Комментарии к ст 43 гк рф

Статья 43. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

1. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.

Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

2. Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

3. Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законом.

Комментарий к Ст. 43 ГК РФ

1. Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим устанавливаются комментируемой статьей и другими нормами федеральных законодательных актов.

В целях сохранения имущества безвестно отсутствующего на основании решения суда органом опеки и попечительства определяется лицо, которое будет управлять имуществом безвестно отсутствующего гражданина. Отношения между таким лицом и органами опеки и попечительства оформляются договором доверительного управления.

2. В качестве исключения из общего правила законодатель устанавливает возможность до решения суда органом опеки и попечительства назначать управляющего имуществом отсутствующего гражданина:

— если годичный срок, установленный комментируемой статьей, не истек, но имущество в силу назначения, ветхости и т.п. нуждается в непрерывном управлении;

— как предусмотрено гражданским процессуальным законодательством, на основании ч. 2 ст. 278 ГПК РФ судья после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина.

3. Конструкция п. 1 комментируемой статьи позволяет сделать вывод о тех юридических фактах, которые должны быть отражены в судебном решении, в том числе:

— факт необходимости постоянного управления имуществом;

— факт передачи имущества в доверительное управление;

— назначение доверительного управляющего, который определяется органом опеки и попечительства.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи на момент рассмотрения дела имущество может быть передано в доверительное управление органом опеки и попечительства.

На практике имеют место споры, связанные с определением доверительного управляющего из числа родственников или иных лиц . Так, например, если имущество, нуждающееся в управлении, нажито в период брака и принадлежит супругам на праве общей совместной собственности, а супруг при этом занимается предпринимательской деятельностью, то, безусловно, он должен иметь приоритет при назначении доверительным управляющим. Иное решение органов опеки и попечительства может быть обжаловано в судебном порядке.

———————————
См., например: Постановление ФАС Уральского округа от 6 января 2004 г. N Ф09-3851/03-ГК. Дело по заявлению о передаче имущества безвестно отсутствующего предпринимателя в доверительное управление направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не указано, каким федеральным законом предусмотрено рассмотрение арбитражным судом дел, связанных с последствиями признания гражданина безвестно отсутствующим.

Назначение доверительного управляющего иными лицами, например местной администрацией, не имеет правового значения.

На основании договора доверительного управления у доверительного управляющего возникают права и обязанности, предусмотренные ст. 1020 ГК РФ.

Недействительность договора доверительного управления, заключенного в интересах безвестно отсутствующего, порождает соответствующие последствия, связанные с недействительностью юридических действий, осуществляемых в рамках исполнения такого договора .

———————————
См., например: Постановление ФАС Уральского округа от 6 февраля 2001 г. N Ф09-102/2001-АК. Акционерное общество может нести ответственность за невыполнение законных требований владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени.

Отношения, возникающие из договора доверительного управления, регулируются гл. 53 ГК РФ, согласно ст. 1012 которой по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество. Не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления деньги, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Необходимо учитывать, что договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме, а договор доверительного управления недвижимым имуществом — в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество (ст. 1017 ГК).

4. При признании гражданина безвестно отсутствующим закон исходит из того, что гражданин жив и до его появления либо установления факта смерти или объявления умершим:

— с одной стороны, имущество гражданина переходит в доверительное управление;

— с другой стороны, прекращается действие доверенности, выданной гражданином.

На основании ст. 19 СК РФ у супруга гражданина, признанного безвестно отсутствующим, возникает право в упрощенном порядке расторгнуть брак.

Кроме того, за счет имущества безвестно отсутствующего выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, а также погашаются задолженности по долгам безвестно отсутствующего. С точки зрения пенсионного законодательства семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. При этом право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца возникает у нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, состоявших на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подп. 2 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» , указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они на иждивении умершего кормильца или нет.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4920.

В соответствии со ст. 7 Закона о праве граждан на свободу передвижения снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в связи с признанием безвестно отсутствующим на основании вступившего в законную силу решения суда.

Статья 51 НК РФ регулирует обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим. Данная обязанность исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего. Лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, обязано уплатить всю не уплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими, а также обязанности по уплате причитающихся пеней и штрафов приостанавливается по решению соответствующего налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств этих физических лиц для исполнения указанных обязанностей.

