Конституционный долг по защите отечества

admin

Защита Отечества – долг и обязанность гражданина России

Конституция Российской Федерации устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (далее — граждане); гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом и имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой в установленных федеральным законом случаях (статья 59).

Основными формами реализации конституционной обязанности по защите Отечества являются призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также прохождение альтернативной гражданской службы вместо военной службы по призыву в порядке, установленном Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Конституционный долг по защите Отечества граждане вправе исполнять путем добровольного поступления на военную службу. При этом такие граждане проходят военную службу в добровольном порядке (по контракту) в соответствии с положениями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и других нормативных правовых актов.

Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы влечет уголовную ответственность по ч. 1 ст. 328 УК РФ.

Ответственность за преступление, предусмотренное частью 1 статьи 328 УК РФ, наступает независимо от способа его совершения, а также от того, уклонялся ли призывник только от очередного призыва на военную службу или имел цель совсем избежать несения военной службы по призыву.

Уклонение от призыва на военную службу может быть совершено путем неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или в военный комиссариат (военный комиссариат субъекта Российской Федерации) для отправки к месту прохождения военной службы. При этом уголовная ответственность наступает в случае, если призывник, таким образом, намерен избежать возложения на него обязанности нести военную службу по призыву. Об этом могут свидетельствовать, в частности, неоднократные неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд, неявка в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины.

Самовольное оставление призывником сборного пункта до отправки его к месту прохождения военной службы в целях уклонения от призыва на военную службу подлежит квалификации по части 1 статьи 328 УК РФ.

Как уклонение от призыва на военную службу следует квалифицировать получение призывником обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), подлога документов или иного обмана.

Исчерпывающий перечень оснований для освобождения гражданина призывного возраста от военной службы установлен положениями ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В случае уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы предусмотрена уголовная ответственность по ч. 2 ст. 328 УК РФ.

Межрайонной прокуратурой на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением федерального законодательства отделом Военного комиссариата г. Москвы по Преображенскому району.

За истекший период 2015 года межрайонной прокуратурой выявлено 13 нарушений закона, внесено 9 представлений об устранении миграционного законодательства, по результатам рассмотрения которых 9 лиц привлечено к административной ответственности.

9 декабря 2015-го в ходе совместного совещания помощником межрайонного прокурора сотрудникам отдела Военного комиссариата г. Москвы по Преображенскому району прочитана лекция на тему «Противодействие коррупции.

Межрайонный прокурор В.Ю. Штыров

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Конституционный долг по защите отечества

Вопросы:
1.
Взаимосвязь понятия «защита Отечества» с понятиями «гражданин», «менталитет», «долг», «обязанность».
2.
Мировоззренческие, нравственные и духовные основы служения Отечеству.

В современной России принимаются меры, направленные на формирование патриотических чувств у подрастающего поколения, на обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение целостности общества, традиций, культуры и, самое главное, на сохранение генофонда и государства. Претворить в жизнь эти цели возможно через актуализацию одной из главных обязанностей гражданина нашей страны — обязанности по защите Отечества, а в мирное время — через служение Отечеству на основе осознанного долга перед ним.
В этих условиях все больше проявляется потребность как в теоретическом обосновании, так и в практическом внедрении в жизнь мировоззренческих, нравственных и духовных основ сознательного служения Отечеству.

Географическое положение нашей страны вынуждало власть всегда быть во всеоружии. В свою очередь разноплеменные народы, населявшие Русь, во время опасности всегда объединялись для отпора врагу. Частота вражеских набегов и нападений на наши земли обусловила то, что защита Отечества стала не только неотъемлемой функцией граждан страны, но и одной из главных обязанностей.
На протяжении всей истории Древней Руси, позже России, летописи и хроники пестрят многочисленными примерами доблести, чести, самопожертвования во имя защиты Отечества.
Во многих источниках Древней Руси сохранились сведения о героях, прославивших себя на боевом поприще. Если изначально защита Отечества рассматривалась с позиции службы князю в том или ином владении (с учетом того, что воины могли переходить от одного князя к другому), то впоследствии это понятие стало трактоваться шире, именно как служба всему Отечеству, что отражалось в таких лозунгах, как «За матушку Русь», «На благо Отечества».
Постепенно служение Отчеству переросло в священный долг. Долг человека, гражданина как святость в первую очередь, а уже только потом как обязанность.
Генерал-фельдмаршал, генерал-адъютант граф М.С. Воронцов (1782-1856 гг.) писал в «Наставлении» от 1815 г.: «Офицеры должны знать долг свой и чувствовать всю важность своего звания».
Такие гражданские качества, как долг, закладывались веками и формировали менталитет народа.
Согласно «Большой советской энциклопедии» менталитет — (от позднелат. mentalis — «умственный») — это образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.
Менталитет российского народа складывался сотни лет: это результат синтеза многочисленных культур различных народов, населявших территорию страны, обычаи и традиции, постоянное ожидание опасности, частые вооруженные конфликты с кочевыми племенами, коллективное, общинное начало во всем без исключения, самопожертвование. Однако дать четкое определение российскому менталитету очень трудно.
Выражение «гражданин своей страны» звучит гордо, но зачастую не совсем понятно для некоторых людей. Само понятие «гражданин» пришло к нам из Древней Греции. Оно возникло в тесной связи с понятиями «город», «горожанин». Первыми гражданами были свободные и равноправные жители независимых городов-общин в Древней Греции и Древнем Риме. Они имели гражданские права и обязанности, в том числе служили в войске, участвовали в народных собраниях, имели имущественные и личные права.
В современной жизни слово «гражданин» имеет два основных значения:
1. Гражданин — это лицо, которое принадлежит к постоянным жителям данного государства, имеет все права, гарантируемые Конституцией этой страны, исполняет все установленные законами обязанности.
2. Гражданин — это человек, кото рый знает свои права и обязанности и участвует в больших и малых делах своей страны. Это человек, который понимает свой гражданский долг, у которого есть гражданская ответственность, гражданская совесть, гражданская гордость.
В этом высоком значении понятие «гражданин» вошло и в российскую культуру, стало выражением служения родному народу, чувства готовности идти на жертвы во имя Родины.
Проблема сегодняшнего восприятия понятия «гражданин» состоит в том, что в советской России часто понятие «гражданин» противопоставлялось слову «товарищ». Отсюда сегодняшнее порой негативное понимание данного понятия. Несмотря на это, понятие «гражданин» неразрывно связано с гражданской позицией, гражданским долгом, с защитой гражданином своей страны, развитием социальной политики государства, с желанием людей быть гражданами той или иной страны.
Статья 6 Конституции РФ гласит:
«1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».
Зачастую обывателям тяжело воспринимать понятие «гражданин» как возвышенное, священное. В связи с этим обществу, власти, субъектам воспитания необходимо наполнять этот термин соответствующим содержанием с помощью искусства, литературных произведений, кинематографа, примеров из истории, то есть всего того, что является неотъемлемой составляющей патриотического воспитания.
Статья 59 Конституции РФ гласит:
«1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой».
В отношении защиты государства в Конституции приводятся такие слова, как «долг и обязанность». Главный закон страны не рассматривает защиту Отечества как «заслуженную честь» или «заслуженное право». Поэтому понимание защиты Отечества как долга и обязанности гражданина Российской Федерации необходимо дополнять все тем же патриотическим воспитанием, созданием условий для развития и роста патриотических чувств среди молодого поколения, агитационной работой, а самое главное — обоюдной заботой государства о гражданине, а гражданина — о государстве.
Таким образом, защита Отечества как долг и обязанность граждан РФ вбирает в себя и учитывает все изменения в ходе исторических событий страны. В результате осознание человеком своего долга перед Родиной даже при некоторых пробелах или недоработках в аспекте воспитания отражается в дальнейшем как на жизни страны, так и судьбе самого гражданина.

