Система органов государственной власти в рф на федеральном уровне

Оглавление:

29. Система органов государственной власти РФ

29. Система органов государственной власти РФ

Конституцией в ст. 10 закреплен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Это влечет за собой создание государственных органов, представляющих каждую из ветвей власти (п. 2 ст. 11 Конституции РФ). Статья 11 Конституции РФ, п. 1 гласит, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

На федеральном уровне система государственных органов выглядит следующим образом:

1) законодательная власть – Федеральное Собрание РФ является высшим представительным, постоянно действующим органом РФ. Оно состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, которые заседают раздельно Основная функция – формирование законодательства страны;

2) исполнительная власть – Правительство РФ возглавляет систему органов исполнительной власти РФ. Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства – Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Основное направление деятельности – исполнение законодательных актов. Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; управляет федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации, а также меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;

3) судебная власть – Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, Генеральная Прокуратура РФ. Главная задача – обеспечение легитимности, осуществление правосудия на основании законов и в определенной законом форме.

Центральное место в политической системе принадлежит главе государства – Президенту РФ. Согласно ст. 80 Конституции Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Особенностью государственной системы власти Российской Федерации является тот факт, что Президент России входит в структуру государственной власти, но в то же время он не включен в систему разделения властей. Главной его задачей является обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех органов ветвей власти.

Похожие главы из других книг

44. Производство по делам об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления

44. Производство по делам об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления,

20. Система органов государственной власти России

20. Система органов государственной власти России Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей, согласно которому государственные органы подразделяются на три вида: органы законодательной, исполнительной и

43. Система высших органов государственной власти и управления Китая

43. Система высших органов государственной власти и управления Китая Система высших органов государственной власти и управления Китая основана на Конституции КНР и представляет собой систему органов: Председатель КНР, Всекитайское собрание народных представителей с

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ СТАТЬЯ 4. Полномочия органов

СТАТЬЯ 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации

СТАТЬЯ 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации 1. К полномочиям органов государственной власти Российской

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 6. Полномочия органов государственной власти

СТАТЬЯ 30. Порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием

СТАТЬЯ 30. Порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием 1. Установленная статьями 28 и 29 настоящего Закона компетенция в области образования федеральных органов государственной власти, федеральных органов

Раздел XV ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ АВТОРИТЕТА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЙ ГРАЖДАН

Раздел XV ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ АВТОРИТЕТА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЙ

6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти

6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти Система государственных органов власти Киевской Руси:1) Великий киевский князь;2) удельные князья;3) представительный орган – всенародное вече;4) совещательный

68. Система высших органов государственной власти и управления

68. Система высших органов государственной власти и управления К системе высших органов государственной власти и управления относятся Всекитайское собрание народных представителей, его Постоянный комитет, Председатель КНР, Государственный совет, Верховный народный

12. Формы и методы взаимодействия органов государственной власти и органов МСУ. Ограничения самостоятельности МСУ

12. Формы и методы взаимодействия органов государственной власти и органов МСУ. Ограничения самостоятельности МСУ Взаимодействие – это согласованная деятельность организационно неподчиненных органов и подразделений для решения своих задач и достижения целей.Формами

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ Статья 9. Полномочия Президента Российской

Вопрос 3 Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления

Вопрос 3 Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления Бюджетные полномочия — это права и обязанности органов государственной власти и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений,

80. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации

80. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации В соответствии с Конституцией РФ деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:1) государственная и территориальная

Статья 154. Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований)

Статья 154. Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований) 1. Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований)

29. Система органов государственной власти РФ

29. Система органов государственной власти РФ Конституцией в ст. 10 закреплен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.Это влечет за собой создание

Система органов государственной власти. Система органов государственной власти Российской Федерации

Система органов власти в РФ функционирует на базе принципов, которые могут иметь как признаки схожести с зарубежными моделями, так и обуславливать обособленность российской концепции организации политического управления. Какова специфика деятельности государственной власти в нашей стране? Каковы основные принципы взаимодействия федеральных и региональных политических институтов?

