Налоговый кодекс статья 219 подпункт 2

Ст. 219 НК РФ (2017): вопросы и ответы

Ст. 219 НК РФ: официальный текст

Ст. 219 НК РФ (2017): вопросы и ответы

Ст. 219 НК РФ регламентирует условия получения социальных вычетов по налогу с доходов физлиц. В связи с тем, что налогоплательщики нередко сталкиваются с трудностями применения норм данной статьи кодекса на практике, и для облегчения восприятия законодательной информации предлагаем ознакомиться со специально подготовленным материалом.

Как статья 219 НК РФ поможет снизить НДФЛ?

За счет социальных налоговых вычетов физлица-налогоплательщики могут снизить свой налог на доходы. Пределом для некоторых расходов, которые подпадают под социальный вычет, является сумма в 120 000 руб. А по другим расходам, касающимся, например, покупки дорогостоящих лекарств и оплаты таких же дорогих медуслуг, лимита не существует.

О том, в течение какого периода возможно использование социального вычета, читайте в материале «Остаток соцвычета ”на лечение” нельзя перенести на следующий год».

В соответствии с п. 2 ст. 219 НК РФльгота в виде социального вычета в большинстве случаев может быть заявлена при подаче налоговой декларации за отчетный период. При этом при обращении к работодателю вычеты по расходам на лечение и обучение, а также связанные с уплатой пенсионных (страховых) платежей в негосударственные фонды могут быть использованы раньше.

Для того чтобы заявить о своем праве на соцвычет по ст. 219 НК, налогоплательщику необходимо иметь соответствующие документы, доказывающие факт уплаты денежных средств. Эти документы впоследствии могут быть затребованы налоговым инспектором при проверке обоснованности использования права на вычет. При обращении к налоговому агенту налогоплательщику иногда потребуется выбрать, какой из имеющихся социальных вычетов он будет использовать, если таких расходов, подпадающих под вычет, несколько, и они не вписываются в установленный лимит.

Подробнее о каждом из видов соцвычетов читайте в статье «Социальные налоговые вычеты по НДФЛ в 2017 году (нюансы)».

Теперь следует разобраться в том, какие именно расходы могут быть использованы налогоплательщиком при предъявлении права на налоговый вычет. Важно, чтобы они были обоснованными и надлежащим образом подтвержденными.

Гарантирует ли статья 219 НК РФ социальные налоговые вычеты для пенсионеров?

Статья 219 НК РФ позволяет отнести к социальным вычетам, на которые уменьшается уплачиваемый НДФЛ, пенсионные взносы, а также страховые взносы по добровольному страхованию жизни. Причем речь идет о взносах, уплачиваемых в негосударственные пенсионные фонды, и что немаловажно, о части платежей, направляемых на накопительную часть пенсии. Данные права определены в подп. 4 и 5 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Кроме того, в качестве соцвычетов можно использовать и пенсионные платежи, сделанные налогоплательщиком в пользу ближайших родственников либо членов семьи. Сюда же можно включить пенсионные платежи, сделанные за бабушку/дедушку, братьев/сестер, родителей/супругов, детей/внуков.

В каком случае расходы на обучение нельзя отнести к социальным вычетам?

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ физлицо может уменьшить свои обязательства по уплате налога с полученных доходов на сумму потраченных на оплату обучения средств. Ведь фактически произведенные затраты на очное обучение в вузе (свое либо несовершеннолетних детей, не достигших 24-летнего возраста) относятся к социальным вычетам.

Но есть ряд ситуаций, когда платежи за обучение нельзя учесть при расчете НДФЛ. Кроме отсутствия подтверждающих оплату документов, есть еще ряд нюансов, из-за которых социальный вычет налогоплательщику будет не доступен:

1. Если студент обучается на заочной форме по контракту, то оплативший обучение родитель не имеет права на социальный вычет. Основанием служит то, что, как уже говорилось выше, вычет предоставляется родителям детей, учащихся лишь на очной форме.