2

Как было отмечено выше, служение Отечеству имеет исторический, культурологический, воспитательный, философский фундамент. Таким образом, гражданин страны в своих патриотических чувствах, действиях, помыслах должен сознательно подходить к службе своему Отечеству через мировоззренческие, духовные и нравственные основы миропонимания.
«Большая советская энциклопедия» приводит определение мировоззрения как системы взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Мировоззрение есть общее понимание мира, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Мировоззренческая составляющая присутствует во всех сферах жизни без исключения. Мировоззрение — это общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого самосознания и до сих пор проходящий метаморфозы изменения.
Само по себе мировоззрение не появляется. Чтобы создать условия для его развития и становления, необходимо опираться на традиции, историю, сравнительный анализ как исторических эпох, так и различных стран. Мировоззренческие основы оказывают огромное влияние на сознательное служение каждого гражданина страны Отечеству.
Наравне с мировоззрением фундаментом осознания своего долга перед Родиной является и нравственность.
Нравственность — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.
Д. Ушаков в своем словаре дает определение нравственности как совокупности норм, определяющих поведение человека.
Нравственность — это принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку нравственность, как следует из определения, основана на свободной воле, нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.
Нравственные ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.
Нравственные регулятивы в обществе и в армии — это правила поведе ния, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает те регулятивы, которые наиболее подходят для него.
Генерал-лейтенант Н.Д. Бутовский в статье «Воспитательные задачи командира роты» писал: «Оставьте солдата без воздействия на его нравственные свойства, и вы получите в результате человека, буквально ненавидящего службу».
Протоиерей Алексий Марченко в статье «Православное пастырство в современной Российской армии в свете «Основ учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека» говорит: «Армейскому коллективу должна быть присуща победоносная духовно-нравственная сила, которая может быть выражена в категориях любви и внутренней свободы человеческой личности.
Воинское служение невозможно без любви к Отечеству, без воспитания у военнослужащих патриотического начала, которое должно переживаться совокупно с любовью к ближнему».
Духовная свобода солдата, как любой другой личности, выражается в свободе нравственного выбора между правдой и ложью, добром и злом, верностью Родине и предательством, служением и уклонением от службы. Нравственный выбор для солдата не перестает существовать как в мирное, так и военное время. Все выдающиеся полководцы отмечали, что воинское служение и исполнение воинского долга возможны исключительно на высокой духовно-нравственной платформе. Без нравственных основ армия превращается в сборище вооруженных людей, способных на самые страшные преступления и злодеяния.
В любой социальной сфере нравственные качества и ценности имеют превалирующее значение, особенно в армии. Так, М.Д. Скобелев отмечал: «. Известно, что на войне нравственный элемент относится к физическому как 3:1. Это отражается на духе части. »
Высокий нравственный уровень мировоззрения строится с помощью общества, семьи, Церкви, образования. Каждая социальная сфера вносит свой неоценимый вклад в формирование нравственности человека. Высокая нравственность является ступенью к становлению и росту духовности человека. Синтез нравственности и мировоззрения приводит к созданию определенного уровня духовности.
До революции 1917 г. духовность в армии означала больше религиозную направленность, чем светскую, после революции духовность начала рассматриваться с позиции морали, нравственности, долга.
Известный философ Н. Бердяев считал, что с духовностью связано глубинное «Я» человека. Именно духовность, по его убеждению, есть сила, образующая и поддерживающая личность в человеке. «Без духовности нельзя нести жертвы и совершать подвиги», — писал Н. Бердяев.
Долг перед Родиной, предками, страной, семьей является стержнем духовности. Первостепенный долг гражданина, мужчины — служить Родине, пройти службу в вооруженных силах, этим будет исполнен долг перед родными и страной в целом.
Такие категории, как мировоззрение, долг, духовность, отражаются в становлении сознания человека. Они приобретаются, накапливаются, наполняются личностным содержанием в течение развития, образования, самопознания личности и, конечно же, воспитания.
Для успешного становления вышеуказанных категорий необходимо создать ряд условий:
— предпосылки формирования патриотических чувств;
— заинтересованность государства в поддержании определенного уровня мировоззрения, нравственности, духовности граждан;
— развитие воспитания с культурологическим оттенком;
— опора на исторические факты и историю Отечества в целом (сохранение языка, обычаев, традиций);
— теоретическая, материальная и организационная помощь государства в дальнейшем развитии и упрочении мировоззрения, нравственности и духовности в сознании граждан.
Если шкала ценностей в сознании человека выстроена верно, если гражданин осознанно ставит наверху пирамиды ценностей защиту Отечества и долг перед Отечеством, то наверняка можно говорить о создании реальных условий для воспитания и становления человека как гражданина своей страны, о неоценимом вкладе страны в построение личности человека.