Определение системы

Что такое система органов государственной власти? В соответствии с распространенным определением, под ней следует понимать совокупность властных структур, посредством которых политические институты осуществляют свои ключевые функции: издание и исполнение законов, ведение внешней и внутренней политики, развитие экономики. Если говорить о демократических режимах, то система органов государственной власти функционирует благодаря механизмам, в рамках которых осуществляется смена и обновление соответствующих политических структур, таких как, например, плюралистическая партийная модель или же альтернативность выборов в рамках нескольких кандидатур.

Особенности российской системы

Система органов государственной власти в РФ функционирует на основе ряда принципов, которые в некоторых аспектах обобщают ее с зарубежными образцами, но в то же время обуславливают также и заметную ее обособленность. В числе принципов, общих между российской и западными политическими системами — разделение властей. Дело в том, что органы, осуществляющие государственную власть в демократических режимах, подразделяются на те, что отражают законотворческий аспект деятельности, те, что функционируют в качестве исполнительных, а также те, что выполняют судебные функции.

Среди специфических для РФ принципов деятельности структур политического управления некоторые эксперты выделяют единство системы власти. Дело в том, что во многих других государствах функции и полномочия органов государственной власти на уровне политического центра могут осуществляться на основе алгоритмов, значительно отличающихся от тех, что свойственны, к примеру, процессам на уровне субъектов (штатов, земель).

В России схемы организации власти на всех уровнях в целом очень схожи. Вместе с тем стоит отметить, что, согласно Конституции страны, местное самоуправление в РФ отделено от государственного. Эта схема также реализована и во многих других странах, где муниципалитеты функционируют в достаточной мере независимо от столичных политических институтов. Но местные органы государственной власти так или иначе подотчетны центру. С муниципальными структурами они взаимодействуют, как правило, в рамках критериев, обуславливающих разграничение полномочий.

Классификация органов власти

Рассмотрим то, каковы критерии классификации политических структур, в рамках которых в РФ функционирует система государственного управления. Так, выделяются, в частности, выборные органы государственной власти Российской Федерации (это Госдума, Президент, законодательные органы в регионах), а также те, которые формируются на основе принципов, заложенных в законодательстве о государственной службе, трудовом праве.

Другое основание для классификации органов власти — природа нормативной основы. Так, есть структуры, которые учреждаются на уровне Конституции РФ и регионов (или же, если речь идет об областях, базируются на Уставах), а есть те, что формируются в силу закона (например, это избирательные комиссии), в силу актов Президента России или постановлений Правительства, а также иных источников права на уровне распоряжений министерств.

По составу органы государственной власти Российской Федерации бывают единоличными — в лице Президента или глав регионов, а также коллективными (исполнительные органы). В зависимости от уровня политического процесса выделяются федеральные структуры или же соответствующие институты на уровне субъектов РФ. Касательно органов первого типа: это Президент, Федеральное собрание (которое состоит из двух разноуровневых палат, верхней — Совета Федерации и нижней — Госдумы), Правительство, а также высшие судебные органы.

На уровне субъектов система органов государственной власти определяется, согласно законодательству, самостоятельно, но при обязательном соответствии тем правовым нормам, которые предусмотрены Конституцией России. В регионах РФ есть, таким образом, законодательная, дополняющая ее исполнительная, а также судебная власть, структура которых в целом схожа с моделью, принятой центром. Рассмотрим, каковы особенности российской модели разделения властей.

Законодательные органы

Система органов государственной власти в России, если говорить о ее законодательной ветви, представлена следующими ключевыми структурами:

  • Федеральное собрание;
  • законодательные, народные, областные государственные собрания (парламенты) в субъектах РФ.

Основная специфика данных органов в том, что их (полностью или в рамках какой-либо палаты) во всех случаях избирает население конкретного региона или страны в целом. Исключение — высший орган государственной власти в рассматриваемой ее ветви, т. е. Федеральное Собрание.

Народом избирается состав только нижней ее палаты — Госдумы. Верхняя, Совет Федераций, формируется по принципу назначения деятелей на соответствующую должность. Можно отметить, что принимающие законы органы государственной власти субъектов федерации прямо не подотчетны Федеральному Собранию. Это, как отмечают аналитики, во многом является следствием их выборной природы. Те правовые акты, которые принимаются в регионах, должны в первую очередь соответствовать локальным интересам населения.

Исполнительные структуры

Система государственных органов исполнительной власти в России также представлена на нескольких уровнях. На федеральном — это Правительство РФ, на региональном — президенты и главы субъектов РФ, локальные правительства, министерства.

