Полномочия законодательной исполнительной и судебной власти

Страницы истории

Тема 16. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РФ как правового государства – провозглашает Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г. Этот важнейший принцип закреплен в Конституции РФ. В ней говорится: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.

Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существуют взаимосвязь и взаимодействие).

Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.

Законодательная власть в Российской Федерации

Особую роль в системе российской власти Конституция РФ отводит Федеральному Собранию.

Федеральное Собрание это избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган . Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих и свободных выборов.

Российский парламент – Федеральное Собрание – состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.

Исполнительная власть в Российской Федерации

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности; ежегодно отчитывается перед Государственной Думой о проделанной работе.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Компетенции Правительства РФ

– Общая компетенция – полномочия, определяющие главные направления деятельности Правительства, связанные с реализацией внутренней и внешней политики государства, осуществлением регулирования вопросов экономики и социальной сферы, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др.

– Специальная компетенция – полномочия, определяющие деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни (экономической, социальной сферах, сферах науки и культуры, обеспечения обороны и безопасности государства и др.).

– Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти – полномочия по организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществлению систематического контроля за их соблюдением, мерами по устранению нарушения российского законодательства.

Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплен перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счет образования новых федеральных органов исполнительной власти.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Судебная власть в Российской Федерации

Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Понятием «судебная власть» охватываются как органы, осуществляющие ее, так и их деятельность – правосудие.

Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов.

Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ

– Основные: граждане России, достигшие 25 лет; имеющие высшее юридическое образование; имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

– Дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.

Для кандидатов на должность судьи вышестоящих судов увеличивается возраст и профессиональные требования.

Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на конституционных принципах.

Совокупность действующих в России судов образует судебную систему.

Структура судебной власти в РФ

Конституционный суд РФ – высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Существуют также конституционные суды республик в составе РФ, уставные суды субъектов Федерации.

Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Возглавляет систему судов общей юрисдикции.

Высший Арбитражный суд РФ – высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров. В систему арбитражных судов входят арбитражные суды федеральных округов и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

По каждому деянию (в совершении которого подсудимый обвиняется государственным обвинителем) перед коллегией присяжных заседателей ставятся три основных вопроса:

– доказано ли, что соответствующее деяние имело место;

– доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

– виновен ли подсудимый в совершении данного деяния.

Решение коллегии присяжных заседателей именуется вердиктом . При вынесении вердикта о полной невиновности подсудимого, находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. За вердиктом (о невиновности подсудимого) следует постановление председательствующего об оправдательном приговоре.

Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Компетенция мирового судьи включает уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. К компетенции Правительства РФ не относится

1) обеспечение согласованных действий всех структур исполнительной власти

2) осуществление руководства всеми основными сферами и отраслями экономики

Полномочия государственных властей

Современное демократическое государство функционирует на основе принципа разделения властей. В своем классическом варианте этот принцип был сформулирован в XVIII в. французским ученым Шарлем Монтескье как разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Сегодня к этим трем властям добавля­ют также власть главы государства.

Глава государства в современном мире представлен либо монархом, либо прези­дентом (в зависимости от формы государственного правления). Его основные функции:

1. Глава государства представляет страну на внутренних и международных цере­мониях, вручает государственные награды, принимает верительные грамоты послов. Другими словами, он олицетворяет собой народ, страну, т.е. выполняет представительские функции.

2. Глава государства имеет право законодательной инициативы (т.е. внесения от своего имени на рассмотрение высшего законодательного органа власти проекта закона), имеет право промульгации (обнародова­ния) закона, а в некоторых случаях – право вето на решения парламента.

3. Глава государства имеет право созыва внеочередных сессий высшего законодательного органа власти, а в ряде стран и право его роспуска.

4. Глава государства является верховным главнокомандующим.

5. Глава государства решает вопросы гражданства, предоставления политического убежища, имеет право помилования.

6. Глава государства имеет право единоличного введения чрезвычайного положения, объявления со­стояния войны в случае вооруженного нападения.

Законодательная власть представлена парламентом. В каждой стране он имеет свое название, в зависимости от исторических и культурных традиций страны (сейм в Польше, Великий народный хурал в Монголии, конгресс в США, Федеральное собрание в Российской Федерации и т.д.).