Методические рекомендации
Руководитель занятия должен обратить внимание на философскую, этическую терминологию как одну из сложнейших сторон темы.
Актуально будет привести примеры из жизни для наполнения рассматриваемых понятий личностно значимым для каждого слушателя содержанием. Для наиболее качественного изучения данной темы руководителю занятия целесообразно подвигнуть слушателей высказывать свои точки зрения на поставленные вопросы, поскольку они являются дискуссионными.

Рекомендуемая литература:
1. Бутовский Н. Воспитательные задачи командира роты / О долге и чести воинской в российской армии / Под ред. Лобова В.Н. — М.: Воениздат, 1991 г.
2 . Бердяев Н. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
3 . Взгляды М.Д. Скобелева на военное дело. / О долге и чести воинской в российской армии /Под ред. Лобова В.Н. — М.: Воениздат, 1991 г.
4 . Конституция РФ.
5 . Наставления графа М.С. Воронцова / О долге и чести воинской в российской армии/Под ред. Лобова В.Н. — М.: Воениздат, 1991 г.
6 . О нравственном образовании военных людей. Военный журнал, 1812 г. / О долге и чести воинской в российской армии / Под ред. Лобова В. Н. — М.: Воениздат, 1991 г.
7 . Толковый словарь русского языка в 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М., 2000 .

Наталья ДЬЯЧЕНКО, старший преподаватель
Академии Государственной противопожарной службы МЧС России,
кандидат педагогических наук

Защита Отечества, служба в Вооруженных силах – долг и обязанность гражданина Российской Федерации

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке

с личным составом.

ТЕМА: «Защита Отечества, служба в Вооруженных силах – долг и обязанность гражданина Российской Федерации»

Дата: __________

Время: 1 час.

Место: комната досуга.

Среди нравственных ценностей, которые характеризуют русского человека, важное место занимает долг. Это понятие знакомо каждому с детских лет. В повседневной жизни мы часто говорим о требовани­ях долга, чувстве долга, осознании долга, об исполненном долге. Что же такое долг( Долг — это обязанность. Обязанность перед об­ществом, в котором живешь, перед коллективом, в котором тру­дишься. Обязанности перед семьей и т.д. Высшим выражением долга выступает патриотический, гражданской долг перед Отечеством. Источником общественного патриотического долга являются интересы общества, потребности людей. Понятие » воинский долг» имеет глу­бинные корни, поскольку военное дело на Руси имеет богатейшую историю. Веками русский народ вынужден был отстаивать свободу и национальную независимость. Народное предание гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя она не может, поскольку это свя­тое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьет ее воду, любуется ее красотой.

Профессия воина, защитника всегда была почетной на Руси. Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое национальное су­ществование. Мы вправе гордиться ратной доблестью русского и дру­гих народов нашего Отечества.

Одним из лучших достижений прошлого является выработанный столетиями кодекс нравственности в русской армии. Речь идет преж­де всего о таких непреходящих ценностях как честь и воинский долг.

Воинский долг — это самая главная добродетель солдата, она заставляет его быть бескомпромиссным к самому себе, избавляет его сердце от трепета перед возможной смертью или увечьем.

Совершенствовались оружие и боевая техника, соответственно претерпевали изменения тактика и стратегия. Но неизменными на протяжении веков оставались героизм русских войск, их стойкость в бою, способность к самопожертвованию, верность присяге и воинско­му долгу.

За относительно короткий исторический период времени 18-19 вв.Россия прошла гигантский путь в своем развитии, став ве­ликой державой. Величие и могущество, которых достигла Россия к концу 18 века не были щедрым даром провидения. Они являлись ре­зультатом колоссального напряжения для всех материальных и духов­ных сил народа и страны. Царь Петр 1, полководец и дипломат, не только продолжил благие начинания своих предшественников, но и активной созидательной деятельностью способствовал тому, чтобы вывести страну на новые рубежи, сделать ее мировой державой.

Славными подвигами воинов российской армии был ознаменован этот период. В ходе Северной войны были освобождены русские земли в районе Финского залива, государство получило выход в Балтийское море, укрепило свои позиции на юго-востоке. Здесь в период русско-турецких войн определилось преобладание динамичной и растущей России над ее противниками.

Полководцы и флотоводцы, солдаты и матросы России, одерживая победы над врагами Отечества, укрепляли тем самым государство, служа прогрессивному общенародному делу, выполняя свой воинский долг. Такова диалектика исторического развития. Российская армия этого периода была не только опорой политических устремлений ца­ризма, она способствовала осуществлению целей, носивших подлинно национальный характер.

«В службе честь»- вот наиглавнейший завет Петра 1, вошедший в плоть и кровь русской армии, впоследствии ставший основой военных законов в период правления Екатерины П.

Большое влияние на формирование сознательного отношения к во­инскому долгу, чести и высокому призванию воина оказали русские военачальники П.А.Румянцев, Г.А.Потемкин, А.В.Суворов, М.И.Куту­зов, П.С.Нахимов, М.Д.Скобелев, М.И.Драгомиров, И.В. Гурко и дру­гие полководцы и флотоводцы.

Суворовская «Наука побеждать» гласит «…Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву!» Именно этими словами можно было охарактеризовать облик солдата русской армии при выполнении воинского долга.

Войны с Францией и Турцией, которые пришлось вести русской армии в начале 19 века на деле подтвердили высокую степень осоз­нания русскими воинами своего долга перед Отечеством. Чудеса му­жества и героизма, отваги показал русский солдат в Отечественной войне 1812 года, а широко развернувшаяся партизанская война дока­зала живую и могучую силу патриотизма русского человека. Прошед­шие через горнило этой войны солдаты и офицеры вынесли мысль о необходимости защиты родной земли, как высшего проявления во­инского долга.

Главенствующую роль патриотизма и других нравственных цен­ностей в военном деле подтвердили и итоги крымской войны. П.С.На­химов докладывал адмиралу В.А.Корнилову о победе под Синопом: «Флагманы и капитаны выказали и знание своего дела и самую непо­колебимую храбрость, равно как и подчиненные им офицеры, нижние же чины дрались как львы». Благодаря личный состав за храбрость и мужество, он говорил: «С такими подчиненными я с гордостью встре­чусь с любым неприятельским европейским флотом».

