Ст 1522 это гк рф

admin

Статья 1525 ГК РФ. Экспертиза обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара

Новая редакция Ст. 1525 ГК РФ

1. Экспертиза обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара (экспертиза заявленного обозначения), на соответствие такого обозначения требованиям статьи 1516 настоящего Кодекса проводится по заявке, принятой к рассмотрению в результате формальной экспертизы.

В ходе проведения экспертизы заявленного обозначения проверяется также обоснованность указания места происхождения (производства) товара на территории Российской Федерации.

По принятой к рассмотрению заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара проводится экспертиза заявленного обозначения на его соответствие требованиям абзаца третьего пункта 5 статьи 1522 настоящего Кодекса.

В случае поступления обращения в соответствии с пунктом 9 статьи 1522 настоящего Кодекса содержащиеся в нем доводы учитываются при экспертизе заявленного обозначения.

2. До принятия решения по результатам экспертизы заявленного обозначения в случае предполагаемого отказа в государственной регистрации наименования места происхождения товара и (или) в предоставлении исключительного права на такое наименование заявителю направляется уведомление в письменной форме о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям статьи 1516 настоящего Кодекса с предложением представить свои доводы относительно приведенных в уведомлении мотивов. Доводы заявителя учитываются при принятии решения по результатам экспертизы заявленного обозначения, если они представлены в течение шести месяцев со дня направления заявителю указанного уведомления.

Комментарий к Статье 1525 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 1525 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В статье 1525 ГК, за исключением последнего абзаца п. 1, воспроизведен текст п. 5 ст. 33 Закона о товарных знаках.

2. Как уже отмечалось в комментариях к части 4 ГК, использованное в ст. 1525 выражение «экспертиза заявленного обозначения» в применении к экспертизе по существу заявок на наименование места происхождения товара «весьма условно» и создано по аналогии с названием соответствующей процедуры в отношении товарного знака . Это выражение может создать впечатление о том, что в данном случае регламентируется экспертиза лишь заявок на предоставление правовой охраны самому наименованию места происхождения товара и не имеется в виду экспертиза заявок о предоставлении исключительного права на ранее уже зарегистрированное наименование.
———————————
Комментарий. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. С. 692, 693 (автор — О.Ю. Шилохвост).

В действительности «экспертиза заявленного обозначения» проводится в отношении обоих видов заявок на наименование места происхождения товара (см. п. 3 комментария к ст. 1522). Причем требования, на соответствие которым проверяются заявки одного и другого вида, не вполне совпадают (см. ниже, п. 3).

3. Экспертиза обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара, имеет целью проверить соответствие этого обозначения тем признакам (критериям) охраноспособности таких наименований, которые указаны в ст. 1516 ГК (см. п. 3 комментария к этой статье). Одновременно должна быть проверена достоверность и объективность заключения, которое в соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 1522 ГК должно быть приложено к заявке.

Если же экспертиза, названная в законе «экспертизой заявленного обозначения», проводится прежде всего с целью принять решение о предоставлении или отказе в предоставлении исключительного права на такое обозначение, на первый план перед экспертами выступают вопросы о том, производит ли данный заявитель в границах географического объекта с соответствующим наименованием товар с особыми свойствами, обусловленными характерными для этого объекта условиями и факторами. В этом случае необходима проверка соответствия данных заявки требованиям абз. 2 п. 5 ст. 1522 ГК.

4. В статье 1525 не установлен срок, в течение которого должна быть проведена экспертиза заявленного обозначения. Сопоставление п. 2 ст. 1525 с п. 3 ст. 1523 и п. 1 ст. 1524 ГК дает основание считать, что разумным сроком, до истечения которого такая экспертиза должна быть закончена, был бы срок в шесть месяцев, с удлинением этого срока на время, использованное заявителем на представление своих доводов, но не более чем на шесть месяцев .
———————————
По данным Аналитической ведомственной целевой программы «Государственное регулирование и правовая охрана в сфере интеллектуальной собственности на 2008 — 2010 годы», утвержденной Приказом Министерства образования и науки РФ от 16.10.2007 N 283, длительность рассмотрения Роспатентом заявок на наименования мест происхождения товаров составила в 2005 г. 10,9 месяца, а в 2006 г. 12,2 месяца.