Согласно п. 1 ст. 40 Закона об исполнительном производстве в случае признания должника безвестно отсутствующим исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования либо обязанности допускают правопреемство.

Статья 43. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

1. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.

Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

2. Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

3. Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законом.

Комментарий к статье 43 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена последствиям признания гражданина безвестно отсутствующим. Для обеспечения сохранности его имущества современный законодатель отказался от известной в прошлом опеки всего имущества в пользу договора доверительного управления его частью, требующей постоянного управления (ср. ст. 19 ГК 1964 г. и абз. 1 п. 1 ст. 43 ГК РФ). Исходя из абз. 1 п. 1 ст. 38 ГК можно предположить, что речь идет о недвижимом и ценном движимом имуществе. Решение суда, упоминаемое в абз. 1 п. 1 ст. 43, — решение о признании гражданина безвестно отсутствующим, но не о передаче его имущества для управления: а) после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина (п. 2 ст. 278 ГПК РФ); б) решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим — основание для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им (п. 1 ст. 279 ГПК). Поэтому вопрос о передаче имущества в управление и о заключении договора решает не суд, а орган опеки и попечительства, что подтверждает и правило п. 2 ст. 43, согласно которому управление имуществом безвестно отсутствующего может быть установлено и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания, а значит, во всяком случае до судебного признания безвестного отсутствия.

Итак, управление имуществом безвестно отсутствующего покоится на фактическом составе из трех последовательных юридических фактов: а) решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим; б) решение органа опеки и попечительства о необходимости управления его имуществом и определение фигуры управляющего; в) договор доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего, заключаемый органом опеки и попечительства с доверительным управляющим (абз. 1 п. 1 ст. 43). Основная функция последнего помимо обеспечения сохранности имущества безвестно отсутствующего — а) предоставление из этого имущества содержания его иждивенцам и б) погашение его долгов по другим его обязательствам (абз. 2 п. 1 ст. 43). Поскольку доверительное управление имуществом возникает по основанию, предусмотренному законом, к нему могут применяться правила гл. 53 ГК, если иное не предусмотрено законом и не вытекает из существа данных отношений (ст. 1026 ГК). Имущество безвестно отсутствующего, не требующее постоянного управления (с учетом вышесказанного — неценная движимость), находится за рамками ст. 43 и не требует заключения договора (если иное не определяет специальный закон — п. 3 ст. 43).

2. Прочие правовые последствия признания безвестно отсутствующим (п. 3 ст. 43) могут быть гражданскими (см., например, подп. 6, 7 п. 1 ст. 188 ГК) и иными. Так, признание гражданина безвестно отсутствующим позволяет его супругу расторгнуть брак в органах загса независимо от наличия общих несовершеннолетних детей (расторжение брака и выдача свидетельства о его расторжении производятся по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака — п. п. 2, 3 ст. 19 СК РФ). Признание безвестно отсутствующими родителей ребенка исключает их согласие на его усыновление (ст. 130 СК). Признание безвестно отсутствующим работника (работодателя) — основание для прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 6 ст. 83 ТК РФ). При признании гражданина безвестно отсутствующим его семья приравнивается к семье умершего кормильца, иждивенцы из числа нетрудоспособных членов его семьи имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, а один из членов его семьи (например, один из родителей или супруг) имеет право на такую пенсию независимо от наличия у него статуса иждивенца (п. 1 ст. 9 Закона о пенсиях). Для более серьезных правовых последствий — открытия наследства и перехода имущества безвестно отсутствующего гражданина к другим лицам — признания его безвестно отсутствующим недостаточно: он должен быть объявлен умершим (ст. ст. 45, 1113 ГК). Факт безвестного отсутствия констатирует судебное решение, он не является актом гражданского состояния и не подлежит регистрации в этом качестве (ст. 47 ГК).

Статья 43 ГК РФ. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

Текущая редакция ст. 43 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.

Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

2. Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

3. Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законом.

