоводческое некоммерческое товарищество «И», участок № *** (***).

Признать за садоводческим некоммерческим товариществом «И» Петушинского района право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Владимирская область, Петушинский район, садоводческое некоммерческое товарищество «И», участок № *** (***), площадью 901,00 (девятьсот один) кв.м., с кадастровым номером *****, с разрешенным использованием: для садоводства, относящейся к категории земель — земли сельскохозяйственного назначения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено: 06 апреля 2010года

Судья Петушинского районного суда Д.В. Яковлева

Как забрать з/у,которым не пользуются больше трех лет,обратно в СНТ?

Я председатель СНТ, есть земля, которой не пользуются больше 3х лет, но она в собственности, я хочу забрать эти земли обратно в СНТ, как это сделать?

Ответы юристов (1)

Возможность изъятия земельного участка, находящегося в собственности садовода, действительно предусмотрена действующим законодательством. Но такое изъятие может происходить только в порядке, установленным законом.

Порядок лишения садовода, огородника или дачника права собственности предусмотрен нормами п. 2 ст. 47 ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее по тексту ФЗ-66), ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, ст. 44 ЗК РФ, ст. 284-287 ГК РФ.

Для лишения садовода, огородника или дачника земельного участка необходимо наличие у него умышленных и систематических нарушений, предусмотренных земельным законодательством.
При определенных обстоятельствах к таким нарушениям можно отнести длительное неиспользование земельного участка по целевому назначению.
Обязательным условием изъятия земельного участка в СНТ является заблаговременное предупреждение садовода (огородника, дачника) о необходимости устранения допущенных нарушений законодательства, являющихся основанием для лишения прав на земельный участок.
Лишение садовода (огородника, дачника) его земельного участка возможно только на основании решения суда.
Никаких внесудебных процедур для данных случаев не предусмотрено.
Решение об изъятии земельного участка принимается только соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления.
На основании указанного решения такой орган обращается в суд с иском об изъятии земельного участка у собственника.
Изъятие земли осуществляется только путем его продажи через суд на торгах, а не путем передачи участка СНТ или иному заинтересованному лицу. Все заинтересованные лица могут участвовать в торгах на общих основаниях.
Закон не предусматривает возможность для СНТ изъять земельный участок у собственника, если член СНТ не платит членские или какие-либо иные взносы.
Лишение садовода членства в СНТ не влечет им утрату права собственности на участок. Такой гражданин лишь переходит в категорию индивидуальных садоводов.
СНТ не вправе ни в судебном ни во внесудебном порядке лишать садовода земельного участка.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Как изъять земельный участок у собственника в снт

Что такое СНТ?
Узнайте из статьи, что и почему не так в вашем СНТ.

Действующая редакция ФЗ-66 от 15.04.98 г.
В закон внесены все дополнения и изменения, в т.ч. вступившие в силу согласно ФЗ-337 от 03.07.2016 г. Скачайте! Бесплатно!

Новый федеральный закон ФЗ-217 от 29.07.17 г.
Закон вступает в силу с 01.01.19 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утрачивает силу. Скачайте! Бесплатно!

Прописка в СНТ
Как получить регистрацию без суда

Ликвидация правовой безграмотности
Вопросы и ответы. Задай вопрос, узнай свои права и живи спокойно!

Cтроим жилой дом
Стройка на садовом участке по правилам

Всё о взносах в СНТ О членских, целевых, вступительных и других взносах

«Дачная амнистия»
Как правильно оформить земельный участок в собственность

Ограничение прав собственности на землю
Можно ли принудительно лишить собственника участка? Узнай правду

Налог на землю
Заплати налог правильно. Льготы в СНТ

Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.
Для ознакомления с подробным содержанием подразделов сайта необходимо нажать на интересующий вас пункт Главного меню.

Последняя версия ФЗ-66 от 15.04.1998 г.
«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»
В закон внесены существенные дополнения и изменения ФЗ-337 от 03.07.2016 г.
Для удобства пользования все изменения выделены красным цветом.
Ссылка на проект Закона для скачивания: Новый 66-ФЗ от 15.04.98 г. в новой редакции ФЗ-337 от 03.07.16 г.