Статья 1522. Заявка на наименование места происхождения товара

1. Заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также заявка на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара (заявка на наименование места происхождения товара) подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

2. Заявка на наименование места происхождения товара должна относиться к одному наименованию места происхождения товара.

Заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на это наименование может быть подана одним лицом или несколькими лицами.

3. Заявка на наименование места происхождения товара должна содержать:

1) заявление о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование или только о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара с указанием заявителя, а также его места жительства или места нахождения;
2) заявляемое обозначение;
3) указание товара, в отношении которого испрашиваются государственная регистрация наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование или только предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара;
4) указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта), природные условия и (или) людские факторы которого исключительно или главным образом определяют или могут определять особые свойства товара;
5) описание особых свойств товара.

4. Заявка на наименование места происхождения товара подписывается заявителем, а в случае подачи заявки через патентного поверенного или иного представителя — заявителем или его представителем, подающим заявку.

5. Если географический объект, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, находится на территории Российской Федерации, к заявке по инициативе заявителя прилагается заключение уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти (уполномоченный орган) о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (пункт 1 статьи 1516).

Если заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на это наименование подается несколькими лицами, к заявке по инициативе заявителя прилагается заключение, указанное в абзаце первом настоящего пункта, в отношении товара каждого заявителя.

К заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, находящегося на территории Российской Федерации, по инициативе заявителя прилагается заключение уполномоченного органа о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации (Государственный реестр наименований) (статья 1529).

Если указанное в абзацах первом, втором и третьем настоящего пункта заключение не представлено заявителем, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности запрашивает указанное заключение или содержащиеся в нем сведения в уполномоченном органе.

Уполномоченный орган осуществляет контроль за сохранением особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано наименование места происхождения товара.

Если географический объект, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, находится за пределами Российской Федерации, к заявке прилагается документ, подтверждающий право заявителя на заявленное наименование места происхождения товара в стране происхождения товара.

6. Заявка на наименование места происхождения товара подается на русском языке.

Документы, прилагаемые к заявке, представляются на русском или другом языке. Если эти документы представлены на другом языке, к заявке прилагается их перевод на русский язык. Перевод на русский язык может быть представлен заявителем в течение двух месяцев со дня направления ему федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомления о необходимости выполнения данного требования.

7. Требования к документам, содержащимся в заявке на наименование места происхождения товара или прилагаемым к ней (документы заявки), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

8. Датой подачи заявки на наименование места происхождения товара считается день поступления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности документов, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, а если указанные документы представлены не одновременно, — день поступления последнего документа.

9. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикует в официальном бюллетене сведения о поданных заявках на наименование места происхождения товара, за исключением сведений, содержащих описание особых свойств товара.

После публикации сведений о заявке и до принятия решения о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование или об отказе в государственной регистрации наименования места происхождения товара и (или) в предоставлении исключительного права на такое наименование любое лицо вправе представить в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обращение в письменной форме, содержащее доводы против предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара или против предоставления исключительного права на использование наименования места происхождения товара.

Комментарий к статье 1522 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья построена аналогично ст. 1492 ГК РФ, относящейся к заявке на товарный знак. Более того, п. 2, 4, 6, 7 и 8 комментируемой статьи содержат нормы, тождественные тем, которые предусмотрены в п. 2, 4, 6, 7 и 8 ст. 1492 ГК РФ, а потому к ним применим соответствующий комментарий к ст. 1492 ГК РФ.

2. В комментируемой статье определяется, что заявки на НМПТ бывают трех видов:
1) заявка от российского заявителя на НМПТ, которое в момент подачи заявки не имеет государственной регистрации, т.е. не получает правовой охраны. Эти заявки (условно их можно назвать «первоначальные») именуются: «Заявка на государственную регистрацию НМПТ и на предоставление [заявителю] исключительного права на это НМПТ»;
2) заявка от российского заявителя на НМПТ, которое в момент подачи заявки уже является предметом исключительного права другого лица. Эти заявки (условно их можно назвать «вторичные») именуются: «Заявка на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное [другим лицом] НМПТ»;
3) заявки от иностранных заявителей. Они подаются лицами, которые имеют за рубежом право на НМПТ, и содержат ходатайство о государственной регистрации этого НМПТ в России и о предоставлении им в России исключительного права на это НМПТ.