К основным полномочиям законодательной власти относятся следующие:

  1. Принятие, изменение и отмена законов.
  2. Утверждение бюджета.
  3. Определение налоговой политики.
  4. Формирование и упразднение государственных органов.
  5. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти.

Исполнительная власть представлена правительством. Правительство состоит из руководителей министерств, государственных комитетов и ведомств. Она выполняет две основные функции:

1. Руководство деятельностью государственных органов в центре и на местах с целью реализации объявленной (законодательным органом или главой государства) внутренней и внешней политики.

2. Распорядительную. Это право исполнительной власти издавать приказы, поста­новления, инструкции и другие так называемые подзаконные акты в целях реа­лизации принятых законов. Предоставление исполнительной власти такого права обусловлено тем, что закон, как правило, не имеет прямого действия, т.е. не может быть непосредственно применен на практике, т.к. не содержит внутри себя механизма своей реализации. Необходимо прописать, из каких источников закон будет финансироваться, определить исполнителей этого закона, условия его реализации. Все это делается специальными актами соответствующих министерств и ведомств, а иногда требует принятия дополнительных законодательных решений. Именно в силу важности данной функции исполнительную власть называют часто реальной властью.

Судебная власть осуществляет правосудие. Она выполняет две основные функции:

1. Определяет соответствие поведения людей действующим законам.

2. Принимает меры по пресечению незаконной деятельности.
В структуру судебной власти входят:

— Конституционный суд РФ;

— Верховный (федеральный) суд РФ;

— Высший арбитражный суд;

— суды краев, областей, республик в составе РФ;

1. Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти в Российской Федерации

Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти основывается, в частности, на том, что в государстве необходимо осуществлять такие три функции, как принятие законов (содержащих обязательные правила поведения), исполнение их и осуществление правосудия — наказание нарушителей этих правил, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением законодательства. Это естественная предпосылка разделения властей. Но есть и другая, политическая, сторона дела: с точки зрения обеспечения, сохранения демократии целесообразно распределить эти три направления государственной деятельности между тремя разными государственными органами, чтобы не произошла чрезмерная концентрация, монополизация власти одним человеком, одним органом (ведь обладатель власти может ею злоупотреблять, проявить склонность к произволу). Важно и то, что эти три независимые власти могут контролировать друг друга, обращать внимание на нарушение закона другим органом (что не обеспечивается при концентрации власти в одних руках). Эти три власти при их разделении могут сдерживать, уравновешивать друг друга. Вот почему говорят о «сдержках и противовесах», о необходимости их применения во властном пространстве.

Итак, реализуя принцип разделения властей, органы государства, принадлежащие к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга. Ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией и другими законами.

Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти: судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.

Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.

Разделение властей, так же как и само их функционирование, основывается на Конституции, которую все три власти обязаны исполнять. Их взаимодействие регулируется правом и в свою очередь призвано гарантировать господство права, верховенство Конституции, правовой характер государства.

Разделение властей, их сбалансированность способствуют тому, чтобы политическая борьба, личные политические амбиции находились под контролем общества, не носили разрушительный характер, смена руководителей властных структур проходила в законном порядке.

Принцип разделения властей был реализован в той или иной форме, с разной степенью последовательности во многих государствах. В частности, в завоевавших независимость в конце XVIII в. Соединенных Штатах Америки этот принцип был положен в основу государственной системы и осуществляется довольно последовательно и успешно.

В любой стране реализация принципа разделения властей имеет свои особенности, часто значительные. Это в полной мере относится и к Российской Федерации. Специфика нынешней российской системы разделения властей проявляется, в частности, в особенностях положения Президента РФ в системе органов государства. Такое положение характерно для смешанных (прези-дентско-парламентских) форм правления. В республиках, входящих в состав России, также существует разделение властей.