При этом все исполнительные структуры в регионах подотчетны центру. И в этом их отличие, к примеру, от законодательной ветви власти, в которой парламенты субъектов РФ не находятся в прямой зависимости от Федерального Собрания. Место и роль Президента РФ в соотношении с функциями исполнительных органов — предмет частых дискуссий. Чуть позже мы рассмотрим соответствующий аспект.

Судебная власть в РФ

Данная ветвь власти в РФ включает суды, представленные в рамках следующих видов учреждений:

  • Конституционный Суд России;
  • Верховный и иные федеральные суды;
  • органы в субъектах.

В совокупности все структуры в рамках соответствующей ветви власти формируют судебную систему России.

Органы власти вне системы?

Некоторые эксперты отмечают, что система органов государственной власти в РФ на федеральном уровне включает в себя структуры, которые достаточно сложно соотнести с другими в аспекте подчиненности или разграничения полномочий. Так, например, Прокуратура России рассматривается многими аналитиками как независимый орган власти. Схожая оценка присутствует и в отношении Центробанка РФ. Хотя в обоих случаях распространенная точка зрения находит возражения в экспертной среде.

Некоторые аналитики считают, что система органов государственной власти РФ должна быть реформирована таким образом, чтобы ни одна из политических структур не была вне юрисдикции трех основных ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. Также можно отметить, что система органов государственной власти РФ включает структуры, которые призваны выполнять вспомогательные или же, например, совещательные функции, дополняющие деятельность основных политических структур. К ним относятся, в частности, Администрация Президента и Совет Безопасности РФ.

Полномочия Президента РФ

Соотношение полномочий главы государства и Правительства РФ — частый повод для дискуссий. Многие эксперты считают, что Президент РФ — не просто высший орган государственной власти, но и фактический руководитель исполнительной ветви, а также всей системы политического управления государства. И это несмотря на то, что его полномочия в достаточной степени ограничены Конституцией. Таким образом, если следовать этой точке зрения, федеральные органы государственной власти, относимые к исполнительным, представлены сразу несколькими субъектами управления — Президентом и Правительством.

В соответствии с Конституцией РФ, глава государства призван осуществлять общее руководство в отношении Правительства. Вместе с тем схожие полномочия есть у Премьер-Министра РФ, возглавляющего соответствующую исполнительную структуру. Говоря, таким образом, о принципе единства в системе государственной власти России, некоторые эксперты склонны понимать это явление как выраженную вертикальную субординацию, в данном случае наблюдаемую при взаимодействии Президента РФ и Правительства страны. Распространена и такая точка зрения, что глава российского государства не входит ни в одну из трех ветвей власти. Это обусловлено, полагают эксперты, спецификой его полномочий, определенных на уровне различных правовых актов.

Президент РФ — источник власти, как считают многие аналитики, предполагающий подотчетность ему большинства других структур политического управления. И потому от того, насколько эффективно ведет свою работу глава государства, зависит качество функционирования всей системы власти. Рассмотрим специфику полномочий Президента РФ подробнее.

Специфика деятельности Президента РФ

Согласно распространенной точке зрения, основывающейся на положениях Конституции РФ и иных законов, основная политическая роль Президента России — в согласовании функций других органов государственной власти, которое позволяет эффективно работать всему механизму политического управления.

Каковы ключевые направления деятельности Президента РФ? Прежде всего глава государства непосредственным образом участвует в процессе, в рамках которого формируются федеральные органы государственной власти. Также Президент РФ — один из субъектов законотворческой инициативы. Многие законы, обсуждаемые в Федеральном Собрании, инициируются главой государства.

В числе важнейших полномочий Президента РФ — обеспечение эффективного функционирования исполнительных органов власти. Собственно, данный аспект деятельности главы государства дает повод многим экспертам считать, что Президент — это также субъект исполнительной ветви.

Значимая роль главы государства в аспекте функционирования политической системы в национальном масштабе, полагают аналитики, обусловлена другой важнейшей ролью Президента, которая прописана в законодательстве — обеспечением реализации полномочий федеральных органов на всей территории РФ.

В числе специфичных для главы государства полномочий — внешняя политика, а также решение ключевых вопросов национальной обороны. В этом смысле Президент РФ, как полагают многие эксперты — ключевая фигура в системе политической власти России.