3. Если в разное время два лица подали заявки на одно и то же НМПТ, причем по первой заявке решение еще не вынесено, то вторая заявка будет считаться первичной заявкой, если первая заявка будет отклонена, и наоборот, вторая заявка будет считаться вторичной, если на основе первой заявки будет осуществлена государственная регистрация НМПТ. К сожалению, эти выводы не находят прямой опоры в ГК РФ, в этом отношении в ГК РФ — серьезный пробел.

4. В подпункте 3 п. 3 комментируемой статьи устанавливается, что заявка на НМПТ должна содержать «указание товара», в отношении которого будет применяться НМПТ.

Следует полагать, что это может быть либо один вид товара, либо группа однородных товаров.

5. В подпункте 5 п. 3 комментируемой статьи предусматривается, что в заявке должно содержаться «описание особых свойств товара». Об особых свойствах товара речь идет также в п. 5 комментируемой статьи, а также во многих других статьях ГК РФ: 1516, 1518, 1521, 1529, 1531, 1533, 1536.

Следует учитывать, что описание особых свойств товара приобретает правовое значение, становится правовым документом. Поэтому оно должно быть конкретным, допускать возможность проверки: «особые свойства» должны отделять эти товары от им подобных. Такие выражения, как «особая форма», «повышенные вкусовые качества», «своеобразная расцветка», являются недопустимыми.

Следует полагать, что в отношении изделий художественного промысла вместо описания особых свойств могут быть представлены изображения товара (как это имеет место у промышленных образцов — ст. 1377 ГК РФ).

6. В абзаце 1 п. 5 закреплено правило: если географический объект, наименование которого заявляется в качестве НМПТ, находится на территории России, то к первичной заявке должно быть приложено заключение «уполномоченного Правительством РФ органа» о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар с указываемыми особыми свойствами.

Это означает, что Правительство РФ обязано определить этот орган и обязать его выдавать указанные заключения.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2004 г. N 481 (с изм.), в соответствии с которым компетентны давать заключения, прилагаемые к заявкам на НМПТ, следующие органы исполнительной власти:
Минздравсоцразвития России — в отношении минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной воды; Минпромэнерго России — в отношении изделий народных художественных промыслов; Минсельхоз России — в отношении товаров сельского хозяйства, продовольственных товаров, пива и безалкогольной, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, продуктов пчеловодства, товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов.

7. В абзаце 2 п. 5 комментируемой статьи устанавливается, что к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное НМПТ, находящееся на территории России, прилагается заключение «компетентного органа, определяемого в порядке, установленном Правительством РФ», о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре НМПТ.

Это может быть либо тот самый орган, который должен быть уполномочен Правительством РФ в соответствии с абз. 1 п. 5 комментируемой статьи, либо иной орган (иные органы).

Очевидно, что подзаконные акты должны предусмотреть и обязанность Роспатента сообщать этому органу, какие особые свойства товара указаны в Государственном реестре НМПТ.

8. Таким образом, прежде чем подать заявку на НМПТ, заявитель обязан получить либо заключение, указанное в абз. 1 п. 5, либо заключение, указанное в абз. 2 п. 5.

Следует считать, что заявитель вправе обратиться в суд с требованием об обязании указанных органов выдать ему соответствующее заключение, если оно не будет выдано в установленный срок либо если оно окажется отрицательным.

Статья 1522. Заявка на наименование места происхождения товара

СТ 1522 ГК РФ

1. Заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также заявка на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара (заявка на наименование места происхождения товара) подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

2. Заявка на наименование места происхождения товара должна относиться к одному наименованию места происхождения товара.

Заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на это наименование может быть подана одним лицом или несколькими лицами.

3. Заявка на наименование места происхождения товара должна содержать:

1) заявление о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование или только о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара с указанием заявителя, а также его места жительства или места нахождения;

2) заявляемое обозначение;

3) указание товара, в отношении которого испрашиваются государственная регистрация наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование или только предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара;

4) указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта), природные условия и (или) людские факторы которого исключительно или главным образом определяют или могут определять особые свойства товара;

5) описание особых свойств товара.

4. Заявка на наименование места происхождения товара подписывается заявителем, а в случае подачи заявки через патентного поверенного или иного представителя — заявителем или его представителем, подающим заявку.