Комментарий к статье 43 ГК РФ

1. Статьей 278 ГПК РФ установлено, что суд после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим, может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом этого гражданина. Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим будет являться основанием для передачи имущества этого гражданина лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления имуществом (при необходимости постоянного управления им). Напоминаем, что порядок заключения договора доверительного управления имуществом урегулирован гл.53 ГК РФ. Как следует из содержания п.1 комментируемой статьи, учредителем управления здесь будет выступать орган опеки и попечительства, а выгодоприобретателем — гражданин, признанный безвестно отсутствующий.

Согласно ст. 51 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего. Указанное лицо обязано уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Данные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.

В силу ст. 83 ТК РФ признание лица безвестно отсутствующим является основанием для прекращения трудового договора с ним.

Согласно ч.2 ст. 19 СК РФ расторжение брака с гражданином, признанным безвестно отсутствующим, происходит в упрощенном порядке — по заявлению одного из супругов (независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей).

В соответствии со ст. 51 ФЗ от 28.03.98 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, исключается из списков личного состава воинской части после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

2. Применимое законодательство:
— ФКЗ от 21.07.94 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст. 18);
— НК РФ (ст. 51)
— ТК РФ (ст. 83);
— СК РФ (ст. 19);
— ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 39);
— ФЗ от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ст. 31);
— ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 36);
— ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 29);
— ФЗ от 28.03.98 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 51);
— ФЗ от 06.10.99 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 19);
— ФЗ от 08.05.94 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 4);
— Закон РФ от 26.06.92 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 13);
— ФЗ от 17.01.92 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 43.2);
— ФЗ от 27.05.98 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ст. 2).

Консультации и комментарии юристов по ст 43 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 43 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 43 ГК РФ. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

Новая редакция Ст. 43 ГК РФ

1. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.

Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

2. Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

3. Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законом.

Комментарий к Статье 43 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 43 Гражданского кодекса Российской Федерации

Основные правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим состоят в следующем: 1) имущество, принадлежащее такому гражданину, когда необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор о доверительном управлении имуществом (ст. ст. 1012 — 1026 ГК РФ). Законом допускается назначение управляющего имуществом отсутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания. В таком случае управляющего назначает орган опеки и попечительства своим решением без обращения в суд; 2) из этого имущества управляющий выдает средства гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан был содержать (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители и др.); 3) из этого же имущества погашается задолженность по денежным и другим обязательствам безвестно отсутствующего; 4) в случае признания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца согласно пенсионному законодательству; 5) прекращается действие доверенности, выданной безвестно отсутствующим, а также выданной на его имя (ст. 188 ГК РФ); 6) супруг гражданина, признанного безвестно отсутствующим, имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке через орган загса (п. 2 ст. 19 СК).

Комментарии к ст 43 гк рф

Законодательные акты, которые могут
пригодиться при создании ТСЖ

Последствия признания гражданина безвестно
отсутствующим

1. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.

Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

2. Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

3. Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законом.

1. Коммент. ст. определяет лишь некоторые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим, касающиеся, в частности, вопросов управления его имуществом и расчетов с лицами, с которыми гражданин, признанный безвестно отсутствующим, связан обязательственными правоотношениями.

2. После вступления в силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим орган опеки и попечительства должен установить, какое имущество, принадлежащее безвестно отсутствующему, требует постоянного управления, и заключить с определенным лицом договор доверительного управления этим имуществом. Аналогичная норма содержится в ст. 279 ГПК.

3. Вопросы доверительного управления имуществом в целом регулируются гл. 53 ГК. Доверительному управлению имуществом по основаниям, предусмотренным законом (к которым относятся и случаи управления имуществом безвестно отсутствующего), посвящена ст. 1026 ГК.

В отличие от так называемого коммерческого доверительного управления имуществом, когда основной целью доверительного управляющего является извлечение максимальной выгоды в процессе осуществления своей деятельности по управлению, при доверительном управлении имуществом безвестно отсутствующего основной целью является сохранение данного имущества в надлежащем состоянии, а также исполнение за счет этого имущества обязательств безвестно отсутствующего лица.