Рассмотрим теперь примеры важнейших функций и полномочий главы государства РФ.

Функции и полномочия Президента РФ

В числе значимых функций, которые призван в силу закона выполнять Президент РФ — назначение выборов в нижнюю палату Федерального Собрания (по причине истечения полномочий депутатов или в силу роспуска Госдумы).

Другая важнейшая функция главы государства — подписывание федеральных законов. Ни один из актов соответствующего типа не вступит в силу, если глава государства не подпишет его. При этом Президент имеет право вето касательно федеральных законов.

Глава государства в России — один из ключевых субъектов бюджетного процесса. И это при несомненно высокой роли экономических структур в Правительстве. Президент РФ на практике может осуществлять соответствующий тип полномочий посредством издания бюджетных посланий в адрес компетентных органов власти.

Полномочия главы государства в России реализуются посредством учреждения ряда вспомогательных политических институтов. Таких как, например, Представительство Президента в Госдуме и Совете Федерации. Посредством данных структур деятельность органов государственной власти на уровне законотворческого процесса и работа главы российского государства могут осуществляться в рамках единых приоритетов в управлении страной.

Рассмотрим, в свою очередь, аспект, отражающий взаимодействие Президента и тех структур, которые традиционно принято относить к исполнительным. Как мы уже отметили выше, многие эксперты считают, что глава российского государства — субъект исполнительной ветви власти. Данный тезис аналитики считают возможным формулировать, исходя из следующих полномочий, которыми наделен Президент РФ:

  • Премьер-министр РФ, который возглавляет Правительство, назначается именно главой государства (однако при согласии Госдумы);
  • заместители Председателя Правительства, а также министры тоже назначаются Президентом (однако по предложению Премьер-министра);
  • Председатель Правительства обязан в течение недели после своего назначения представить именно главе государства предложение, отражающее структуру министерств;
  • Президент РФ вправе принимать решение, согласно которому Правительство может быть отправлено в отставку;
  • Глава государства вправе участвовать в заседаниях Правительства на правах председателя.

Также некоторые эксперты обращают внимание на формулировки в 115-й статье Конституции РФ. Там, в частности, сказано, что Президент РФ может отменять правовые акты, издаваемые Правительством, если они противоречат основному закону страны, федеральным источникам, а также указам главы государства.

Другой аспект влияния Президента РФ на структуры исполнительной власти прослеживается в вопросах обороны. Согласно Конституции РФ, глава государства также наделен полномочиями Главнокомандующего армии. То есть посредством указов Президент РФ может принимать решения в рамках компетенций, свойственных для Минобороны и иных органов, деятельность которых релевантна соответствующей группе вопросов.

То, как Президент РФ взаимодействует с законодательным и исполнительными органами, мы рассмотрели. Теперь же затронем аспект, касающийся соотношения полномочий главы российского государства и судебных структур. В отношении них Президент РФ вправе:

  • предоставлять Совету Федерации кандидатуры судей в КС РФ;
  • назначать судей ряда федеральных судебных структур, а также учреждений общей юрисдикции, арбитражей, военных инстанций (по представлению Председателя Верховного Суда;
  • издавать указы, в соответствии с которыми осуществляется материально-техническое обеспечение учреждений в рамках соответствующей ветви власти;
  • принимать решения о помиловании.

Таким образом, мы видим, что Президент РФ — субъект государственной власти, деятельности которого свойственна исключительно широкая группа полномочий.

Аспекты единства

В российской экспертной среде также присутствует дискуссия относительно того, что такое единство системы органов власти. Выше мы обозначили, что под этим явлением чаще всего подразумевается единообразие ключевых принципов организации политического управления, а также подотчетность многих региональных органов власти федеральным.

Основной предмет дискуссии в среде экспертов — разграничение полномочий между различными управленческими структурами. Несмотря на то что органы государственной власти местного самоуправления, согласно Конституции РФ, должны функционировать отдельно от государственных, на практике встречаются случаи, когда ключевые решения на уровне политических процессов в муниципалитетах принимают именно государственные исполнительные органы (которые, в свою очередь, подотчетны федеральным).