5. Если географический объект, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, находится на территории Российской Федерации, к заявке по инициативе заявителя прилагается заключение уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти (уполномоченный орган) о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (пункт 1 статьи 1516).

Если заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на это наименование подается несколькими лицами, к заявке по инициативе заявителя прилагается заключение, указанное в абзаце первом настоящего пункта, в отношении товара каждого заявителя.

К заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, находящегося на территории Российской Федерации, по инициативе заявителя прилагается заключение уполномоченного органа о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации (Государственный реестр наименований) (статья 1529).

Если указанное в абзацах первом, втором и третьем настоящего пункта заключение не представлено заявителем, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности запрашивает указанное заключение или содержащиеся в нем сведения в уполномоченном органе.

Уполномоченный орган осуществляет контроль за сохранением особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано наименование места происхождения товара.

Если географический объект, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, находится за пределами Российской Федерации, к заявке прилагается документ, подтверждающий право заявителя на заявленное наименование места происхождения товара в стране происхождения товара.

6. Заявка на наименование места происхождения товара подается на русском языке.

Документы, прилагаемые к заявке, представляются на русском или другом языке. Если эти документы представлены на другом языке, к заявке прилагается их перевод на русский язык. Перевод на русский язык может быть представлен заявителем в течение двух месяцев со дня направления ему федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомления о необходимости выполнения данного требования.

7. Требования к документам, содержащимся в заявке на наименование места происхождения товара или прилагаемым к ней (документы заявки), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

8. Датой подачи заявки на наименование места происхождения товара считается день поступления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности документов, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, а если указанные документы представлены не одновременно, — день поступления последнего документа.

9. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикует в официальном бюллетене сведения о поданных заявках на наименование места происхождения товара, за исключением сведений, содержащих описание особых свойств товара.

После публикации сведений о заявке и до принятия решения о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование или об отказе в государственной регистрации наименования места происхождения товара и (или) в предоставлении исключительного права на такое наименование любое лицо вправе представить в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обращение в письменной форме, содержащее доводы против предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара или против предоставления исключительного права на использование наименования места происхождения товара.

Комментарий к Ст. 1522 Гражданского кодекса РФ

Статья содержит основные указания, касающиеся содержания и оформления заявки на наименование места происхождения товара.

Как следует из содержания п. 1, Кодекс различает два вида заявок:

на регистрацию наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на него;

на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара.

Обе указанные заявки подаются заявителем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности согласно требованиям Кодекса (которые в целом идентичны предписаниям Закона о товарных знаках, а также правилам, утвержденным указанным федеральным органом). До вступления Кодекса в силу требования к документам заявки устанавливались Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара и заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, утвержденными Приказом Роспатента от 25 февраля 2003 г. N 24. В настоящий момент с учетом указаний Кодекса разрабатываются новые правила. Однако представляется, что по содержанию они будут весьма схожи с указанными.

Относительно отдельных требований к содержанию заявки необходимо отметить следующее. Границы географического объекта, являющегося регистрируемым наименованием места происхождения товара, могут быть описаны с помощью координат, естественных границ местности — рек, гор, озер; административных границ; долговечных сооружений, коммуникаций и т.п. В описании особых свойств товара, для которого регистрируется обозначение, приводятся свойства, отличающие данный товар от аналогичных товаров. Из описания явным образом должна следовать обязательная, объективная зависимость особых свойств товара от характерных для данного географического объекта природных условий и/или людских факторов. Свойства товара должны быть описаны четко и ясно, в соответствии с общепринятой специальной терминологией (товароведческой, технической и т.д.). Описание должно носить информационный характер, в частности указывать на наличие в данном географическом объекте исходного сырья, климатических, геологических, гидрогеологических или иных природных условий, а также людей (коллектива), способных изготавливать товар традиционным способом.

В случае подачи заявки на предоставление исключительного права использования в отношении уже зарегистрированного наименования места происхождения товара описание особых свойств производимого заявителем товара должно совпадать с описанием основных свойств товара, в отношении которого зарегистрировано данное наименование места происхождения товара.

Следует отметить, что в действовавшие до введения в действие Кодекса Правила Роспатента, регламентировавшие порядок составления, подачи и рассмотрения заявок на наименования мест происхождения товаров, была включена возможность подачи заявки и предоставления дополнительных материалов по заявке как на традиционном бумажном носителе, так и с помощью средств связи, таких, например, как факс. При определенных условиях предоставление документов по факсу позволяло установить дату приоритета. Представляется, что эти немаловажные положения найдут отражение в новых правилах, разработанных и утвержденных федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в соответствии с комментируемым Кодексом.