Статья 10 Конституции РФ

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Комментарий к Статье 10 Конституции РФ

1. Принцип разделения властей был воспринят конституционным правом России в 1992 г. в связи с внесением изменений и дополнений в Конституцию 1978 г. С учетом практики жесткого противостояния законодательной и исполнительной власти, приведшего к событиям 3-4 октября 1993 г. и роспуску Съезда народных депутатов и Верховного Совета, Конституционное совещание иначе, чем это традиционно истолковывалось конституционно-правовой доктриной или закреплялось в ранее действовавшей Конституции, сформулировало содержание этого принципа. В частности, речь идет теперь не о параллельно существующих и абсолютно независимо друг от друга развивающихся властях, а об их взаимодействии и сотрудничестве и даже единстве, в рамках которого сохраняются и конституционно обеспечиваются различие и самостоятельность органов, осуществляющих законодательную деятельность, управление и правосудие. Такое видение разделения властей согласуется с тем, что единственным источником, из которого проистекают все власти, и носителем воплощаемого ими суверенитета является многонациональный народ России, как это провозглашено в преамбуле и структурировано статьей 3 Конституции Российской Федерации (Постановление КС РФ от 11.12.1998 N 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции»*(44)).

Иными словами, в отечественной конституционной практике понятие разделения властей равнозначно понятию организационного обособления властей. Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент, исполнительную — Правительство, судебную — суды РФ. При этом согласно комментируемой статье государственная власть едина, но функции ее — законодательство, управление и правосудие — осуществляются различными органами, каждый из которых может выполнять, и в практике российского конституционализма и конституционной практике иных государств действительно выполняет, отдельные полномочия, с точки зрения классических представлений о разделении властей входящие в компетенцию других органов.

В связи с этим следует учитывать трансформацию содержания разделения властей в процессе исторического развития этой доктрины и практики ее конституционного воплощения, а также особенности ее отражения в конституционном законодательстве различных государств. В частности, Президент РФ, являясь главой государства, не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти. Напротив, именно он согласно Конституции (см. комментарий к ст. 80) олицетворяет единство государственной власти и выполняет в силу занимаемого им в иерархии государственной власти места координационную и интеграционную функции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Одновременно, и в этом диалектика конституционно-правового статуса Президента, он фактически и юридически «присутствует» во всех властях. Глава государства издает нормативные указы (см. комментарий к ст. 90), которые в отдельных случаях выполняют роль первичных правовых регуляторов, контролирует Правительство (см. комментарии к ст. 83, 111, 113, 115-117), выполняет отдельные квазисудебные функции (см. комментарий к ст. 85). Принцип разделения властей, как он закреплен в Конституции, не препятствует существованию так называемой «избирательной власти», осуществляемой Центральной избирательной комиссией РФ и иными избирательными комиссиями, а также Прокуратурой (см. комментарий к ст. 129), наделенной достаточно широкими полномочиями.

Таким образом, принцип разделения властей нельзя абсолютизировать. Нигде в мире эта теория в том виде, в каком она была сформулирована Монтескье, не нашла абсолютно последовательного закрепления в действовавших в прошлом или действующих в настоящее время конституциях Абстрактная формула разделения властей немедленно подвергалась ревизии всякий раз, как только она соприкасалась со стратегическими интересами различных социальных и политических сил, уровнем правовой культуры народа и его политическим менталитетом, традициями общества и его готовностью противостоять авторитаризму, мерой демократизма политиков и другими обстоятельствами, т.е. с реальной действительностью, далеко не всегда укладывающейся в теоретические построения, даже если они соответствуют самой строгой логике.

При этом следует учитывать, что разделение властей относится к числу общих принципов демократического правового федеративного государства; закрепленное в Конституции в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, оно обязательно не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в субъектах РФ (см. Постановление КС РФ от 18.01.1996 N 2-П).

2. Ведущее место в системе разделения властей принадлежит народному представительству. Статусы исполнительной и судебной властей отличаются тем, что они юридически устанавливаются властью законодательной. Доминирующее положение законодательной власти обусловливается тем, что органы исполнительной и судебной власти, будучи самостоятельными в осуществлении своей компетенции, могут функционировать лишь в пределах Конституции и действующего права, их деятельность является подзаконной; при этом, однако, сам закон, поскольку он адекватен требованиям принципа разделения властей, должен установить такое распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, которое взаимно уравновешивало бы их и обеспечивало самостоятельность в осуществлении возложенных на них функций. Данный принцип не допускает сосредоточение функций различных ветвей власти в одном органе.