Другой выдающийся военный деятель России М.И.Драгомиров го­ворил, что главное в личности солдата — чувство военного долга, идеи чести и честности. «Выше всего … стоит готовность страдать и умирать, т.е. самопожертвование… Оно дает силу претерпеть до конца, принести Родине жертву высшей любви». Руководителю занятий необходимо подчеркнуть мысль о том, что невыполнение воинами сво­его долга всегда приводило к плохим результатам, а военное время, как правило, к бесславному поражению на поле брани.

К.Кузьминский, анализируя причины бесславного поражения в русско-японской войне, одной из основных назвал «безыдейность». Офицеры не были морально готовы к боевым действиям. Вся система их подготовки и службы в полках делала из них «не рыцарей без страха и упрека, а обыкновенных сереньких людей, … а солдат, не видя в своем начальнике героя, человека, за которым он готов идти в огонь и воду, не мог проявить свои природные качества героя». По мнению Кузьминского, «только тот может всею душою любить свою Родину, защищать ее до последней капли крови, кто знает ее прош­лое, кто сроднился с этим прошлым, кому известно, какой дорогой ценой досталось благополучие страны».

Когда вчитываешься сегодня в строки, написанные в разные столетия, становится очевидным, как от поколения к поколению пе­редавалось в русской армии понятие о долге и чести воинской во славу государства Российского, а сама воинская служба воспринима­лась как важнейшая обязанность каждого гражданина Отечества.

Лучшие традиции армии, такие как патриотизм русского солдата, высокое чувство долга, сознательное отношение к ратному труду и другие, не утратили своей значимости по сегодняшний день, их жизненная сила постоянно подтверждается служебно-боевой дея­тельностью Вооруженных Сил государства, Пограничных войск. Нет сомнения в том, что и в современных условиях воинская служба не утратила своей значимости. Она является конституционной обязан­ностью граждан России. В статье 67 Конституции РФ сказано: «Защи­та Отечества является долгом граждан Российской Федерации. Граж­дане Российской Федерации несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Законодательством Российской Федерации опре­делен порядок призыва и прохождения военной службы.

Руководителю занятия целесообразно еще раз коротко ознако­мить слушателей с содержанием Законов Российской Федерации «О во­инской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О государственной границе Российской Федерации». В частности За­кон РФ «О воинской обязанности и военной службе» гласит:»Гражда­нин Российской Федерации в соответствии с законом обязан защищать Отечество — Российскую Федерацию» (ст.1).

Создавая современную армию, мы должны по умному использовать все лучшее из опыта отечественного военного строительства: тради­ции и опыт как русской армии, так и Вооруженных Сил бывшего Сою­за. Никто не отрицает наличия в истории Советской Армии страниц, о которых сегодня нельзя не вспомнить без боли и стыда. Здесь и бесславная советско-финская война, и горечь первых поражений в Великой Отечественной войне, вмешательство армии, хотя и не по ее воле, во внутренние дела Венгрии, Чехословакии, Афганистана, дру­гих стран, ее участие в разрешении межнациональных конфликтов внутри СССР. Здесь и вопиющая бытовая неустроенность и социаль­но-правовая незащищенность военнослужащих и членов их семей и многие другие пороки. Несомненно, все это негативно влияет на нравственный потенциал военнослужащих.

Однако, несмотря ни на что, понятие «воинский долг» все же остается незыблимым. Нельзя вытравливать из памяти народа предс­тавления и воспоминания об огромной исторической эпохе, в которой жило, работало и защищало Отечество не одно поколение, в том чис­ле и героическое, вынесшее на своих плечах тяжесть великой Отече­ственной войны. А принизить значение воинского долга с честью вы­полненного этими людьми, начисто отказаться от их опыта и тради­ций, сформированных в Вооруженных Силах, значило бы оскорбить их и надругаться над их высокими чувствами и, в конечном итоге, про­тивопоставить тем, кто будет служить в новой российской армии.

Новая армия должна впитать в себя все лучшее, что было при­суще нашему воинству во все времена.

Армейские традиции и ценности требуют не только исторической памяти, но и осознания нравственных идеалов новыми поколениями. Ведь нельзя воспитывать в себе качества гражданина и патриота, не проникнувшись чувством ответственности за безопасность Отечества, готовности защищать его.

В бурном потоке современной жизни, политических и националь­ных распрей блекнут бывшие ценности. Но есть и такие, над которы­ми время не властно. И среди них воинский долг — святое понятие, незыблемое со дня рождения государства Российского и его армии.

Что же означает для воина сознательное и самоотверженное вы­полнение воинского долга ? В чем оно должно проявляться ?

Закон РФ «О статусе военнослужащих» определяет существо воин­ского долга, как «защита государственного суверенитета и террито­риальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопас­ности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации».

Таким образом, во-первых, по своим задачам воинский долг вы­ражает самую высокую и почетную обязанность — быть готовым с ору­жием в руках защищать Отечество. Как уже подчеркивалось, это конституционная обязанность каждого гражданина Российской Федера­ции.

Во-вторых, воинский долг требует особой четкости, ответствен­ности и дисциплины. Суть воинского долга, обязанности по его вы­полнению выражены в военной присяге. Принимая ее, воин клянется мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество.

Долг непосредственно связан с практической деятельностью. Он обязательно предполагает единство слова и дела и является тем ры­чагом, который превращает мысль в практику, идею добра и справед­ливости — в материальную силу, моральные принципы и нормы — в ре­альные свершения.

Верность долгу — вопрос чести и достоинства воина. Это могучая моральная сила, побуждающая его отдавать свои знания и энергию самоотверженному ратному труду и являющаяся высшей доб­лестью защитника Родины. Вступая в воинский строй, новые поколе­ния защитников Отечества становятся преемниками и продолжателями бессмертной славы наших Вооруженных Сил, Пограничных войск.

Руководителю занятий необходимо подчеркнуть, что воинская служба включает в себя сложный комплекс самых разнообразных видов ратного труда: охрану государственной границы, боевую и гумани­тарную подготовку, обслуживание и эксплуатацию военной техники и оружия и т.д. Все виды воинского труда подчинены поддержанию пос­тоянной высокой боевой готовности Вооруженных Сил России, ее Пог­раничных войск.

Ратный труд, организованный с соблюдением уставов, служебных инструкций и наставлений, приказов командиров и начальников, вос­питывает воинов, способствует развитию у них дисциплинированности и организованности, закаляет волю и характер.