Однако если студент работает, а договор с учебным заведением составлен на его имя, тогда платежи за обучение он может использовать сам как социальные вычеты для уменьшения размера удерживаемого НДФЛ из зарплаты.

В том случае, если мать оплатила обучение ребенка от своего имени, единственной возможностью для студента использовать социальный вычет будет наличие доверенности, оформленной на мать, с предоставлением права вносить деньги ребенка в качестве оплаты за обучение.

2. Если родитель оплачивает очное обучение в вузе за не достигшего 24-летнего возраста ребенка, но при этом ребенок женился/вышел замуж, то родитель лишается права на социальные вычеты в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Всё дело в том, что, вступив в законный брак, ребенок обретает не только право-, но и дееспособность. А значит, родитель уже не является законным представителем вступившего в брак ребенка и, соответственно, лишается права на соцвычеты. Такая же ситуация может возникнуть, когда у ребенка появились собственные дети без вступления в законный брак.

3. Если родитель оплачивает обучение ребенка, который учится в вузе очно, но договор оформлен на ребенка, родитель будет иметь право на соцвычет при наличии платежных документов. Важно, чтобы в квитанциях в качестве плательщика был указан родитель, ведь именно платежные документы, а не договор, являются основанием для применения вычета. Подробнее см. «Квитанция оформлена на ребенка: соцвычет родителю не получить?».

Однако важно, чтобы вуз имел лицензию на предоставление образовательных услуг либо иной документ, подтверждающий статус учебного учреждения. Кроме того, родитель сможет воспользоваться вычетом лишь в размере, не превышающем 50 000 руб. за 1 ребенка за налоговый период для уплаты НДФЛ. При этом если оба родителя претендуют на соцвычет по оплате за обучение ребенка, предельное ограничение по сумме распространяется на обоих.

4. Если ребенок решил продолжить обучение в магистратуре, смогут ли родители воспользоваться правом на вычет?

Когда ребенку исполнится 24 года, а он продолжит очное обучение в вузе, родители потеряют возможность воспользоваться соцвычетом.

Сохранить права на соцвычет можно, если платежи за обучение будет производить сам ребенок. При его трудоустройстве и уплате НДФЛ у него будет 3 года для обращения за получением соцвычета в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ.

5. Полагается ли социальный вычет с сумм, потраченных на приобретение учебных пособий во время обучения в образовательном учреждении?

Средства, затрачиваемые на приобретение учебных материалов, нельзя отнести к фактической оплате за обучение, поэтому их нельзя применять как соцвычет при расчете НДФЛ.

6. Сохраняется ли право на налоговый вычет, если оплата за обучение ребенка была произведена из материнского капитала?

Нет, воспользоваться социальным вычетом в этом случае нельзя. Такой запрет прямо прописан в Налоговом кодексе.

7. Может ли сестра воспользоваться социальным вычетом при оплате ею обучения своего не достигшего 24-летия брата?

Да, может, но в том случае, если брат учится очно в учебном заведении с лицензией.

О том, возможен ли вычет по расходам на обучение для отчима, читайте в материале «Вычет за обучение ребенка отчиму не дадут».

Все ли расходы на дорогие лекарства и медуслуги можно использовать без ограничений?

В соответствии с подп. 3 п. 1 и п. 2 ст. 219 НК РФ затраты на приобретение дорогостоящих медпрепаратов для лечения, а также оплата дорогостоящих медицинских услуг могут быть использованы налогоплательщиком без ограничения суммы в качестве социального вычета, но лишь в том случае, если информация о них внесена в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201.

Если же эти медуслуги или лекарства не указаны в данном перечне, то воспользоваться налоговым вычетом будет возможно в пределах 120 000 руб. за год. Кроме того, важно, чтобы у налогоплательщика сохранились все чеки и квитанции, подтверждающие факт оплаты. А при использовании соцвычета из расчета платежей за медуслуги необходимо, чтобы лицо, их оказавшее (юрлицо или ИП), осуществляло лицензированную медицинскую деятельность.