29.07.2017 г. Президентом РФ подписан новый федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Бесплатная ссылка на новый закон для скачивания (формат файла docx): ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Дата ввода закона в действие 01.01.2019 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утрачивает силу.
Обсуждение закона открыто здесь: Форум сайта СНТ «Пищевик» (для внесения замечаний, предложений, изменений необходима регистрация).

Ограничение, прекращение прав собственности
на земельный участок в СНТ

«Чем дальше в лес, тем больше дров», — гласит русская пословица. Её можно в полной мере отнести и к садоводческим некоммерческим товариществам. То, что ещё вчера казалось правлению нашего СНТ очевидным и правильным, сегодня оказывается несоответствующим законодательству. Отсюда и ошибки, а как следствие, принимаемые незаконные решения правлением и общим собранием. Понятное дело, что рядовые садоводы, в своей основной массе вообще никогда не обращаются к помощи закона. Просто выполняют то, что говорят органы управления товарищества, не задумываясь о законности того, что они творят. Это относится и к праву собственности на индивидуальный земельный участок.

Ответственность садовода за нарушение законодательства

Основу мер, применяемых к садоводу — собственнику индивидуального участка составляют нормы ст. 47 «Ответственность садоводов за нарушение законодательства» ФЗ-66 от 15.04.1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Останавливаться и разжёвывать все нарушения, а также порядок их отнесения к тому или иному закону мы не будем. Давайте исходить из того, что, если правление видит нарушение, то, однозначно, оно знает нормы закона, который нарушается. В противном случае нарушения никто не замечает до какого-то определённого момента.

Разберёмся с нормами статьи подробнее. Первый пункт устанавливает административную ответственность садовода за нарушение законодательства. Это значит, что в случаях допущения таким садоводом административных нарушений правление товарищества, комиссия по контролю за соблюдением законодательства вправе предупредить нарушителя об имеющихся нарушениях законодательства с составлением соответствующего акта (см. образец акта о нарушении законодательства, перед распечаткой приведите его в соответствие с задачей, поменяв некоторые реквизиты бланка). Акт составляется в 2-х экземплярах: один вручается нарушителю, второй подшивается в дело в правлении. Если нарушитель не подписывает акт и не хочет его получать, то можно на документе оставить подписи лиц, которые свидетельствуют о доведении содержания акта и об отказе садовода от его получения, в т.ч. и по почте.

Если нарушитель чихать хотел на ваши акты, то наступает вторая фаза работы правления или комиссии по контролю за соблюдением законодательства. А именно, составляется второй акт о нарушении, далее первый и второй акты правление с сопроводительным письмом направляет в соответствующий орган, контролирующий те или иные административные нарушения, для привлечения виновного к административной ответственности в соответствии с Административным кодексом. На этом полномочия СНТ заканчиваются.

Органам управления СНТ право наложения административных взысканий: предупреждений, штрафов, административных арестов и др. взысканий Административным кодексом не предоставлено.

После принятых правлением и комиссией по контролю за соблюдением законодательства мер, скорее всего, нарушитель устранит допущенные нарушения. А если это не помогает, то вступает в действие второй пункт ст. 47 «Ответственность садоводов за нарушение законодательства».

Следует обратить внимание, что мера ответственности, предусмотренная пунктом 2 ст. 47 ФЗ-66, устанавливает лишение прав собственности на земельный участок только «за умышленные или систематические нарушения, предусмотренные земельным законодательством«. Соответственно, нарушая лесное, водное, градостроительное законодательство, законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения или законодательство о пожарной безопасности, лишиться прав собственности на земельный участок фактически невозможно.

Ответственность садовода за нарушение земельного законодательства

Статья 44 «Основания прекращения права собственности на земельный участок» Земельного кодекса, ФЗ-136 от 25.10.2001 г. устанавливает всего три случая, при которых собственник теряет право собственности на земельный участок:

    при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам;

Т.е. при осуществлении процедур купли-продажи, дарения, завещании, мене и др. операций с земельным участком, в результате которых старый собственник передает права на землю новому собственнику согласно нормам гражданского законодательства.

отказе собственника от права собственности на земельный участок;

Собственник может отказаться от права владения своим участком, направив соответствующее заявление в органы самоуправления, которые выделили ему этот участок своим решением.