Комментарий к статье 1522 Гражданского кодекса РФ

Статья 1522. Заявка на наименование места происхождения товара

Комментарий к Ст. 1522 ГК РФ:

1. Комментируемая статья построена аналогично ст. 1492 ГК РФ, относящейся к заявке на товарный знак. Более того, п. 2, 4, 6, 7 и 8 комментируемой статьи содержат нормы, тождественные тем, которые предусмотрены в п. 2, 4, 6, 7 и 8 ст. 1492 ГК РФ, а потому к ним применим соответствующий комментарий к ст. 1492 ГК РФ.

2. В комментируемой статье определяется, что заявки на НМПТ бывают трех видов:

1) заявка от российского заявителя на НМПТ, которое в момент подачи заявки не имеет государственной регистрации, т.е. не получает правовой охраны. Эти заявки (условно их можно назвать «первоначальные») именуются: «Заявка на государственную регистрацию НМПТ и на предоставление [заявителю] исключительного права на это НМПТ»;

2) заявка от российского заявителя на НМПТ, которое в момент подачи заявки уже является предметом исключительного права другого лица. Эти заявки (условно их можно назвать «вторичные») именуются: «Заявка на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное [другим лицом] НМПТ»;

3) заявки от иностранных заявителей. Они подаются лицами, которые имеют за рубежом право на НМПТ, и содержат ходатайство о государственной регистрации этого НМПТ в России и о предоставлении им в России исключительного права на это НМПТ.

3. Если в разное время два лица подали заявки на одно и то же НМПТ, причем по первой заявке решение еще не вынесено, то вторая заявка будет считаться первичной заявкой, если первая заявка будет отклонена, и наоборот, вторая заявка будет считаться вторичной, если на основе первой заявки будет осуществлена государственная регистрация НМПТ. К сожалению, эти выводы не находят прямой опоры в ГК РФ, в этом отношении в ГК РФ — серьезный пробел.

4. В подпункте 3 п. 3 комментируемой статьи устанавливается, что заявка на НМПТ должна содержать «указание товара», в отношении которого будет применяться НМПТ.

Следует полагать, что это может быть либо один вид товара, либо группа однородных товаров.

5. В подпункте 5 п. 3 комментируемой статьи предусматривается, что в заявке должно содержаться «описание особых свойств товара». Об особых свойствах товара речь идет также в п. 5 комментируемой статьи, а также во многих других статьях ГК РФ: 1516, 1518, 1521, 1529, 1531, 1533, 1536.

Следует учитывать, что описание особых свойств товара приобретает правовое значение, становится правовым документом. Поэтому оно должно быть конкретным, допускать возможность проверки: «особые свойства» должны отделять эти товары от им подобных. Такие выражения, как «особая форма», «повышенные вкусовые качества», «своеобразная расцветка», являются недопустимыми.

Следует полагать, что в отношении изделий художественного промысла вместо описания особых свойств могут быть представлены изображения товара (как это имеет место у промышленных образцов — ст. 1377 ГК РФ).

6. В абзаце 1 п. 5 закреплено правило: если географический объект, наименование которого заявляется в качестве НМПТ, находится на территории России, то к первичной заявке должно быть приложено заключение «уполномоченного Правительством РФ органа» о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар с указываемыми особыми свойствами.

Это означает, что Правительство РФ обязано определить этот орган и обязать его выдавать указанные заключения.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2004 г. N 481 (с изм.), в соответствии с которым компетентны давать заключения, прилагаемые к заявкам на НМПТ, следующие органы исполнительной власти:

Минздравсоцразвития России — в отношении минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной воды; Минпромэнерго России — в отношении изделий народных художественных промыслов; Минсельхоз России — в отношении товаров сельского хозяйства, продовольственных товаров, пива и безалкогольной, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, продуктов пчеловодства, товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов.

7. В абзаце 2 п. 5 комментируемой статьи устанавливается, что к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное НМПТ, находящееся на территории России, прилагается заключение «компетентного органа, определяемого в порядке, установленном Правительством РФ», о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре НМПТ.