Подробнее о граничном значении вычетов по налогу с физлиц вы сможете узнать из нашей статьи «Какой предел вычетов по НДФЛ в 2015–2016 годах?».

Какие страховки можно использовать в качестве социального вычета?

Для уменьшения налогооблагаемой базы при расчете НДФЛ можно использовать социальный вычет:

1. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ расходы на уплату страховки по договору ДМС могут быть использованы в качестве соцвычетов. При этом добровольная страховка может быть оформлена как на самого налогоплательщика, так и на его не достигших совершеннолетия детей, супруга/супругу и/или родителей.

Для подтверждения права на налоговый вычет налогоплательщик должен предъявить доказательство самостоятельной уплаты страховых взносов. Кроме того, страховщик должен иметь лицензию на деятельность, связанную с оплатой медицинских услуг.

Подробнее о добровольном медстраховании читайте в нашей статье «По платежам на ДМС можно получить социальный вычет».

2. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ к соцвычетам также относится оплата страховок по договорам пенсионного негосударственного добровольного страхования и взносов по договорам страхования жизни, оформленных как в пользу самого налогоплательщика, так и членов его семьи и родителей. Обязательным условием является срок договора не меньше 5-летнего. Размер соцвычета ограничен 120 000 руб.

В каких случаях не удастся применить социальный вычет по расходам на оплату медицинских услуг (медпрепаратов или страховых взносов)?

Право на использование социального вычета медицинской направленности теряется в том случае, если оплату за медуслуги, лекарства или страховые полисы произвел работодатель. Об этом прямо говорится в последнем абзаце подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Какие пожертвования могут уменьшить сумму НДФЛ?

Лишь перечисленные в подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ пожертвования могут уменьшить НДФЛ в виде заявления права на соцвычет. Сюда относятся:

  • помощь благотворительным или религиозным организациям;
  • пожертвования НКО, которые осуществляют деятельность в социально-ориентированной сфере, в области науки, спорта (кроме профессионального), образования, здравоохранения или культуры (в том числе и физической);
  • взносы в НКО для пополнения целевого капитала.

Есть и ограничения по сумме пожертвований — максимум 25% от суммы подлежащего обложению НДФЛ дохода за год. Ну и, конечно же, все перечисленные платежи должны быть подтверждены документально.

Как получить соцвычет до окончания налогового периода?

Для того чтобы до конца года воспользоваться социальным вычетом по пенсионным отчислениям, предусмотренным пп. 4 и 5 ст. 219 НК РФ, налогоплательщику следует обратиться к своему работодателю, который производит удержания НДФЛ из зарплаты в качестве налогового агента. В этом случае налогоплательщик должен предоставить все документы, подтверждающие фактическое произведение расходов на оплату пенсионных взносов в негосударственные фонды или страховых взносов на накопительную часть пенсии или по договору страхования. Обязательное условие: страховые договоры должны быть заключены более чем на 5-летний срок, а дополнительные взносы на накопительную часть пенсии удерживались из производимых выплат в пользу работника-налогоплательщика.

Получение вычетов на работе в текущем году возможно и по затратам на обучение и медобслуживание (п. 2 и п. 3 ст. 219 НК РФ). Однако в этом случае с документами, подтверждающими право на вычет, придется сначала обратиться в ИФНС. По результатам рассмотрения этих документов налоговый орган не позднее 30 календарных дней с даты обращения должен выдать уведомление о праве на вычет, которое налогоплательщик предоставит работодателю.

О том, какими документами будут подтверждаться расходы на лечение, читайте в материале «Документы для получения налогового вычета за лечение».

Статья 219 НК РФ. Социальные налоговые вычеты

СТ 219 НК РФ.

1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов:

1) в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований:

социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях;

некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;

религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;

некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

Указанный в настоящем подпункте вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.