Система органов государственной власти в рф на федеральном уровне

. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ (В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ) — СОВОКУПНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ПОЛИТИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ, П

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по правоведению. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по правоведению — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.

Похожие вопросы

  • . органовгосударственнойвластиРФ. принципразделения.
    Если приложение не запускается на вашем телефоне — воспользуйтесь этой формой. СистемаоргановгосударственнойвластиРФ. Принципразделениявластей.
  • Правоведение — СистемаоргановгосударственнойвластиРоссии
    Государственнаявласть в РоссийскойФедерации осуществляется на основе принципаразделениявластей, согласно которому государственные
    К государственныморганам отнесен также Президент РФ, который занимает особое место в системеразделениявластей.
  • . муниципальное управление — Системаоргановгосударственнойвласти.
    СистемаоргановгосударственнойвластиРоссии. Государственнаявласть в РоссийскойФедерации осуществляется на основе принципаразделениявластей, согласно которому
    Частью 1 ст. 11 Конституции РФ предусмотрены следующие органыгосударственнойвласти
  • . управление — Понятие, правовой статус органагосударственнойвласти
    4) разделениевластей (ст. 10, 11 Конституции РФ); 5 законность (ст. 15 Конституции РФ)
    Принцип федерализмавыражается в единстве системыгосударственнойвласти, разграничении предметов ведения и полномочий между органамигосударственнойвласти.
  • . управление — Органы исполнительной власти субъектов РФ
    Формирование системыорганов исполнительной власти республики, края, области и других субъектов РФ происходит в соответствии с
    В соответствии с конституционным принципомразделениягосударственнойвласти на законодательную, исполнительную и судебную.
  • Правоведение — ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ.
    СистемаоргановгосударственнойвластиРФ. Принципразделениявластей. Конституцией в ст. 10 закреплен принципразделениягосударственнойвласти на законодательную, исполн.
  • Шпаргалки по правоведению
    СистемаоргановгосударственнойвластиРФ. Принципразделениявластей.
    Государственнаявласть в РоссийскойФедерации осуществляется на основе принципаразделениявластей, . подробнее ».
  • Шпаргалки по правоведению
    СистемаоргановгосударственнойвластиРФ. Принципразделениявластей.
    Государственнаявласть в РоссийскойФедерации осуществляется на основе принципаразделениявластей, . подробнее ».
  • Государственное и муниципальное управление — Федеративное устройство.
    СистемаоргановгосударственнойвластиРоссии. Государственнаявласть в РоссийскойФедерации осуществляется на основе принципаразделения вла.
    Субъекты, входящие в состав РФ, можно разделить на национально-государственные (республики).
  • Правоведение — Избирательные права граждан РФ
    СистемаоргановгосударственнойвластиРоссии. Государственнаявласть в РоссийскойФедерации осуществляется на основе принципаразделения вла. Загрузка. Скачать Получить на телефон.

найдено похожих страниц:10

1. Система органов государственной власти России двухуровневая и состоит из федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ. На первом уровне в РФ носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное Собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

2. Являясь главой государства, Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент РФ обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.

3. В отношении второго уровня сказано, что «государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти», что предполагает множественность моделей и форм государственных органов и обеспечивает самостоятельность субъектов РФ. При этом принципы формирования федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов РФ едины и основаны на требованиях части 3 статьи 5 Конституции РФ.

4. Еще одним важным конституционным принципом является принцип разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов Федерации. Разграничение может осуществляться двумя способами: конституционным (этот способ считается универсальным) и договорным, т.е. посредством заключения Федеративного или иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий (например, Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан от 15 февраля 1994 г. «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан»).

uristinfo.net

Как отмечалось выше, одна из главных функций любой кон­ституции состоит в устройстве государственной власти, т. е. в создании определенной системы органов государственной вла­сти. Создание такой системы предопределяет, что органы госу­дарственной власти действуют не обособленно друг от друга, а обеспечивают эффективность отправления функций государства, и прежде всего защиту прав человека, во взаимодействии.

Конституционная система власти включает в себя не только те органы государственной власти, которые названы в тексте Конституции. В нее входят и многие другие, создание которых вытекает из функций и полномочий конституционных органов. Система власти, таким образом, состоит из разветвленных под­систем, из большого числа соподчиненных органов разного уров­ня. И поскольку весь этот громадный вертикёпьный и горизон­тальный механизм властвования прямо или косвенно затрагивает права человека, очень важно иметь ясное представление о том, что собой представляет орган государственной власти и чем он отличается от разного рода органов, организаций и учреждений, которые с конституционно-правовой точки зрения органами го­сударственной власти не являются.