в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Такое может случиться в исключительных случаях. Принудительное изъятие земельных участков может быть осуществлено на основании норм статьи 49 «Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд» и статьи 55 «Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд» Земельного кодекса. В этом случае, скорее всего, потеря земельных участков будет касаться всех садоводов в данном конкретном СНТ.
В других случаях принудительное изъятие земельного участка может коснуться одного садовода вследствие вынесенного решения суда согласно гражданскому законодательству, например, при конфискации имущества, нажитого «непосильным» трудом.

Указанное выше не будет исчерпывающим, если не обратиться к Гражданскому кодексу РФ:

Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением

Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Статья 286. Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования

  1. Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.
  2. Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.
  3. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Следующая информация предназначена скорее для справки, она просто поясняет понятия, которые встречаются в законодательстве о земле:
ст. 45 «Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком» Земельного кодекса на первый взгляд устанавливает нормы, применив которые, можно попытаться изъять земельный участок у владельца. Но Земельный кодекс чётко определил, что субъектом права постоянного (бессрочного) пользования землей могут быть государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия, органы государственной или муниципальной власти. Физическими лицами тут и не пахнет. В то же время Кодекс разрешил владельцам (физическим лицам) земельных участков, получивших их ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования, приобрести участки в собственность.

Право пожизненно наследуемого владения земельным участком позволяет передавать земельный участок по наследству. Таким правом могут обладать только физические лица. Кажется, что вот оно — это то, что надо. Нет. Ранее можно было предоставлять земельные участки на таком праве для ведения личного подсобного или создания фермерского хозяйства. Но Земельный кодекс сейчас отменил эту возможность — предоставлять землю на правах пожизненно наследуемого владения. А, кроме того, в соответствии с нормами Кодекса, землевладелец может только предоставлять землю на правах аренды или в безвозмездное срочное пользование.

В практике СНТ постоянно встречаются всевозможные нарушения законодательства связанные с землепользованием. Грамотно поставленная работа правления и комиссии по контролю за соблюдением законодательства сведут на «нет» все поползновения отдельных «крутых» садоводов, думающих, что они могут делать на своем участке всё. И это всё, сделанное ими, совершенно никого не должно касаться. Пользоваться в этих случаях надо нормами пункта 1 ст. 47 ФЗ-66 от 15.04.98 г., а если не помогает, то плавно переводить действия правления в русло норм пункта 2 этой же статьи и 285 Гражданского кодекса. Но, во всех этих случаях правление реально видит перед собой нарушителя, т.к. он не прячется. Он на виду у всех. А как быть, когда найти собственника невозможно? Ответ — далее.

Лишение права собственности на земельный участок в случае его длительного неиспользования по назначению

Как правило, собственники, которые не используют садовый участок, в СНТ не появляются, взносы не платят и, в конце концов, правление теряет следы и адреса таких горе-садоводов. Возникает интересная ситуация: Садовода нет, участок не обрабатывается. Казалось бы, да и черт с ним. Но когда таких вот «мёртвых душ» набирается уже порядком, то это начинает ощутимо бить по оставшимся активным садоводам. Выражается это в том, что бремя содержания объектов общей собственности, органов управления и все остальные денежные вопросы в СНТ ложатся на плечи остающихся. Часто это бремя становится непосильным. Кроме того, заброшенные участки зарастают бурьяном, их частенько превращают в непонятные притоны бомжи, учащается воровство. Перед СНТ встает вечный вопрос: «Что делать?»

    Последовательность работы правления по неиспользованным участкам:

  • Направить запрос в адрес управления регистрации прав на недвижимость с целью установления собственника земельного участка. Это стоит денег, но без этого вопрос вообще не решится никогда.
  • При установлении собственника согласно требованиям ст. 47 ФЗ-66 предупредить собственника о нарушении им земельного и гражданского законодательства, а также его обязанности об уплате соответствующих взносов в СНТ.
  • Параллельно правление, в т.ч. с привлечением комиссии по контролю за соблюдением законодательства, в течение 3 лет добросовестно составляет акты о неиспользовании земли по назначению.
  • В отсутствие реакции собственника на работу правления по пункту 2 и 3 направить в порядке выполнения ст. 284 и 286 Гражданского кодекса (см. выше) письмо об инициировании процедуры принудительного изъятия земли у собственника (собственников) по основаниям ст. 284.
  • В конечном итоге, земельные участки по решению суда либо без такового могут быть проданы СНТ либо другому новому собственнику через торги. По дополнительному ходатайству правления участки могут быть проданы садоводам или СНТ, как юридическому лицу. В последующем СНТ по решению собрания может перепродать эти участки желающим.