При возврате налогоплательщику пожертвования, в связи с перечислением которого им был применен социальный налоговый вычет в соответствии с настоящим подпунктом, в том числе в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, переданного на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», налогоплательщик обязан включить в налоговую базу налогового периода, в котором имущество или его денежный эквивалент были фактически возвращены, сумму социального налогового вычета, предоставленного в связи с перечислением некоммерческой организации соответствующего пожертвования;

2) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, — в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, — в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуального предпринимателя (за исключением случаев осуществления индивидуальными предпринимателями образовательной деятельности непосредственно) лицензии на осуществление образовательной деятельности или при наличии у иностранной организации документа, подтверждающего статус организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо при условии, что в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения об осуществлении образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем, осуществляющим образовательную деятельность непосредственно, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.

Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в организации, осуществляющей образовательную деятельность, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.

Социальный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей;

Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется также на налогоплательщика — брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

3) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.

При применении социального налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, а также по договорам добровольного страхования своих супруга (супруги), родителей, детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно медицинских услуг.

Общая сумма социального налогового вычета, предусмотренного абзацами первым и вторым настоящего подпункта, принимается в размере фактически произведенных расходов, но с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

По дорогостоящим видам лечения в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.

Вычет сумм оплаты стоимости медицинских услуг и (или) уплаты страховых взносов предоставляется налогоплательщику, если медицинские услуги оказываются в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на оказанные медицинские услуги, приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения или уплату страховых взносов.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику, если оплата стоимости медицинских услуг и приобретенных лекарственных препаратов для медицинского применения и (или) уплата страховых взносов не были произведены за счет средств работодателей;

4) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), — в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный в настоящем подпункте социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию и (или) добровольному страхованию жизни;

5) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» — в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный в настоящем подпункте социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», либо при представлении налогоплательщиком справки налогового агента об уплаченных им суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, удержанных и перечисленных налоговым агентом по поручению налогоплательщика, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

6) в сумме, уплаченной в налоговом периоде налогоплательщиком за прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, — в размере фактически произведенных расходов на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации с учетом ограничения размера, установленного абзацем седьмым пункта 2 настоящей статьи.

2. Социальные налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, и социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю (далее в настоящем пункте — налоговый агент) при условии представления налогоплательщиком налоговому агенту подтверждения права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, выданного налогоплательщику налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Право на получение налогоплательщиком указанных социальных налоговых вычетов должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи налогоплательщиком в налоговый орган письменного заявления и документов, подтверждающих право на получение указанных социальных налоговых вычетов.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, и социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются налогоплательщику налоговым агентом начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился к налоговому агенту за их получением в порядке, установленном абзацем вторым настоящего пункта.

В случае, если после обращения налогоплательщика в установленном порядке к налоговому агенту за получением социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, и социального налогового вычета в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, налоговый агент удержал налог без учета социальных налоговых вычетов, сумма излишне удержанного после получения письменного заявления налогоплательщика налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном статьей 231 настоящего Кодекса.

В случае, если в течение налогового периода социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, и социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставлены налогоплательщику в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщик имеет право на их получение в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи (за исключением социального налогового вычета в размере расходов на уплату страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни), могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к налоговому агенту при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика в соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи и при условии, что взносы по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования и (или) дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующие фонды и (или) страховые организации работодателем.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 — 6 пункта 1 настоящей статьи (за исключением вычетов в размере расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей за налоговый период. В случае наличия у налогоплательщика в течение одного налогового периода расходов на обучение, медицинские услуги, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, по договору (договорам) добровольного страхования жизни (если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет) и (или) по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» либо по оплате прохождения независимой оценки своей квалификации налогоплательщик самостоятельно, в том числе при обращении к налоговому агенту, выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета, указанной в настоящем пункте.

Комментарий к Ст. 219 Налогового кодекса

В статье 219 НК РФ идет речь о социальных налоговых вычетах.

Налогоплательщику предоставляются социальные налоговые вычеты в тех случаях, когда он несет расходы, которые связаны с благотворительностью, обучением, лечением, а также с негосударственным пенсионным обеспечением и добровольным пенсионным страхованием.

Подпункт 1 пункта 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности».