§ 1. Понятие органа государственной власти

Органы государственной власти обладают суммой определен­ных признаков, порождаемых природой и функциями государст­ва. Государство осуществляет свою деятельность через органы го­сударственной власти. Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Никакой орган государственной власти не может иметь задач и полномочий, идущих вразрез с функциями государства. Но для того чтобы добиться такого единства всех органов власти, государство создает строгий порядок организации и функционирования каждого органа, наделяет их определенными полномочиями. Каждый орган государствен­ной власти, таким образом, отличается от любого другого, но все вместе по сумме своих полномочий они олицетворяют единую государственную власть.

Понятие органа государственной власти складывается из со­вокупности трех основных признаков.

1. Каждый орган государственной власти создается в соответ­ствии с установленным конституцией, законами или другими правовыми актами порядком, что исключает возможность произ­вольного нагромождения органов власти. Так, Конституция РФ указывает, что в Российской Федерации на федеральном уровне государственную власть осуществляют Президент РФ, Федераль­ное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Пра­вительство РФ и суды России. Эти органы государственной вла­сти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изме­нения самой Конституции РФ. Однако одного конституционного упоминания о том или другом таком органе государственной вла­сти недостаточно, сама же Конституция РФ предусматривает, что порядок образования этого органа должен быть определен феде­ральным законом. Только федеральным законом или федераль­ным конституционным законом учреждаются органы судебной власти. Аналогичным образом (через конституции, уставы и за­коны) устанавливается порядок образования органов государст­венной власти субъектов РФ.

Порядок создания органа может предусматривать участие в создании не одного, а нескольких органов государственной вла­сти (например, аудиторы Счетной палаты назначаются поровну Государственной Думой и Советом Федерации). Органы государ­ственной власти могут создаваться, преобразовываться и ликви­дироваться не только законами, но и указами Президента РФ. Это касается органов исполнительной власти (аналогичное поло­жение в субъектах РФ).

2. Орган государственной власти наделен властными полно­мочиями, т. е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой го­сударства. Органы власти издают правовые акты, которые уста­навливают порядок использования гражданами тех или иных своих прав, регулируют отношения между гражданином и госу­дарством в определенной мере, на определенном уровне и в оп­ределенной области. Полномочия органа государственной власти образуют его компетенцию (круг предметов ведения), границы которой очерчиваются предельно четко для того, чтобы орган го­сударственной власти не превышал власти и не вторгался в сферу деятельности других органов государственной власти. Компетен­ция обычно устанавливается при самом создании того или иного органа законами, указами, положениями и другими нормативны­ми правовыми актами, хотя впоследствии она может этими же актами изменяться и дополняться.

Компетенция свойственна органу государственной власти как самостоятельному звену государства, она как раз и подчеркивает эту самостоятельность. Не имеют компетенции, как правило, внутренние подразделения органа государственной власти, вслед­ствие чего эти подразделения не могут рассматриваться как орга­ны государственной власти. В то же время в структурах исполни­тельной власти существуют самостоятельные подразделения (на­пример, Федеральное агентство морского и речного транспорта в Министерстве транспорта РФ), которые также являются органа­ми исполнительной власти.

3. Деятельность органов государственной власти осуществля­ется в формах и методами, установленными правовыми актами. Речь, конечно, идет только об основных формах и методах, по­скольку в повседневных действиях органа власти много делового обыкновения и согласительных методов решений. Однако ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибе­гать к действиям, выходящим за рамки допустимых организаци­онных форм и методов, особенно в отношении применения при­нудительных мер.

Из названных признаков органа государственной власти вид­но, что не каждое государственное учреждение или организация является органом государственной власти. Не является таковым, например, государственное предприятие, государственное учеб­ное заведение и т. д., хотя они тоже влияют на использование гражданином тех или иных своих прав и свобод. Но эти государ­ственные учреждения являются звеном соответственно какого-либо экономического министерства, государственного комитета по высшему образованию и др., которые сами выступают как ор­ганы государственной, а точнее, исполнительной власти.