Сказанное означает, что законодатель сам не свободен от соблюдения собственных законов. Его деятельность также подчинена Конституции и законам, однако он вправе с соблюдением установленных в Конституции правил и процедур и в пределах предусмотренной ею дискреции вносить в них изменения, по-новому урегулировать те или иные общественные отношения, расширить или, напротив, сузить сферу правового регулирования, направив тем самым деятельность исполнительной и судебной власти в новое русло.

Таким образом, закон обязателен не только для подвластных, но и для самого государства в лице его органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их должностных лиц. Односторонние обязательства абсолютного государства, возлагаемые на подвластных, в условиях конституционного государства и разделения властей трансформируются в нормы, содержащие не только взаимные обязательства, но и права. Индивид является не только обязанной стороной, но и обладает правами, которым соответствуют обязанности государства в лице его органов и должностных лиц.

Иными словами, разделение властей означает в политических и правовых условиях РФ разграничение государственных функций, реализация которых не сливается в одном лице или органе; напротив, эти функции осуществляются вполне самостоятельными органами, действующими в соответствии с предписаниями закона, а не по личному усмотрению или произволу, и связанными юридическими обязательствами по отношению к индивидам в виде неотъемлемых прав человека и гражданина.

В различных государствах конституционное регулирование принципа разделения властей отличается существенным своеобразием. Например, законодательные органы РФ осуществляют не только функцию законодательства, но и в соответствии с Конституцией выполняют некоторые задачи управления и даже правосудия. В частности, речь идет о ратификации и денонсации международных договоров, принятии решений по вопросам национально-государственного устройства, об отрешении от должности Президента. Располагая некоторыми полномочиями по проверке результатов выборов, законодательная власть и в целом вся представительная система затрагивает сферу правосудия.

Исполнительная власть, в свою очередь, осуществляет некоторые функции законодательства в виде полномочий по изданию актов, имеющих нормативное значение, а также по заключению международных договоров, вступающих, однако, в силу после их ратификации парламентом, поскольку это установлено Конституцией и развивающим ее положения в данной части Законом о международных договорах РФ. Охрана и защита прав граждан, осуществляемая исполнительными органами при разрешении поступающих в эти органы жалоб на нарушение конституционных и иных прав граждан, близка к правосудию.

Наконец, судебная власть также в состоянии оказывать влияние на законодательство, в частности, в процессе осуществления Конституционным Судом, Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом принадлежащей им в пределах их ведения законодательной инициативы. Конституционный Суд, признавая законодательные акты или их отдельные положения неконституционными, что влечет утрату ими юридической силы (см. комментарий к ст. 125), тем самым выступает в качестве «негативного законодателя». Судебные органы (суды) осуществляют также некоторые исполнительные функции, в частности при осуществлении надзора за деятельностью нижестоящих судов, в организации учета и пр.

Иными словами, конституционный принцип разделения властей в том виде, в каком он закреплен в Конституции, не препятствует распределению некоторых прав, в силу их юридической природы присущих одной из властей, между органами другой власти. Подобное распределение служит гарантией от разрыва между властями, способствует формированию действительного равновесия, баланса властей, является частью механизма их взаимодействия.

3. Данный принцип имеет определяющее значение при установлении компетенции органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ. Он препятствует такому истолкованию полномочий того или иного органа государственной власти, которое может привести к утверждению самодовлеющего характера одной из частей единой государственной власти.

Нормативное содержание закрепленного в комментируемой статье положения многозначно: по внутреннему смыслу Конституция исходит из единства государственной власти в Российской Федерации (см. комментарий к ст. 3); рассматриваемая норма фиксирует разграничение властных полномочий между различными органами власти, устанавливает самостоятельность этих органов в осуществлении возложенных на них полномочий и недопустимость их вторжения в сферу ведения и компетенцию друг друга.

Таким образом, ст. 10 Конституции закрепляет функциональный («государственная власть осуществляется. «) и организационный («государственная власть осуществляется на основе. «, «органы законодательной исполнительной и судебной власти самостоятельны») аспекты разделения государственной власти. Кроме того, в комментируемой статье установлено, что данный принцип распространяется на всю систему государственной власти в Российской Федерации как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, которые нередко модифицируют его с учетом исторических, национальных и иных особенностей. Однако такая модификация никогда не может простираться за пределы основ конституционного строя РФ и общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных Законом об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

В частности, в своем Постановлении от 18.01.1996 N 2-П Конституционный Суд РФ, подчеркнув значение принципа разделения властей для организации государственной власти в субъектах РФ, отметил, что разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно их взаимодействие.

Органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.

Недопустимо также устанавливать нормы, ставящие исполнительную власть в подчиненное по отношению к представительному органу положение. К нарушению баланса властей в сфере законотворчества приводят принятие и промульгация (подписание и обнародование) законов одним и тем же органом. Право главы администрации подписать и обнародовать закон, а также его право вето в отношении принятого закона может уравновесить закрепление порядка преодоления вето главы администрации законодательным органом.

В силу этого положения учредительного акта субъекта РФ, согласно которым законы, принятые законодательным органом, подписываются его председателем, обнародуются законодательным органом, если глава администрации в установленный срок не обнародует и не отклонит закон, что исключает необходимость подписания законов главой администрации, не соответствуют Конституции, содержащимся в ней принципам единства государственной власти (ч. 3 ст. 5) и разделения властей (ст. 10).

Само по себе право законодателя на участие в формировании исполнительного органа власти как один из элементов системы сдержек и противовесов, дающий законодателю возможность влиять на исполнительную власть, не противоречит основам конституционного строя. В то же время положение устава об освобождении от должности заместителей главы и руководителей органов администрации лишает ее возможности действовать в качестве самостоятельного исполнительного органа государственной власти в условиях разделения властей.

Вместе с тем сопряжение закрепленного в комментируемой статье принципа конституционного строя РФ с организацией и функционированием именно государственной власти, рассматриваемое сквозь призму ст. 12 Конституции (см. комментарий к ст. 72), означает, что он не распространяется на местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти.

4. Принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную конкретизируется в последующих главах и статьях Конституции, определяющих полномочия и характер взаимодействия Президента, Федерального Собрания и его палат, Правительства и судов РФ, а также разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов, в федеральных конституционных и федеральных законах, законах субъектов РФ.

В связи с этим правоприменители должны исходить не из абстрактной формулы разделения властей, выработанной конституционно-правовой доктриной, а основывать свои решения на том видении этого принципа, которое выражено в действующей Конституции, как это установлено в более чем 200 решениях Конституционного Суда РФ, в которых он опирался на комментируемую статью Основного Закона. Иными словами, закрепленный в ст. 10 Конституции принцип не может быть истолкован в отрыве от положений, содержащихся в последующих главах и статьях Конституции; в свою очередь последующие положения Конституции не могут быть истолкованы и применены в отрыве от принципа разделения государственной власти и иных принципов конституционного строя, закрепленных в гл. 1 Конституции.

Нарушение принципа разделения государственной власти, вторжение органов государственной власти в компетенцию друг друга — основа конституционных споров, разрешаемых Конституционным Судом. Закон о Конституционном Суде РФ обязывает этот орган рассматривать споры между органами государственной власти (см. комментарии к ст. 125 и 85) о компетенции исключительно с точки зрения установленного Конституцией разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти, а также с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ.

Кроме того, Конституционный Суд, рассматривая дела о соответствии Конституции нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними, не вступивших в силу международных договоров, всегда устанавливает соответствие этих актов Конституции с точки зрения установленного Конституцией разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения компетенции между органами государственной власти.

5. Федеративное устройство России предопределяет еще один аспект принципа разделения властей, выводимый из его взаимосвязи с принципом федерализма: раздельное осуществление функций государственной власти на двух уровнях отечественной федеративной системы. Иными словами, принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предопределяет в этом смысле не только организацию государственной власти в субъектах РФ, но и взаимодействие двух уровней единой федеративной системы — Федерации и ее субъектов в лице соответствующих органов. Речь при этом идет не только о разграничении предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов (см. комментарии к ст. 71-73) и обязанности субъектов РФ при определении организации государственной власти и ее функционирования исходить из указанного принципа, но и о системном единстве государственной власти в Российской Федерации, из которого, если такое единство не сводить к соподчинению образующих указанную систему органов, вытекает признание единства системы народного представительства, единства исполнительной власти и единой судебной системы.