    Следует помнить о той «нехорошей» части ст. 285 ГК, в которой говорится о том, что если земельный участок не использовался длительное время по каким-либо обстоятельствам, исключающим такое использование, то принудительное изъятие такого участка не может быть осуществлено даже по решению суда.

    А без собственника наличие исключающих обстоятельств просто невозможно определить. Поэтому, если собственник определён, но его невозможно найти, то дело по изъятию земельного участка зайдёт в тупик и в органе самоуправления и в суде. Преодолеть эту патовую ситуацию можно только путём документального подтверждения того, что собственник, к примеру, умер. Но тут же возникает проблема наследников — снова тупик. Согласитесь, что СНТ с его ограниченными возможностями и привязкой к месту уже не под силу носиться по всей РФ в поисках наследников.

    Снова перед правлением маячит вопрос: «Что делать?» А решение есть. Однако при его принятии правление неминуемо идёт на нарушение законодательства, подставляя под удар, прежде всего, садоводов, претендующих на «бесхозные» участки, преследуя свои меркантильные интересы, т.к. при любом раскладе новым садоводам «владельцам участков» не видать ни членства в СНТ ни осуществления регистрации прав на земельные участки, а платить за них государству и СНТ придётся. Таков закон. Можно, конечно, вспомнить о ст. 234 ГК и заверить нового владельца о том, что по прошествии лет он может получить участок в собственность. Но, господа-товарищи, всё «вилами на воде писано» — забывать о ст. 285 этого же ГК нельзя. Суд всегда займёт сторону собственника, а причины, по которым участок не обрабатывался можно найти всегда.

    Статья 234 «Приобретательная давность» Гражданский кодекс, часть 1

    1. Лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет (прим. ред. — земельный участок относится к недвижимости) либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
      Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
    2. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
    3. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
    4. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

    29 апреля 2008 г. в Ленинградском районном суде было вынесено решение, согласно которому «бесхозный» участок передан в аренду гражданке, которая до этого несколько лет с разрешения правления СНТ использовала земельный участок по назначению. Суд посчитал, что при появлении собственника участка или его наследников ничто не помешает восстановлению права собственности, и, соответственно, прекращению «незаконной» аренды (подробнее см. страницу: «Решение суда по иску к администрации г. Калининграда о понуждении предоставить в аренду участок земли»).

    Вашему вниманию предоставляется и другое решение суда по схожему делу с необходимыми комментариями. Но здесь правление СНТ встало на защиту собственника земельного участка, не позволив аферисту незаконно завладеть чужой собственностью, путь даже заброшенной в настоящее время. Суд абсолютно правильно отказал истцу в его требованиях к СНТ «Пищевик» о понуждении проведения заседания правления СНТ для решения вопроса о передаче ему в пользование земельного участка № 87, о включении его в список граждан-членов СНТ «Пищевик», являющимся приложением к постановлению мэрии г. Калининграда № 334 от 07.03.1995 г. (подробнее см. страницу: Решение суда по иску о понуждении проведения заседания правления СНТ для решения вопроса о передаче ему в пользование земельного участка).

    Итоги подводить не будем. Всё яснее ясного. Общее собрание и правление СНТ вправе выбрать тот путь, который считает более правильным и целесообразным в каждой своей конкретной ситуации, но принимать меры по уменьшению количества заброшенных участков органы управления не просто должны — они обязаны это делать. Главное не забывать о том, что правление, идущее по пути раздачи «бесхозных» участков должно обязательно предупреждать садоводов, лучше письменно, пользующихся такими заброшенными участками о возможных правовых последствиях такого пользования.

    Борьба же с нарушениями законодательства со стороны отдельных садоводов (п. 1 ст. 47 ФЗ-66) — святое дело правления и комиссии по контролю за соблюдением законодательства. И это тоже требование ФЗ-66 от 15.04.98 г.

    Старый форум
    Проследите за дискуссиями по актуальным проблемам СНТ.