4. Из имущества, переданного в доверительное управление, выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать. К таким гражданам относятся лица, имеющие в соответствии с СК право на получение алиментов (несовершеннолетние дети, совершеннолетние дети и родители при условии их нетрудоспособности и нуждаемости, а также, при наличии определенных условий, супруги, бывшие супруги, братья, сестры, бабушки, дедушки, отчим, мачеха и фактические воспитатели (разд. V СК)). Однако решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим не может подменить установленных законом оснований для взыскания алиментов: нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов (гл. 16 СК) либо решения суда об их взыскании.

Таким образом, для того чтобы получить содержание из имущества гражданина, признанного безвестно отсутствующим, управомоченному лицу (либо его законному представителю) необходимо обратиться в суд с иском о взыскании алиментов в твердой денежной сумме. Ответчиком по такому иску будет выступать гражданин, признанный безвестно отсутствующим. В случае отсутствия у ответчика, место жительства которого неизвестно, представителя, суд в соответствии со ст. 50 ГПК назначает такому ответчику в качестве представителя адвоката.

При учреждении доверительного управления в отношении имущества лица, признанного безвестно отсутствующим, в качестве представителя по делам, в котором должен участвовать гражданин, признанный безвестно отсутствующим, выступает доверительный управляющий его имуществом (п. 2 ст. 52 ГПК).

Из имущества, принадлежащего гражданину, признанному безвестно отсутствующим, погашается задолженность и по иным его обязательствам (возникшим как из договоров, так и из деликтов). Однако справедливости ради надо отметить, что все кредиторы безвестно отсутствующего лица (включая тех, кто имеет право на взыскание алиментов) могут получить удовлетворение своих требований и без вынесения судом решения о признании гражданина безвестно отсутствующим. Для этого им необходимо заявить соответствующие требования в суд.

5. Буквальное толкование положений п. 1 коммент. ст. приводит к выводу, что кредиторы безвестно отсутствующего могут удовлетворить свои требования из принадлежащего ему имущества только при условии передачи этого имущества в доверительное управление. Однако подобный подход лишен всякого смысла, поэтому следует признать формулировку положений п. 1 неудачной и толковать соответствующие нормы распространительно, а не буквально. Таким образом, кредиторы безвестно отсутствующего могут получить удовлетворение своих требований не только из имущества, переданного в доверительное управление, а из любого имущества, принадлежащего безвестно отсутствующему (за исключением того имущества, которое забронировано от взысканий — см. ст. 24 ГК).

6. В соответствии с п. 2 коммент. ст. органу опеки и попечительства предоставлено право назначить доверительного управляющего и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина. Данный пункт является исключением из общего правила, следовательно, его применение должно иметь серьезные основания (в частности, когда имущество требует особого внимания и отсутствие управления им может привести к серьезным нарушениям имущественных прав безвестно отсутствующего лица и лиц, связанных с ним обязательственными правоотношениями). Аналогичное положение содержится и в п. 2 ст. 278 ГПК.

Используемая законодателем формулировка «назначение доверительного управляющего» является неудачной, ибо и в этом случае речь должна идти о заключении с доверительным управляющим договора доверительного управления.

7. Законом могут быть предусмотрены и иные последствия признания лица безвестно отсутствующим.

В частности, в соответствии со ст. 188 ГК в случае признания безвестно отсутствующим гражданина, выдавшего доверенность, или гражданина, которому выдана доверенность, она прекращает свое действие. Одним из оснований прекращения договора доверительного управления имуществом является признание гражданина, являющегося доверительным управляющим, безвестно отсутствующим (ст. 1024 ГК). Признание одного из супругов безвестно отсутствующим предоставляет второму супругу право расторгнуть брак в упрощенном порядке (ст. 19 СК).

В соответствии со ст. 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. (СЗ РФ. 2001. N 52. Ст. 4920; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 1. Ст. 13; N 48. Ст. 4587) семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. Таким образом, при признании лица безвестно отсутствующим лица, перечисленные в ст. 9 указанного Закона, имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Подобное решение законодателя, направленное на защиту прав членов семьи безвестно отсутствующего, в то же время лишено логики. Получается, что в случае признания гражданина безвестно отсутствующим определенные категории граждан могут одновременно претендовать как на получение алиментов (в соответствии с СК), так и на получение пенсии по потере кормильца (в соответствии с ФЗ о трудовых пенсиях). В случае объявления гражданина умершим лица, получавшие алименты, утрачивают право на их получение и сохраняют право на получение пенсии по случаю потери кормильца. В случае же возвращения лица, признанного безвестно отсутствующим, и отмены соответствующего судебного решения лица, получавшие пенсию по случаю потери кормильца, утрачивают право на ее получение, но сохраняют право на получение алиментов. Отсюда следует, что признание лица безвестно отсутствующим предоставляет определенным категориям граждан (а именно — членам его семьи) возможность претендовать на получение двойного обеспечения.