Это может быть либо тот самый орган, который должен быть уполномочен Правительством РФ в соответствии с абз. 1 п. 5 комментируемой статьи, либо иной орган (иные органы).

Очевидно, что подзаконные акты должны предусмотреть и обязанность Роспатента сообщать этому органу, какие особые свойства товара указаны в Государственном реестре НМПТ.

8. Таким образом, прежде чем подать заявку на НМПТ, заявитель обязан получить либо заключение, указанное в абз. 1 п. 5, либо заключение, указанное в абз. 2 п. 5.

Следует считать, что заявитель вправе обратиться в суд с требованием об обязании указанных органов выдать ему соответствующее заключение, если оно не будет выдано в установленный срок либо если оно окажется отрицательным.

Статья 1522. Заявка на наименование места происхождения товара

1. Заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также заявка на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара (заявка на наименование места происхождения товара) подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

2. Заявка на наименование места происхождения товара должна относиться к одному наименованию места происхождения товара.

Заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на это наименование может быть подана одним лицом или несколькими лицами.

3. Заявка на наименование места происхождения товара должна содержать:

1) заявление о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование или только о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара с указанием заявителя, а также его места жительства или места нахождения;

2) заявляемое обозначение;

3) указание товара, в отношении которого испрашиваются государственная регистрация наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование или только предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара;

4) указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта), природные условия и (или) людские факторы которого исключительно или главным образом определяют или могут определять особые свойства товара;

5) описание особых свойств товара.

4. Заявка на наименование места происхождения товара подписывается заявителем, а в случае подачи заявки через патентного поверенного или иного представителя — заявителем или его представителем, подающим заявку.

5. Если географический объект, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, находится на территории Российской Федерации, к заявке по инициативе заявителя прилагается заключение уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти (уполномоченный орган) о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (пункт 1 статьи 1516).

Если заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на это наименование подается несколькими лицами, к заявке по инициативе заявителя прилагается заключение, указанное в абзаце первом настоящего пункта, в отношении товара каждого заявителя.

К заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, находящегося на территории Российской Федерации, по инициативе заявителя прилагается заключение уполномоченного органа о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации (Государственный реестр наименований) (статья 1529).

Если указанное в абзацах первом, втором и третьем настоящего пункта заключение не представлено заявителем, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности запрашивает указанное заключение или содержащиеся в нем сведения в уполномоченном органе.

Уполномоченный орган осуществляет контроль за сохранением особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано наименование места происхождения товара.

Если географический объект, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, находится за пределами Российской Федерации, к заявке прилагается документ, подтверждающий право заявителя на заявленное наименование места происхождения товара в стране происхождения товара.

6. Заявка на наименование места происхождения товара подается на русском языке.

Документы, прилагаемые к заявке, представляются на русском или другом языке. Если эти документы представлены на другом языке, к заявке прилагается их перевод на русский язык. Перевод на русский язык может быть представлен заявителем в течение двух месяцев со дня направления ему федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомления о необходимости выполнения данного требования.

7. Требования к документам, содержащимся в заявке на наименование места происхождения товара или прилагаемым к ней (документы заявки), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

8. Датой подачи заявки на наименование места происхождения товара считается день поступления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности документов, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, а если указанные документы представлены не одновременно, — день поступления последнего документа.

9. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикует в официальном бюллетене сведения о поданных заявках на наименование места происхождения товара, за исключением сведений, содержащих описание особых свойств товара.

После публикации сведений о заявке и до принятия решения о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование или об отказе в государственной регистрации наименования места происхождения товара и (или) в предоставлении исключительного права на такое наименование любое лицо вправе представить в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обращение в письменной форме, содержащее доводы против предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара или против предоставления исключительного права на использование наименования места происхождения товара.