Выполнение сложных и ответственных задач, направленных на на­дежную защиту рубежей Отечества, повышение боевой готовности под­разделений, частей, кораблей, является источником формирования у воинов высоких морально-боевых черт, способствующих достижению необходимых результатов в ратном труде. Достигнутые успехи, в свою очередь, влияют на развитие у военнослужащих чувства гордос­ти за выполнение своего долга, добросовестности, исполнительнос­ти, трудолюбия. Большое напряжение физических и духовных сил в процессе службы по охране границы, боевой подготовки, выполнения учебно-боевых задач формирует у личного состава такие качества, как смелость, мужество, настойчивость, стремление преодолеть лю­бые трудности.

Руководителю необходимо еще раз остановиться на том, что пер­востепеннейшая обязанность воинов — быть в постоянной боевой го­товности. Слушатели должны хорошо уяснить, что это требование и составляет суть воинского долга. Оно предполагает, чтобы каждый военнослужащий:

— имел ясное представление о смысле военной службы, о жизненно важном значении боевой готовности и необходимости ее повышения;

— дорожил боевой славой Вооруженных Сил, Пограничных войск, честью Боевого Знамени, своего воинского звания, приумножал бое­вые традиции войск, части, подразделения, корабля;

— формировал у себя устойчивую привычку неукоснительно выпол­нять требования уставов, безоговорочную исполнительность, дисцип­линированность;

— был непримиримым к любым нарушениям воинской дисциплины.

Начальник 5-го округа пограничной охраны России генерал-лей­тенант А.И.Вестерник писал о том, что российская погранохрана — «школа и при том, масса молодежи поступает в нее ежегодно не только для того, чтобы получить должное образование и воспитание, нужное ей как будущим воинам, но и для того, чтобы, пройдя эту школу и вернувшись домой, явиться тем оплотом среди населения, на который могло бы опереться правительство и твердо рассчитывать даже в самые тяжелые минуты общей смуты и разложения государс­твенного организма. А посему школа эта и впрямь должна быть ис­тинным проводником высокого патриотизма и долга, мужества, орга­низованности и порядка, нравственности и разумной дисциплины».

Специфика нашей пограничной службы способствует развитию нравственных начал в воинских коллективах, поэтому среди вои­нов-пограничников такое понятие, как верность долгу, несмотря ни на что, продолжает оставаться в цене.

Надежная охрана государственной границы связана с выполнением ответственных задач, когда малейшая неточность или невниматель­ность, не говоря уже о недисциплинированности, влечет за собой серьезные, а порой и опасные для нашей страны последствия. Погра­ничная служба по своей глубинной сути — служба государственного масштаба, поскольку ее прямым назначением является защита полити­ческих, экономических, военных и иных интересов России на госу­дарственной границе.

Значимость службы по охране границы определяется направления­ми служебно-боевой деятельности пограничных войск Российской Федерации:

— обеспечение на строгой правовой основе нерушимости госу­дарственной границы, территориальной целостности, политической независимости и суверенитета РФ;

— борьба с разведывательно-подрывной деятельностью зарубежных враждебных России организаций во всех ее проявлениях на государс­твенной границе;

— содействие обеспечению внешнеполитических интересов Рос­сийской Федерации, развитию деловых, добрососедских отношений с сопредельными странами, расширению экономических связей с ними;

— борьба совместно с органами государственного таможенного контроля с контрабандой и наркобизнесом;

— отражение вооруженных вторжений на территорию РФ бандформи­рований и диверсионно-разведывательных групп, пресечение воору­женных и иных провокаций на государственной границе и другими.

Сложность задач, стоящих перед пограничными войсками, требует от воинов безупречного профессионального мастерства, способности мгновенно ориентироваться и поступать по велению воинского долга в самых сложных, часто неожиданных ситуациях, граничащих с риском для жизни. Служба предъявляет высокие требования к погранич­нику, заставляет отдавать все силы, знания и умение ратному тру­ду.

Руководителю занятий необходимо заострить внимание слушателей на том, что нелегко на первых порах привыкать к суровым погранич­ным будням,. учиться рационально использовать каждую минуту для совершенствования боевого мастерства. Встав в ряды пограничных войск, юноша оказывается перед объективной необходимостью быть всегда начеку, бдительным и внимательным, собранным и дисциплини­рованным. Выполняя приказ по охране государственной границы нель­зя обойтись без таких качеств как мужество, решительность, сме­лость.

Руководителю группы нельзя не остановиться и на том, что пограничник срочной службы постоянно живет в воинском коллективе, сформированном из его сверстников — 18 — 20-летних юношей. Именно эта особенность воинской службы обязывает каждого пограничника проявлять такие качества, как войсковое товарищество, взаимопо­мощь и взаимовыручку, быть непримиримым к любым негативным прос­тупкам сослуживцев. Жгучий стыд охватывает, когда встречаешься с фактами недостойного поведения пограничников — неуставными взаи­моотношениями, пьянством, воровством и другими нарушениями воинс­кой дисциплины. Пожалуй, это, как ничто другое, разрушает автори­тет не только конкретного человека, но и в целом авторитет погра­ничных войск.

Раскрывая данный вопрос, руководителю необходимо привести конкретные примеры из жизни подразделения, части, войск округа, показывающие добросовестное выполнение пограничниками своего во­инского долга.

Подводя итоги по данному учебному вопросу, необходимо под­черкнуть, что применительно к жизни и службе воина-пограничника понятие «верность воинскому долгу» должно означать: постоянно от­давать свои силы и знания дальнейшему совершенствованию охраны государственной границы Российской Федерации, повышению боевой готовности войск, укреплению воинской дисциплины и организован­ности. Патриотическое отношение к своим обязанностям позволяет воинам до конца оставаться верным интересам России, стойко пере­носить все тяготы службы, повышать пограничное мастерство.

В порядке вывода по теме следует сказать, что воинский долг — это, прежде всего, выражение внутренней убежденности воинов Ар­мии, Флота Пограничных войск в правоте ратного труда по защите и охране государственных интересов Российской Федерации. Для воина должно быть характерно чувство высокой ответственности за общее дело, подчинение ему личных интересов. Постоянная готовность доб­ровольно выполнить воинский долг — дело чести и совести.

Статья 59 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 59 Конституции РФ гласит:

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Комментарий к Ст. 59 КРФ

1. Защита Отечества — не только правовое, но прежде всего нравственное требование к каждому гражданину, моральный долг, всеобщая обязанность. Она направлена на защиту страны, ее населения, материальных и духовных ценностей. Защита Отечества выражается в обеспечении обороны страны и безопасности государства.