Однако такое единство в силу принципа федерализма никогда не может (не должно) простираться до тождества. Разделение властей по вертикали, поскольку оно предполагает наличие наряду с властью Федерации власти субъектов Федерации, действующих в отнесенных к их ведению сферах независимо и самостоятельно, является немаловажной гарантией принципа демократического правового федеративного государства с республиканской формой правления, которым связаны все ветви власти.

Полномочия законодательной исполнительной и судебной власти

§ 16. Законодательная, исполнительная, судебная власть в Российской Федерации

Разделение властей. Сосредоточение власти в руках одного человека или узкого круга лиц — представителей одной, чаще всего исполнительной, ветви власти, — как правило, ведёт к тирании. Поэтому в демократических государствах возобладал принцип разделения властей, суть которого в том, что три ветви власти — законодательная (представительная), исполнительная и судебная — должны быть самостоятельны, независимы одна от другой, не подчиняться друг другу, не пытаться «подмять» под себя «власть-соперницу». Противоречия между основными ветвями власти неизбежны, но они должны разрешаться цивилизованным путём, на правовой, конституционной основе, не приводить к конфликтам, общественно-политическим взрывам. Принцип разделения властей закреплён в ст. 10 Конституции РФ.

Законодательная власть. Российская Федерация — государство с республиканской формой правления. Это означает, что высшим законодательным (представительным) органом государственной власти является собрание, в европейской политической традиции именуемое парламентом.

Многовековая история развития и совершенствования парламентского правления обусловила такое политико-правовое явление, как парламентаризм. Парламентаризм — система организации и функционирования верховной государственной власти в демократических государствах, отличающаяся разделением законодательных и исполнительных функций при ведущем положении парламента. При парламентаризме правительство образуется и контролируется парламентом. Парламентаризм означает высшую степень независимости парламента от правительства.

Парламент (фр . parler — говорить) — общенациональное представительное учреждение, которое осуществляет законодательные функции. Современные парламенты — наследники сословно-представительных учреждений, возникших в XII—XIV вв.

В России парламент называется Федеральным Собранием и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации от каждого субъекта Российской Федерации делегируются по два представителя. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Она избирается сроком на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (кроме лиц, специально оговоренных в законе). Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью: не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления и т. п.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. Для контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счётную палату.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя и его заместителей.

Конституция чётко разделяет функции обеих палат Федерального Собрания. Так, к ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами её территории; назначение выборов Президента Российской Федерации; отрешение Президента от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и др.

К ведению Государственной Думы РФ относятся: принятие законов, дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности и др.

Конституция устанавливает основания роспуска Государственной Думы: она может быть распущена после трёхкратного отклонения ею кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации, представленных Президентом Российской Федерации, в случае повторного (в течение 3 месяцев) выражения недоверия Правительству Российской Федерации либо в результате рассмотрения Государственной Думой вопроса о доверии Правительству Российской Федерации, поставленного по инициативе Председателя Правительства.

Президент Российской Федерации. Президент — выборный глава государства в большинстве современных государств с республиканской формой правления. В президентских республиках помимо статуса главы государства в целом президент является также и главой исполнительной власти.

По Конституции РФ, Президент Российской Федерации является главой государства. Как глава государства, он призван обеспечивать единство государственной власти, согласованность её отраслей, устойчивость страны. Он обеспечивает и направляет деятельность всех федеральных государственных органов, координирует их функции.

Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Как гарант Основного Закона он обладает правом законодательной инициативы, что позволяет ему приводить в соответствие с положениями Конституции текущее законодательство. Он обладает правом вето на стадии подписания федеральных законов, вправе приостанавливать действие правовых актов, противоречащих Конституции.

Президент РФ представляет Россию внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления её внутренней и внешней политики. В течение шести лет — срока своего пребывания на посту — он участвует в формировании Правительства РФ, состава Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, назначении Председателя Центрального банка РФ, предлагает кандидатуру Генерального прокурора РФ, формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооружённых Сил РФ, назначает и отзывает послов. Президент РФ назначает выборы Государственной Думы, может распустить её в случаях, предусмотренных Конституцией, назначает референдумы, вносит законопроекты, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране.

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ. Он решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами, присваивает почётные звания России, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование.

Президент РФ обладает неприкосновенностью. Он прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности.