В письме Минфина России от 30.12.2013 N 03-04-08/58234 разъясняется, что указанный в комментируемом подпункте вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.

Таким образом, правом на получение социального налогового вычета могут пользоваться физические лица, оказывающие благотворительную помощь через организации, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ. Подпункт 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ не ограничивает право налогоплательщика на получение указанного социального налогового вычета в случае осуществления пожертвований в натуральной форме.

Обращаем внимание, что перечень субъектов, которые в праве получить социальный вычет на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ закреплен в этом же подпункте, данный перечень является закрытым.

Анализируя подпункт 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ, официальный орган заметил, что данным положением определен конкретный перечень лиц, сумма расходов на обучение которых уменьшает у налогоплательщика налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.

Предоставление социального налогового вычета при оплате обучения за супругов действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.

Вместе с тем при подготовке поправок в статье 219 НК РФ вопрос о предоставлении социального налогового вычета налогоплательщикам-супругам в сумме, уплаченной за обучение супруги (супруга), может быть рассмотрен (см. письмо от 31.03.2011 N 03-04-05/7-208).

В письме от 28.03.2011 N 03-04-05/7-193 Минфин России пояснил, что подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, без ограничения по форме обучения налогоплательщика, а также право налогоплательщика-родителя на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей, с ограничением по форме обучения детей (очная форма).

Таким образом, налогоплательщик-родитель вправе получить социальный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ, только при наличии в договоре с учебным заведением записи, подтверждающей очную форму обучения его ребенка, или при представлении справки образовательного учреждения, содержащей данные о предоставлении образовательных услуг в конкретном налоговом периоде по очной форме.

В письме Минфина России от 28.10.2013 N 03-04-05/45702 указывается, что налогоплательщик-родитель имеет право на получение социального налогового вычета в сумме расходов на обучение своего ребенка только в том случае, если все документы, подтверждающие его фактические расходы, оформлены на самого родителя.

В письме Минфина России от 13.09.2013 N 03-04-05/37885 разъясняется, что подтверждающими документами, в частности, могут являться:

— договор или иной документ с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг;

— копия лицензии, подтверждающей статус образовательного (учебного) заведения, если в договоре на обучение отсутствует ссылка на лицензию;

— платежные документы (квитанции к приходным кассовым ордерам, чеки контрольно-кассовой техники, платежные поручения, банковские выписки и иные документы), подтверждающие оплату за обучение.

Как указал налоговый орган, налогоплательщик-родитель, на которого оформлен договор с учебным заведением и платежные документы, не вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом в связи с тем, что ребенок обучался по вечерней форме обучения (см. письмо от 31.12.2010 N 20-14/4/138475@).

В письме от 20.10.2010 N 03-04-05/5-632 Минфин России пояснил, что социальный налоговый вычет налогоплательщику-родителю, оплатившему обучение своего ребенка по очно-заочной форме обучения в высшем учебном заведении, не предоставляется.

Обращаем внимание, что право на получение социального налогового вычета, установленного подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ, распространяется также на налогоплательщика — брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях вне зависимости от того, является ли налогоплательщик опекуном своего брата (сестры). Данной позиции придерживаются также официальные органы.

В письме Минфина России от 01.04.2014 N 03-04-05/14375 разъясняется, что право на получение указанного социального налогового вычета распространяется также на налогоплательщика — брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях вне зависимости от того, является ли налогоплательщик опекуном своего брата (сестры).

Социальный налоговый вычет, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ, предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение, при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.

На практике у налогоплательщиков возникают вопросы, в частности, каким документом может быть подтвержден статус учебного заведения в целях использования социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ, если курсы (по скорочтению), которые оплатило физическое лицо, не имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, услуги курсов по скорочтению (код 8040052) относятся к услугам в области образования.