Органы государственной власти состоят из выборных депута­тов или назначенных государственных служащих, облеченных определенными властными полномочиями. Но орган власти мо­жет быть и в лице одного человека. Такими являются Президент РФ, президенты республик и губернаторы (главы админист­раций) субъектов РФ, мировые судьи, Генеральный проку­рор РФ 1 , Уполномоченный по правам человека. Эти должностные лица действуют в силу конституций или законов и несут ответст­венность только перед теми, кто их избрал или назначил.

Наряду с органами государственной власти в Российской Фе­дерации действуют органы местного самоуправления. Эти органы обладают особой природой, они согласно Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти. Однако ука­занные выше три основных признака органа власти — опреде­ленный порядок создания, властные полномочия и определен­ный порядок деятельности — применимы и к органам местного самоуправления. Хотя самоуправление — это не государственная власть, но оно не может осуществляться без соответствующих ор­ганов (как бы их ни называть), наделенных определенной компе­тенцией, правом принимать обязательные решения, прибегать к принуждению и т. д.

Следует отметить, что в Конституции РФ наряду с наиболее часто применяемым термином «орган государственной власти» встречается термин «государственный орган» (ст. 33, 120). Трудно пока сказать, какой смысл вкладывается Конституцией РФ во второй термин; возможно, со временем конституционно-право­вая теория или практика Конституционного Суда РФ выявят его содержание. Пока же в обиходе и в литературе оба термина ис­пользуются как идентичные.

§ 2. Классификация органов государственной власти

В зависимости от критерия органы государственной власти могут быть классифицированы на несколько групп. Классифика­ция нужна не сама по себе, и не только для теории вопроса, она помогает уяснению специфики каждого органа государственной власти, пониманию причин их несхожести между собой. Класси­фикация раскрывает диалектическую связь единства и многооб­разия органов, отправляющих государственную власть.

1. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Отдельно стоят на этой «лестнице» органы местного самоуправления.

Федеральные органы, или органы государственной власти Российской Федерации, включают Президента РФ, Федеральное Собрание. Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Вер­ховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. а также орга­ны исполнительной власти (федеральные министерства и ведом­ства) и суды Российской Федерации. В систему органов государ­ственной власти субъектов РФ входят органы, создаваемые на основе Федерального закона, а также их конституциями (устава­ми) и законами. Не всегда органы субъектов РФ образуют еди­ную иерархическую структуру с органами государственной власти Российской Федерации. Такая единая система предусмотрена Конституцией РФ для судебной и исполнительной власти в оп­ределенных пределах и совершенно исключена для органов зако­нодательной власти. Некоторые органы государственной власти (например, прокуратура) не могут быть разбиты на федеральный и органы субъектов РФ в смысле полной самостоятельности по­следних, поскольку эти органы строятся на основе строгой цен­трализации.

Внутри федеральных органов государственной власти иногда выделяют так называемые высшие органы — Президента РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, имея в виду, что в подчинении у этих органов или про­сто в структуре взаимоотношений (у судов) есть и «низшие» ор­ганы. Но существуют однопорядковые федеральные органы госу­дарственной власти, которые «высшими» никак называть нельзя, поскольку они не образуют структуры, в которой бы существова­ли их «низшие» звенья (например, Конституционный Суд РФ). Вообще же деление на высшие и местные органы государствен­ной власти и управления — это уже анахронизм, оно было свой­ственно прежним советским конституциям. В ныне действующей Конституции РФ отсутствует деление на высшие и местные по причине последовательного построения органов государственной власти на началах демократического федерализма и местного са­моуправления.

Согласно Конституции РФ система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно, а в пределах своего ведения и полномочий они обладают всей пол­нотой государственной власти. Эти органы государственной вла­сти также включают глав администраций (президентов, глав го­сударств, губернаторов), возглавляющих систему органов испол­нительной власти, законодательные (представительные) органы и определенные органы судебной власти. Но на территории субъ­ектов Федерации существует ряд территориальных органов федеральной государственной власти, подчиненных федеральной вла­сти. Существуют также органы с некоторыми различиями в на­званиях. Но в основном система органов государственной власти субъектов Федерации, несмотря на некотрые особеннности, по своей структуре и функциям равняется на федеральную модель.