Исполнительная власть. Высший федеральный орган России, осуществляющий исполнительную власть, — Правительство Российской Федерации . В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместитель и федеральные министры.

Порядок формирования Правительства Российской Федерации таков. Президент РФ назначает Председателя Правительства с согласия Государственной Думы. Если Государственная Дума трижды отклонит представляемую Президентом кандидатуру, Президент распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Председатель Правительства представляет Президенту список органов исполнительной власти и предлагает ему кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров.

Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе бюджет и обеспечивает его исполнение; обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, образования, здравоохранения и т. д.; осуществляет управление федеральной собственностью; принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; осуществляет меры по обеспечению законности, прав человека и др.

Если Правительство РФ неудовлетворительно справляется со своими обязанностями, его полномочия могут быть прекращены досрочно. Процедура досрочного прекращения полномочий Правительства РФ осуществляется следующим образом: Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ; Президент может принять решение об отставке Правительства; Государственная Дума может большинством голосов выразить недоверие Правительству (в этом случае Президент может принять решение об отставке Правительства или не согласиться с решением Государственной Думы). После повторного выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент либо принимает решение о его отставке, либо распускает Государственную Думу.

Судебная власть. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Подавляющее большинство дел рассматривается районными, городскими, областными судами. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи неприкосновенны, независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел во всех судах открытое. В судопроизводстве осуществляются принципы состязательности и равноправия сторон. Предусмотрено участие присяжных заседателей в судопроизводстве — в случаях, предусмотренных федеральным законом. Присяжные заседатели участвуют, например, в рассмотрении дел о тяжких преступлениях.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие её судебную систему.

К федеральным судам относятся:

  • Конституционный Суд РФ ;
  • Верховный Суд РФ , верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции .

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ; мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Мировые судьи рассматривают не очень сложные гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Конституционный Суд Российской Федерации (19 судей) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ и др. Конституционный Суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ; проверяет конституционность закона, применяемого в конкретном деле; даёт толкование Конституции РФ и т. д.

Являясь высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции (общегражданских и военных) и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный суд РФ рассматривает отнесённые к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Районный суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории судебного органа.

Прокуратура Российской Федерации. Прокуратура РФ не входит в систему судебной власти. Она выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей.

Прокуратура образует самостоятельную единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генерального прокурора РФ назначает Совет Федерации по представлению Президента. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором по согласованию с её субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором России.

Являясь важным органом укрепления законности и охраны правопорядка, Прокуратура РФ осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на её территории законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Она приводит в исполнение уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными законодательством РФ, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности и т. д.

Прокуратура независима от федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Как принимаются законы? Конституция строго регламентирует порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации. Правом законодательной инициативы обладают несколько десятков лиц, ряд органов и организаций. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа её депутатов (если иное не предусмотрено Конституцией РФ). Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Сложнее процедура принятия федерального конституционного закона. Он считается принятым, если одобрен большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент за это время отклоняет его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный федеральный закон.

Думаем, сравниваем, делаем выводы

1. В политических дискуссиях неоднократно отмечались противоречия в системе разделения властей, закреплённой в российской Конституции, её асимметричность и несбалансированность. В центре внимания при анализе российской модели разделения властей были чрезмерные, по мнению её критиков, полномочия Президента и фактически полная неподконтрольность исполнительной власти Федеральному Собранию. Согласны ли вы с такой критикой? Какие положения Конституции подкрепляют эту точку зрения и почему?

2. Существует точка зрения, согласно которой сильная президентская власть наиболее соответствует историческим особенностям развития России и способствует развитию страны в дальнейшем. Согласны ли вы с этим тезисом? Подтвердите или опровергните его.

3. Чем обусловлено наличие в России двухпалатного парламента? Зачем необходимо наличие верхней палаты — Совета Федерации?

4. Прокуратура РФ выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. Чем обусловлен особый правовой статус прокуратуры? Какова роль прокуратуры в современном Российском государстве?

5. Французский мыслитель Ж. Ж. Руссо выступал с критикой теории разделения властей. Руссо считал, что «законодательная, исполнительная и судебная власти — особые проявления единой власти народа». Системе разделения властей Руссо противопоставил идею разграничения функций органов государства.

Можно ли сейчас согласиться с подобной точкой зрения?