В информационном сообщении ФНС РФ от 12.01.2006 о порядке предоставления социального налогового вычета, предусмотренного подпунктами 2, 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ, приведен перечень документов, которые необходимы для получения социального налогового вычета, в него входят:

— заявление на предоставление налогового вычета;

— договор (контракт) (его копия) на обучение;

— копия лицензии или иного документа, подтверждающего статус учебного заведения;

— платежные документы (копии), подтверждающие внесение (перечисление) денежных средств образовательному учреждению за свое обучение, за обучение детей (ребенка, подопечных), в которых должны быть указаны персональные данные налогоплательщика, оплатившего обучение;

— справки о доходах по форме N 2-НДФЛ о сумме полученного дохода и удержанного с него налога на доходы физических лиц.

В письме от 15.04.2010 N 03-04-05/7-203 Минфин России разъяснил, что в качестве «иного документа, который подтверждает статус учебного заведения», может быть принят устав бизнес-школы.

Кроме того, согласно абзацу 3 подпункта 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ следует, что НК РФ не ставит право на получение социального налогового вычета в зависимость от представления документов (их копий), подтверждающих статус образовательного учреждения.

Следовательно, налогоплательщик, не имеющий на руках таких подтверждающих документов (их копий), может не представлять их в налоговый орган.

Подпункт 3 пункта 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.12.2012 N 279-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». При этом абзацы 1, 2, 5 и последний действуют в редакции Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Абзац 1 подпункта 3 статьи 219 НК РФ применяется только в отношении тех медицинских услуг, которые вошли в Перечень медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201. На данное Постановление также обращают внимание официальные органы.

В письме Минфина России от 22.05.2014 N 03-04-06/24283 разъясняется, что если медицинские услуги по проведению медосмотра, оказанные медицинской организацией, включены в упомянутый перечень, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за оказанные услуги, он вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом.

Необходимо обратить внимание, что право на получение социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ, имеют налогоплательщики в части расходов на услуги по лечению только в медицинских организациях Российской Федерации, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (см. письмо Минфина России от 08.04.2014 N 03-04-РЗ/15804).

В письме Минфина России от 25.09.2013 N 03-04-05/39799, посвященному вопросу предоставления социального вычета по НДФЛ по расходам на медицинское обследование ребенка-инвалида за рубежом, указывается, что поскольку обследование ребенка проведено за рубежом, то к расходам на проведение данного обследования социальный налоговый вычет не применяется.

На сегодняшний день часто на практике задаются вопросом о правомерности предоставления физическому лицу — налогоплательщику НДФЛ социального вычета по указанному налогу при приобретении лекарственных средств. Обратимся к разъяснениям официальных органов по данному вопросу.

В письме Минфина России от 07.02.2014 N 03-04-05/4997 указывается, что в случае если лекарственное средство входит в Перечень лекарственных средств, утвержденный указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, налогоплательщик вправе получить социальный налоговый вычет в сумме фактически произведенных им расходов, связанных с приобретением данного лекарственного средства.

Минфин России дополнительно уточняет, что по вопросу отнесения конкретных лекарственных средств к вышеуказанному Перечню следует обращаться в Минздрав России.

В вышеприведенном письме имеется в виду Перечень лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201.

В письме Минфина России от 27.01.2014 N 03-04-07/2789 рассмотрен вопрос о предоставлении работникам социального налогового вычета по НДФЛ на сумму уплаченных страховых взносов по договору добровольного медицинского страхования. По данному вопросу налоговый орган дал нижеследующее разъяснение.

В случае если договор добровольного медицинского страхования заключен между страховой организацией и работодателем (организацией) в пользу работников, но удержание страховых взносов производится из заработной платы работников, налогоплательщик также вправе реализовать свое право на получение указанного налогового вычета.

Следует иметь в виду, что социальный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов по упомянутым договорам, предусматривающим оплату вышеназванными страховыми организациями исключительно медицинских услуг, путем подачи налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган по месту своего жительства.

Также в письме Минфина России от 07.08.2013 N 03-04-05/31878 указывается, что налогоплательщик вправе реализовать свое право на получение социального налогового вычета в размере фактически произведенных расходов по договорам добровольного медицинского страхования своих супруга (супруги), родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет, предусматривающим оплату вышеназванными страховыми организациями исключительно услуг по лечению, путем подачи налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган по месту своего жительства.