Оборона страны — это система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита России, целостности и неприкосновенности ее территории. Цели и государственная стратегия в данной области на современном этапе определены в Концепции национальной безопасности, утв. Указом Президента от 17 декабря 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 52. ст. 5909), и в Военной доктрине, утв. Указом Президента от 21 апреля 2000 г. (СЗ РФ. 2000. N 17. ст. 1852).

В целях обороны создаются Вооруженные Силы и устанавливается воинская обязанность граждан. Она является конкретным проявлением конституционного долга и обязанности по защите Отечества, но адресована законом определенным категориям граждан. Основной формой осуществления воинской обязанности является прохождение военной службы. Формой реализации этой обязанности может быть также прохождение альтернативной гражданской службы взамен военной, что установлено в ч. 3 комментируемой статьи. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества и путем добровольного поступления на военную службу по контракту.

2. Согласно п. «м» ст. 71 Конституции, оборона и безопасность относятся к ведению Федерации. Поэтому часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что гражданин несет военную службу в соответствии именно с федеральным законом. В связи с этим противоречащими Конституции являлись положения конституций ряда республик об исполнении воинской обязанности на территории республики или вне ее на основе договорных обязательств республики (ст. 58 Конституции Республики Татарстан, в ред. от 31 мая 2000 г.), о несении гражданами республики военной службы в соответствии с законом республики и федеральным законом (ст. 68 Конституции Республики Башкортостан, в ред. от 3 ноября 2000 г.).

Основными актами, конкретизирующими конституционные положения о несении гражданами военной службы, являются законы: от 31 мая 1996 г. «Об обороне» (СЗ РФ. 1996. N 23. ст. 2750; с изм. и доп., действует в ред. от 3 июля 2006 г.), от 26 февраля 1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. N 9. ст. 1014; с изм. и доп., действует в ред. от 25 октября 2006 г.), от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» (СЗ РФ. 1998. N 13. ст. 1475; с изм. и доп., действует в ред. от 12 апреля 2007 г.), от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (СЗ РФ. 1998. N 22. ст. 2331; с изм. и доп., действует в ред. от 16 марта 2007 г.), а также Устав внутренней службы Вооруженных Сил, Дисциплинарный устав, Устав гарнизонной и караульной службы (утв. Указом Президента от 14 декабря 1993 г. N 2140//САПП РФ. 1993. N 51. ст. 4931; с изм. и доп., действует в ред. от 3 августа 2005 г.) и др.

Воинская обязанность российских граждан, как установлено законом, предусматривает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, ее прохождение, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и их прохождение в период пребывания в запасе. Исполнение этой обязанности обеспечивается в пределах их полномочий: органами государственной власти, иными государственными органами и учреждениями, органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами. Постановлением Правительства от 31 декабря 1999 г. N 1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (СЗ РФ. 2000. N 2. ст. 225).

Статья 12 ФЗ «Об обороне» устанавливает, что комплектование Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с законодательством: 1) военнослужащими — путем призыва граждан России на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления российских, а также иностранных граждан на военную службу, т.е. по контракту; 2) гражданским персоналом. Норма об иностранных гражданах включена в военное законодательство Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ и предусматривает прохождение ими военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (п. 2 ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами как в Вооруженных Силах, так и во внутренних войсках МВД, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях, Службе внешней разведки, органах ФСБ, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. В данной сфере действуют, в частности, федеральные законы: от 3 апреля 1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (в ред. от 25 июля 2002 г.), от 10 января 1996 г. «О внешней разведке» (в ред. от 14 февраля 2007 г.), от 6 января 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 27 июля 2006 г.) и др. Общее значение имеет Закон РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» (в ред. от 2 марта 2007 г.).

По ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву подлежат: а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе; б) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера (п. 1 ст. 22). Указанное положение подпункта «б» п. 1 ст. 22 утрачивает силу с 1 января 2008 г., и применительно к названным в нем гражданам будут применяться несколько иные правила прохождения военной службы, о чем ниже.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» освобождены от выполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву.

Освобождаются от призыва на военную службу граждане: признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящие или прошедшие военную службу в РФ либо альтернативную гражданскую службу; прошедшие военную службу в другом государстве. Правом на освобождение от призыва обладают граждане, имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень; являющиеся сыновьями (родными братьями):

— военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы и погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;

— граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или их окончания.

Не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношение которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Исчерпывающе определены в ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» основания для отсрочки от призыва на военную службу. В связи с переходом с 1 января 2008 г. на одногодичный срок военной службы по призыву отменен и уточнен ряд отсрочек (ФЗ от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ).

Согласно новой редакции ст. 24, действующей с 1 января 2008 г., право на отсрочку от призыва имеют, в частности, учащиеся-очники, обучающиеся в:

— имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, — на время обучения, но до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;

— имеющих государственную аккредитацию по соответствующим специальностям в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения не получили среднее (полное) общее образование, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;

— имеющих такую же аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, если они до поступления в них получили среднее (полное) общее образование и достигают призывного возраста в последний год обучения, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

— имеющих такую же аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

В указанных случаях отсрочка от призыва предоставляется учащемуся, как правило, только один раз. При этом право на отсрочку от призыва сохраняется за гражданином:

— продолжающим непрерывное обучение по образовательной программе следующей ступени высшего профессионального образования в том же образовательном учреждении;

— получившим в период обучения академический отпуск, или перешедшим в том же образовательном учреждении на другую образовательную программу, или переведенным в образовательное учреждение того же уровня (при этом общий срок отсрочки от призыва не должен увеличиваться более чем на год);

— восстановившимся в том же образовательном учреждении (за исключением восстановившихся после отчисления за какие-либо нарушения или по другим неуважительным причинам), если срок отсрочки от призыва не увеличивается.

Право на отсрочку от призыва имеют также лица, получающие очно послевузовское профессиональное образование в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим специальностям вузах или научных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ, установленных нормативными актами и (или) государственными образовательными стандартами, и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе.

Право на отсрочку от призыва учащимся может быть дано и на основании указов Президента.