Органы местного самоуправления образуются самостоятельно и весьма разнообразны. Природа этих органов, теоретически от­ражающая отличие государственной власти от самоуправления, на практике мало чем отличается от назначения, функций и по­рядка формирования органов государственной власти. Здесь, од­нако, в большей мере проявляется выборность, более широко осуществляется связь с населением.

2. В Российской Федерации, т. е. на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы государственной власти делятся на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти. Следовательно, каждый из органов этих трех ветвей власти может называться органом государственной власти. Такое деление органов государственной власти сформу­лировано самой Конституцией РФ в связи с закреплением в ней принципа разделения властей (ст. 10).

Органы законодательной власти включают: Федеральное Соб­рание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законода­тельные органы субъектов РФ. Законодательные органы одновре­менно являются представительными органами, т. е. представляю­щими и выражающими интересы народа. Эти органы, имеющие в субъектах РФ самые различные названия, обладают исключи­тельным правом на принятие законов — Федеральное Собрание для Е(сей территории страны, а органы законодательной власти субъектов РФ для своих территорий. Государственная Дума изби­рается гражданами, а Совет Федерации формируется на основе представительства исполнительного и представительного органа государственной власти каждого субъекта РФ. Органы законода­тельной власти всегда состоят из большого числа депутатов, ко­торые образуют комитеты и комиссии, сами по себе не являю­щиеся органами законодательной (представительной) власти. Также не являются органами власти аппараты при органах зако­нодательной власти, выполняющие экспертную и подготовитель­ную работу. Органы законодательной власти иногда наделяются определенными полномочиями по участию в назначении долж­ностных лиц, но основная их функция состоит в принятии зако­нов.

Органы исполнительной власти наиболее разветвлены и мно­гообразны. Именно они организуют исполнение законов и ука­зов главы государства, издают большое количество организаци­онно-распорядительных актов. К числу органов исполнительной власти следует отнести и Президента РФ, который, однако, при этом соединяет в своем лице функции и полномочия главы госу­дарства.

В республиках президентского типа, к которым относится и Российская Федерация, эти органы в своей основной деятельно­сти не подотчетны и не подконтрольны органам законодательной власти, хотя и действуют в тесном сотрудничестве с ней. В орга­нах исполнительной власти практически нет выборности, эти ор­ганы обычно учреждаются, а их руководители назначаются Пре­зидентом РФ, Председателем Правительства РФ, главами адми­нистраций (президентами, губернаторами) субъектов РФ. Органы исполнительной власти обладают компетенцией, закрепленной в законе, указе Президента РФ, постановлении Правительства.

Органы исполнительной власти могут действовать на началах как коллегиальности (например, Правительство РФ и правитель­ства субъектов Федерации), так и единоначалия (министерства). В силу такого различия статусов Правительство РФ может при­нимать решения только на заседаниях с участием всех членов Правительства, а министр принимает решения и издает поста­новления самостоятельно, хотя наиболее важные постановления обычно обсуждаются на совещательном органе (коллегии) при министре.

Органы исполнительной власти могут иметь различную подчи­ненность. Некоторые из них выходят прямо на Президента РФ (Министерство обороны, Федерапьная служба безопасности и др.), другие — на Председателя Правительства РФ. Но все равно вся система органов исполнительной власти, включая Правитель­ство РФ, действует под руководством Президента РФ, вследствие чего его можно рассматривать не только как главу государства, но и как главу исполнительной власти. В некоторых субъектах РФ, особенно в республиках, наряду с президентом республики суще­ствует премьер-министр (Татарстан и т. д.), и тогда роль прези­дента республики аналогична роли Президента РФ. В других же субъектах глава администрации ни с кем не делит высшую испол­нительную власть, а потому выступает как глава исполнительной власти, которому напрямую подчиняются все органы этой ветви власти.

Сложная разветвленная система органов исполнительной вла­сти специально изучается наукой административного права.

Органы судебной власти — это Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие фе­деральные суды (например, окружные арбитражные суды) и суды в субъектах РФ. Федеральный конституционный закон о судеб­ной системе Российской Федерации устанавливает, что суды в субъектах РФ создаются и действуют как часть единой судебной системы. Судебные органы действуют посредством конституци­онного, уголовного, гражданского и административного судопро­изводства.