Copyright © 2005 — 2015

Статья 43. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

Комментарий к статье 43 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями и дополнениями

В комментируемой статье определены последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. В качестве такого последствия в ч. 1 п. 1 данной статьи предусмотрена возможность передачи имущества гражданина, признанного безвестно отсутствующим, в доверительное управление. Имущество передается при необходимости постоянного управления им на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом. Такое же правило содержится в ч. 1 ст. 279 ГПК РФ, устанавливающей, что решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им.

Ранее подобное регулирование содержалось в ст. 19 “Охрана имущества безвестно отсутствующего”, часть 1 которой предусматривала, что над имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, на основании решения суда устанавливается опека. Соответственно, в отличие от данного положения, в ч. 1 п. 1 комментируемой статьи, во-первых, говорится о доверительном управлении имуществом, а не об опеке над ним, во-вторых, предусмотрена необходимость передачи в доверительное управление только того имущества, которое нуждается в постоянном управлении, и, в-третьих, прямо названы субъекты, которые передают имущество в доверительное управление и заключают соответствующий договор, – это органы опеки и попечительства. Соответственно, органы опеки и попечительства выступают учредителем доверительного управления. Согласно пункту 1 ст. 34 комментируемой главы органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.

Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 38 Кодекса), доверительное управление имуществом регламентировано положениями гл. 53 части второй ГК РФ, статья 1012 которой посвящена договору доверительного управления имуществом. Как определено в п. 1 указанной статьи, по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя); передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

Часть 2 п. 1 комментируемой статьи предусматривает, что из того имущества безвестно отсутствующего, которое передано в доверительное управление, выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего. Точно такое же правило ранее содержалось в ч. 1 ст. 19 ГК РСФСР.

Соответственно изложенному правилу в п. 1 ст. 51 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ ) установлено, что обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего; лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, обязано уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы; указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.

СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3436.

В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрена возможность назначения органом опеки и попечительства управляющего имуществом отсутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания, т.е. до момента, когда гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим (см. коммент. к ст. 42 Кодекса). По сути, такое же положение ранее содержалось в ч. 2 ст. 19 ГК РСФСР, предусматривавшей, что по заявлению заинтересованных лиц орган опеки и попечительства может и до истечения одного года со дня получения последних сведений о местопребывании отсутствующего гражданина назначить опекуна для охраны его имущества. Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 42 Кодекса), в соответствии с ч. 2 ст. 278 ГПК РФ после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина.

Пункт 3 комментируемой статьи в рамках определения иных последствий признания лица безвестно отсутствующим, нежели предусмотренные данной статьей, отсылает к закону. С учетом нормы п. 2 ст. 3 части первой ГК РФ речь идет о данном Кодексе и принятых в соответствии с ним федеральных законах, регулирующих отношения, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 2 данного Кодекса.

Наиболее часто встречается такое “иное” последствие, как приравнивание гражданина, признанного безвестным отсутствующим, к умершему гражданину, и (или) к гражданину, признанному недееспособным. Так, в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 188 части первой ГК РФ действие доверенности прекращается вследствие смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим. Согласно пункту 1 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. В пункте 6 ч. 1 ст. 83 ТрК РФ установлено, что трудовой договор подлежит прекращению по таким обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, как смерть работника либо работодателя – физического лица, а также признание судом работника либо работодателя – физического лица умершим или безвестно отсутствующим.

СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4920.

В качестве другого примера установления такого “иного” последствия можно привести положение п. 2 ст. 19 СК РФ, предусматривающее, что в случае, если супруг признан судом безвестно отсутствующим, расторжение брака по заявлению другого супруга независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, а не в судебном порядке.