Абзац 1 подпункта 4 пункта 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Как заметил Минфин России, указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ, социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы, в частности, по негосударственному пенсионному обеспечению (см. письмо от 13.08.2010 N 03-04-06/7-176).

Аналогичная позиция содержится в письмах Минфина России от 13.08.2010 N 03-04-06/7-177, от 06.08.2010 N 03-04-06/7-168.

На практике у налогоплательщиков возникают вопросы, в частности о том, может ли быть предоставлен социальный налоговый вычет в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу, до окончания налогового периода.

В соответствии с пунктом 2 статьи 213.1 НК РФ внесенные физическим лицом по договору негосударственного пенсионного обеспечения суммы платежей (взносов), в отношении которых физическому лицу был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ, подлежат налогообложению при выплате денежной (выкупной) суммы (за исключением случаев досрочного расторжения указанного договора по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода денежной (выкупной) суммы в другой негосударственный пенсионный фонд).

При этом негосударственный пенсионный фонд при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм обязан удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме платежей (взносов), уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ.

В случае если налогоплательщик представил справку, выданную налоговым органом по месту жительства, подтверждающую неполучение социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ, негосударственный пенсионный фонд, соответственно, не удерживает либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с СК РФ (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), — в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 комментируемой статьи.

Социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию.

Подпункт 5 пункта 1 статьи 219 НК РФ был введен Федеральным законом от 30.04.2008 N 55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

В письме Минфина России от 26.07.2013 N 03-04-06/29815 уточняется, что, если взносы в негосударственный пенсионный фонд удержаны из заработной платы в мае, а перечислены работодателем в негосударственный пенсионный фонд в июне отчетного налогового периода, социальный налоговый вычет предоставляется за месяц, в котором указанные взносы были перечислены, то есть за июнь.

Обращаем внимание, что социальный налоговый вычет по НДФЛ, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 комментируемой статьи, предоставляется работодателем при условии, что дополнительные взносы на накопительную часть трудовой пенсии были удержаны из заработной платы работников и перечислены в ПФР, что соответствует позиции официальных органов.

В письме Минфина России от 01.07.2013 N 03-04-06/25031 разъясняется, что указанный социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 статьи 219 НК РФ, предоставляется работодателем при условии, что дополнительные взносы на накопительную часть трудовой пенсии были удержаны из заработной платы работников и перечислены в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Если дополнительные взносы на накопительную часть трудовой пенсии удержаны в декабре отчетного налогового периода, а перечислены работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации в январе следующего налогового периода, социальный налоговый вычет предоставляется за месяц, в котором указанные взносы были перечислены.

Исходя из пункта 2 статьи 219 НК РФ социальные налоговые вычеты, указанные в пункте 1 статьи 219 НК РФ, предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

Абзац 2 пункта 2 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.12.2012 N 279-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», а последний абзац — в редакции Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В письме Минфина России от 07.02.2014 N 03-04-05/4997 уточняется, что согласно пункту 2 статьи 219 НК РФ социальные налоговые вычеты, указанные в подпунктах 2 — 5 пункта 1 комментируемой статьи, предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120000 руб. в налоговом периоде.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 219 НК РФ социальные налоговые вычеты по НДФЛ, предусмотренные подпунктами 4 и 5 пункта 1 комментируемой статьи, могут быть также предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика в соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 219 НК РФ и при условии, что взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения, добровольному пенсионному страхованию и (или) дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующие фонды работодателем.

Абзац 2 пункта 2 комментируемой статьи гласит об обращении налогоплательщика НДФЛ к работодателю, но при этом не уточняет, в какой форме должно осуществляться такое обращение. В связи с этим можно предположить, что работник-налогоплательщик обращается к работодателю с целью реализации своего права на социальный налоговый вычет по НДФЛ в свободной форме, например, в виде заявлении.