Конституционный Суд, рассматривая в Постановлении от 21 октября 1999 г. N 13-П (СЗ РФ. 1999. N 44. ст. 5383) запрос одного из районных судов, в котором утверждалось, что непредоставление законом права на отсрочку от призыва учащимся-очникам негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, нарушает принцип равноправия, гарантии реализации права на образование, требования ч. 3 ст. 55 Конституции, указал следующее. Решая задачу подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, уровень которой отвечает государственным образовательным стандартам, с одной стороны, и в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства предусматривая укомплектование армии путем призыва на военную службу — с другой, законодатель вправе установить различный порядок исполнения воинской обязанности для обучающихся в вузах. При этом студентам-очникам негосударственных образовательных учреждений, не имеющих государственной аккредитации, гарантируется после увольнения с военной службы продолжение образования. Тем самым обеспечивается как реализация всеми гражданами, подлежащими призыву (как имеющими, так и не имеющими права на отсрочку), права на образование, так и исполнение ими обязанности по несению военной службы — хотя и в различном порядке. Не усмотрел Конституционный Суд также нарушения принципа равенства перед законом и равенства прав, ибо оспариваемое положение имеет обязательный характер в отношении всех граждан, на которых распространяется. Оно предполагает равенство возможностей, в том числе в выборе вуза.

Отсрочка от призыва предоставляется и некоторым другим категориям граждан, в частности признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, — на срок до одного года. С 1 января 2008 г. в новой редакции действуют положения об отсрочке гражданам:

— занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом или сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);

— имеющим ребенка и воспитывающим его, или двух и более детей, или ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет либо ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель;

— поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы РФ непосредственно по окончании вузов указанных органов и учреждений при наличии у них специальных званий — на время службы в этих органах и учреждениях.

Новой, действующей с 1 января 2008 г. является отсрочка гражданам, являющимся опекуном и попечителем несовершеннолетнего родного брата или сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан. Сохраняется отсрочка от призыва депутатам органов публичной власти и глав муниципальных образований, если они осуществляют свои полномочия на постоянной основе, — на срок полномочий. По некоторым основаниям предоставляется отсрочка гражданам, зачисленным в запас с присвоением военного звания офицера.

В то же время с 1 января 2008 г. отменяются отсрочки от призыва гражданам:

— занятым постоянным уходом за отцом, матерью, другими близкими родственниками, являющимися инвалидами первой или второй группы, пожилыми (женщины старше 55 лет, мужчины — 60 лет) или не достигшими 18 лет;

— мать (отец) которых кроме них имеет двух и более детей в возрасте до 8 лет или инвалида с детства и воспитывает их без мужа (жены);

— поступившим на работу по специальности непосредственно по окончании вуза на условиях полного рабочего дня в государственные организации, перечень которых определяется Правительством, — на время этой работы.

В 2006 г. внесены существенные изменения, касающиеся сроков военной службы. С 1 января 2008 г. этот срок составляет 12 месяцев. В переходный период срок военной службы по призыву регламентируется дифференцированно. Для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2007 г., срок — 24 месяца; для призванных с 1 января по 31 декабря 2007 г. — 18 месяцев. Данные положения не распространяются на военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственные вузы, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г.; срок их военной службы — 12 месяцев. Для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г., ее срок — 24 месяца.

Что касается женщин, то они ставятся на воинский учет после приобретения ими военно-учетной специальности и могут поступить на военную службу по контракту.

Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента два раза в год — с 1 апреля по 30 июня (по 15 июля — с 1 января 2008 г.) и с 1 октября по 31 декабря. Несколько иные сроки призыва установлены для граждан, проживающих в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; проживающих в сельской местности и непосредственно занятых на посевных и уборочных работах; являющихся педагогическими работниками.

В последние годы заметно увеличилось число молодых людей, уклоняющихся от прохождения военной и альтернативной гражданской службы, что создает серьезные проблемы с комплектованием армии. За это установлена уголовная ответственность (статья 328 Уголовного кодекса РФ). Граждане и должностные лица могут быть привлечены также к административной ответственности за нарушение правил воинского учета, неявку по вызову в военкомат и др. (гл. 21 КоАП). Конечно, не только и не столько правовыми средствами, мерами юридической ответственности можно решить те сложные проблемы, которые возникли в последние годы в Вооруженных Силах, но и они необходимы.

Комплектованию армии на добровольной основе служит предусмотренное законами «Об обороне» (ст. 12), «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 2, 32-34.1, 38, 60) право поступления граждан на военную службу по контракту. Первый такой контракт вправе заключать российские граждане в возрасте от 18 до 40 лет, иностранные граждане от 18 до 30 лет. Срок первого контракта — 3-5 лет. Контракт заключается в письменной форме между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации — Министерством обороны (или другим федеральным органом, в котором законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы. Отказ в заключении контракта может быть обжалован в вышестоящий орган, прокуратуру или суд.

Главным актом, определяющим правовое положение военнослужащих, является ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (в ред. от 16 марта 2007 г.). Он определяет в соответствии с Конституцией права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территории других государств, а также направленных в вооруженные силы других государств в порядке военного сотрудничества, определяется также в соответствии с международными договорами РФ. Особенности статуса военнослужащих в военное время, в период мобилизации, в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах устанавливаются федеральными законами о военном положении, о мобилизации, о чрезвычайном положении и др.

Военнослужащим гарантируется широкий круг прав и свобод. Вместе с тем законодательными актами устанавливаются ограничения некоторых общегражданских прав и свобод, что обусловлено особенностями военной службы. Так, право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Военнослужащие вправе состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели. Создание в воинских частях религиозных объединений не допускается, но военнослужащие могут отправлять религиозные обряды на территории воинской части с разрешения командира, вправе в свободное от военной службы время участвовать как частные лица в богослужениях и религиозных церемониях, но не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии. Запрещено участие военнослужащих в забастовках, иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования связанных с ее прохождением вопросов. Эти и им подобные ограничения не противоречат основаниям ограничения прав и свобод, закрепленным в ч. 3 ст. 55 Конституции.

Обязанности военнослужащих определяются существом воинского долга: защита государственного суверенитета и территориальной целостности страны, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Обязанности военнослужащих и порядок их выполнения устанавливают законодательные акты, воинские уставы и другие федеральные нормативные документы.