Комментарий к Ст. 1522 ГК РФ

1. Из п. 1 комментируемой статьи следует, что закон различает два вида заявок, связанных с получением исключительного права на наименование места происхождения товара. Заявка первого из указанных видов подается в тех случаях, когда наименование места происхождения товара еще не является охраняемым в Российской Федерации объектом. Испрашивая предоставление исключительного права на наименование места происхождения товара, заявитель прежде всего ходатайствует (заявляет) о регистрации наименования определенного географического объекта в качестве наименования места происхождения товара или, иными словами, в качестве охраняемого законом индивидуализирующего обозначения. Заявка второго вида подается в тех случаях, когда индивидуализирующее обозначение, интересующее заявителя, уже зарегистрировано (охраняется) в Российской Федерации в качестве наименования места происхождения товара. В этом случае заявитель ограничивается испрашиванием на свое имя исключительного права на это наименование места происхождения товара.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает возможность испрашивания правовой охраны и (или) предоставления исключительного права в одной заявке в отношении только одного наименования места происхождения товара. Такое требование представляется справедливым. Действительно, в границах одного географического объекта (например, г. Вологда) может производиться несколько видов товаров (например, масло, кружева). Очевидно, что у этих товаров разные особые свойства, на их формирование оказали влияние различные факторы: в одном случае это преимущественно природные условия, в другом — людские факторы. Имеются и другие различия.

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в заявке на наименование места происхождения товара и которые необходимы для принятия решения о возможности или невозможности регистрации наименования места происхождения товара и (или) для принятия решения о возможности или невозможности предоставления исключительного права на наименование места происхождения товара.

4. Помимо перечня сведений, которые должны содержаться в самой заявке, комментируемая статья указывает на необходимость представления вместе с заявкой и некоторых документов.

5. Детализированы требования к заявке и к документам, которые представляются вместе с ней в Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара или заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара (далее — заявка на наименование места происхождения товара), их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке свидетельств Российской Федерации. Сводятся они к следующему.

5.1. Предлагается заявку на наименование места происхождения товара представлять на типографском бланке или в виде компьютерной распечатки согласно образцам, приведенным в приложениях 2 и 3 к Административному регламенту по НМПТ. Если заявка на наименование места происхождения товара представлена на типографском бланке, то ее графы заполняются машинописным способом.

5.2. Заявка на наименование места происхождения товара, прилагаемые к ней документы и их перевод на русский язык, если они составлены на другом языке, представляются в одном экземпляре. В заявлении имена, наименования и адреса могут быть указаны на другом языке для целей публикации сведений в официальном бюллетене Роспатента «Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров» (далее — официальный бюллетень). Графы, расположенные над словом «заявление», предназначены для внесения реквизитов после поступления заявки на наименование места происхождения товара в Роспатент и заявителем не заполняются.

5.3. В заявлении в графе под кодом 750 приводятся адрес для переписки, имя или наименование адресата, которые должны удовлетворять обычным требованиям быстрой почтовой доставки, номера телефона, факса и адрес электронной почты (если они имеются). В качестве адреса для переписки могут быть указаны адрес места нахождения в Российской Федерации заявителя — юридического лица, либо адрес места жительства заявителя — физического лица, постоянно проживающего в Российской Федерации, либо адрес места нахождения представителя, в том числе патентного поверенного, зарегистрированного в Роспатенте, либо иной адрес на территории Российской Федерации.

В графе под кодом 731 приводятся сведения о заявителе: полное официальное наименование юридического лица (согласно учредительному документу) или фамилия, имя и отчество (если оно имеется) физического лица, полный адрес заявителя, который указывается под наименованием заявителя (место нахождения юридического лица или место жительства физического лица), включая официальное наименование государства, а также номера телефона, факса и адрес электронной почты (если они имеются). Фамилия физического лица указываются перед именем. Для заявителя — российского юридического лица указывается основной государственный регистрационный номер (ОГРН). Для заявителя — иностранного юридического лица или постоянно проживающего за пределами Российской Федерации физического лица указываются код государства, соответственно место нахождения или место жительства по стандарту Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) ST.3. Если заявка подается несколькими лицами совместно, то в этой графе заявления необходимо указать всех заявителей и их адреса.

5.4. Если ведение дел заявителем осуществляется через патентного поверенного или иного представителя, в графе под кодом 740 приводятся сведения о нем: фамилия, имя и отчество (если оно имеется), регистрационный номер патентного поверенного в Роспатенте, адрес места нахождения в Российской Федерации, номера телефона, факса и адрес электронной почты (если они имеются). Извещение федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о назначении представителя осуществляется путем представления доверенности или соответствующего указания в заявлении, содержащемся в заявке на наименование места происхождения товара, подписанном заявителем.