ФЗ «О статусе военнослужащих» гарантирует право военнослужащих на защиту их прав и законных интересов, в том числе право на судебную защиту. В соответствии со ст. 4 Закона от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»; с изм. и доп. от 14 декабря 1995 г. (Ведомости РФ. 1993. N 19. ст. 685; СЗ РФ. 1995. N 51. ст. 4970), военнослужащие вправе обжаловать в военный суд действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы. Исходя из смысла этой нормы, как было разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» (в ред. от 24 апреля 2002 г.), в военный суд могут быть обжалованы также действия и решения лиц, не состоящих на военной службе, но правомочных по занимаемой в органах военного управления должности принимать решения, касающиеся прав и свобод военнослужащих. Суды общей юрисдикции призваны защищать права военнослужащих и в других случаях.

Государству и самой армии в ходе военной реформы предстоит, конечно, еще многое сделать в обеспечении прав военнослужащих, их правовой защищенности. Это касается: охраны жизни, здоровья и достоинства личности военнослужащих; полной реализации их льгот и преимуществ, установленных законами в связи с тяготами военной службы; более четкого определения и гарантирования правового статуса военнослужащих, направляемых в «горячие точки».

3. Условия и порядок замены военной службы на альтернативную гражданскую службу, что предусмотрено в ч. 3 комментируемой статьи, регламентируются ФЗ от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе» (СЗ РФ. 2002. N 30. ст. 3030; с изм. и доп., действует в ред. от 6 июля 2006 г.)

Институт альтернативной службы не является новым для российского законодательства. Еще в 1919 г. декретом СНК РСФСР было признано право верующих на замену военной службы по решению суда на иную общеполезную работу. Аналогично решался вопрос и в законодательстве СССР до принятия в 1939 г. нового закона о всеобщей воинской обязанности. Но он уже не сохранил названный институт.

Замена военной службы альтернативной гражданской, или службой без оружия, по религиозным, политическим или этическим мотивам признают во многих странах. При этом устанавливают более продолжительный по сравнению с действительной военной службой срок; лишение многих льгот, предоставляемых военнослужащим; выполнение наиболее трудоемких и непрестижных работ, например в психиатрических лечебницах, домах престарелых, службах социальной помощи больным, инвалидам и пенсионерам, на вспомогательных должностях в пожарной охране и т.п. В п. «с» ч. 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах специально оговорено, что какая бы то ни было служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, не относится к принудительному или обязательному труду, принуждение к которому запрещается Пактом.

Часть 3 анализируемой статьи, регламентируя альтернативную гражданскую службу, признает право гражданина на нее в случае, если его убеждениям (например, пацифистским) или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях.

Отсутствие длительное время законодательной конкретизации данного права препятствовало его осуществлению гражданами, прежде всего в упомянутых «иных случаях». В то же время Конституционный Суд, интерпретируя в Определении от 22 мая 1996 г. N 63-О норму ч. 3 ст. 59 Конституции, указал, что закрепленное в ней и не нуждающееся в конкретизации право граждан, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой, как и все другие права и свободы человека и гражданина, является непосредственно действующим (ст. 18 Конституции) и должно обеспечиваться независимо от того, принят или не принят соответствующий федеральный закон. Был сделан важный практический вывод: стремление гражданина реализовать свое конституционное право не запрещенными законом способами во всяком случае не может служить основанием для возбуждения против него уголовного или иного преследования (см.: Конституционный Суд РФ. Постановления. Определения. 1992-1996. М., 1997. С. 501-503). Развивая данную правовую позицию, Конституционный Суд в Постановлении от 23 ноября 1999 г. N 16-П (СЗ РФ. 1999. N 51. ст. 6363), касающемся положений ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», отметил, что рассматриваемое конституционное право является именно индивидуальным правом, т.е. связанным со свободой вероисповедания в ее индивидуальном, а не коллективном аспекте, а значит, должно обеспечиваться независимо от того, состоит гражданин в какой-либо религиозной организации или нет.

Статья 2 ФЗ от 25 июля 2002 г., конкретизируя рассматриваемое конституционное право, определяет, что гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

В 2006 г. по-новому был определен срок альтернативной гражданской службы. Он в 1,75 раза превышает срок военной службы по призыву. Для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 г., этот срок — 42 месяца, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 г., — 31,5 месяца. Данные положения не распространяются на граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственные вузы и направленных для прохождения указанной службы до 1 января 2008 г.; ее срок для таких граждан — 21 месяц. Такой же срок распространяется на граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы после 1 января 2008 г.

Несколько по-иному решается вопрос о сроках альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих ее в организациях Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. Этот срок превышает срок военной службы по призыву в 1,5 раза и составляет для аналогичных приведенным выше групп граждан соответственно 36, 27 и 18 месяцев (ст. 5 ФЗ от 25 июля 2002 г.).

Статья 11 названного ФЗ предусматривает, что граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию. При этом установлены сроки, до которых необходимо подать соответствующее заявление в военный комиссариат в зависимости от того, когда гражданин должен быть призван на военную службу — весной или осенью. Нарушение срока подачи заявления может стать основанием для отказа в его удовлетворении.

Конституционный Суд в Определении от 17 октября 2006 г. N 447-О (СЗ РФ. 2007. N 2. ст. 409). Указывал: исходя из того что право на замену военной службы альтернативной гражданской службой является непосредственно действующим, федеральный законодатель не вправе ограничивать процедурными нормами, принятыми в целях рационализации деятельности государственных органов, свободу совести и вероисповедания и связанное с ней право на альтернативную службу. Статья 11 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства, закрепляющая обязанность гражданина довести до сведения призывной комиссии, иного уполномоченного органа, а также суда доводы о наличии у него убеждений и вероисповедания, которые противоречат несению военной службы, не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением о замете военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом.

Согласно ст. 15 ФЗ от 5 июля 2002 г., решение призывной комиссии от отказе в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу может быть обжаловано гражданином в суд. В случае обжалования указанного решения его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Альтернативная гражданская служба проходит, как правило, за пределами территории субъекта Федерации, в котором гражданин постоянно проживает. Исключение может быть сделано лишь при невозможности направления гражданина для прохождения указанной службы за пределы территории этого субъекта Федерации.

ФЗ подробно регламентирует организацию направления граждан на альтернативную гражданскую службу и порядок ее прохождения, права, обязанности и ответственность граждан, проходящих данную службу, в том числе предоставляемые им социальные гарантии и компенсации, условия и оплату труда, социальное страхование и пенсионное обеспечение, а также основания и порядок увольнения с альтернативной гражданской службы.