5.5. В заявке имеется графа «Перечень прилагаемых документов», которая заполняется путем указания количества экземпляров и листов в каждом экземпляре прилагаемых документов. Для прилагаемых документов, указываемых в графе «Другой документ», указывается цель представления. Заявка должна быть подписана заявителем. От имени юридического лица заявка подписывается руководителем организации или иным лицом, уполномоченным на это в соответствии с законодательством РФ или учредительными документами юридического лица, с указанием его должности, подпись скрепляется печатью юридического лица.

В случае подачи заявки через патентного поверенного или иного представителя заявка подписывается заявителем или его представителем. Подпись расшифровывается указанием фамилии и инициалов подписавшего лица.

5.6. Заявляемое обозначение приводится в обычном шрифтовом исполнении.

5.7. Указание товара, в отношении которого испрашиваются государственная регистрация наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование или только предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, приводится в заявлении непосредственно под заявляемым обозначением.

5.8. В заявлении приводится описание особых свойств товара, для которого регистрируется обозначение, отличающих данный товар от аналогичных товаров. Из описания явным образом должна следовать обязательная, объективная зависимость особых свойств товара от характерных для данного географического объекта природных условий и (или) людских факторов. Регламент требует, чтобы свойства товара были описаны четко и ясно в соответствии с общепринятой специальной терминологией (товароведческой, технической и т.д.). Само описание должно носить информационный характер. Оно должно, например, указывать на наличие в данном географическом объекте исходного сырья, соответствующих климатических, геологических, гидрогеологических или иных природных условий, людей (коллектива), способных изготавливать товар традиционным способом, и т.д. В случае подачи заявки на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождении товара описание особых свойств производимого заявителем товара должно совпадать с описанием основных особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано данное наименование места происхождения товара.

5.9. Заявление содержит такую графу, как «Место происхождения (производства) товара (границы географического объекта)». В этом разделе должно содержаться указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта), природные условия и (или) людские факторы которого исключительно или главным образом определяют или могут определять особые свойства товара. Границы географического объекта могут быть описаны с помощью координат, естественных границ местности: рек, гор, озер; административных границ; долговечных сооружений, коммуникаций и т.п.

5.10. Заключение уполномоченного Правительством РФ органа, прилагаемое к заявке на наименование места происхождения товара, должно содержать подтверждение того, что заявитель производит товар в границах указанного географического объекта с приведенным описанием таких границ; указание производимого заявителем товара и описание его особых свойств; установление зависимости перечисленных особых свойств товара от характерных для данного географического объекта природных условий и (или) людских факторов; подтверждение известности наименования (в связи с данным товаром в результате длительности его использования). Если речь идет о заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, то прилагаемое к ней заключение компетентного органа должно содержать подтверждение того, что заявитель производит товар в границах указанного географического объекта с приведенным описанием таких границ; указание производимого заявителем товара и описание его особых свойств, соответствующих основным особым свойствам, указанным в Государственном реестре наименований; установление зависимости перечисленных особых свойств товара от характерных для данного географического объекта природных условий и (или) людских факторов; подтверждение известности наименования (в связи с данным товаром в результате его длительного использования). В качестве документов, подтверждающих право заявителя на заявленное наименование места происхождения товара, если географический объект находится за пределами Российской Федерации, могут быть представлены, например, свидетельство или сертификат на право пользования наименованием места происхождения товара, выданные компетентным органом страны происхождения товаров, в подлиннике или в виде копии, заверенной в установленном порядке.

5.11. Если документы, прилагаемые к заявке, представляются на иностранном языке, к заявке прилагается их перевод на русский язык. Перевод на русский язык документов может быть представлен заявителем в течение двух месяцев со дня направления ему уведомления о необходимости выполнения данного требования, в противном случае документы считаются представленными на дату поступления их перевода. Перевод на русский язык подписывается заявителем или его представителем или заверяется в установленном законодательством порядке.

5.12. Если заявка подается через патентного поверенного, то доверенность, удостоверяющая его полномочия (или ее копия, заверенная доверителем или патентным поверенным), представляется в Роспатент по желанию патентного поверенного. В случаях обоснованного сомнения Роспатента в достоверности сведений о наличии у патентного поверенного соответствующих полномочий или их действительности доверенность или ее нотариально заверенная копия представляется в Роспатент по его запросу. В случаях обоснованного сомнения Роспатента в соответствии содержания и оформления доверенности требованиям законодательства страны ее происхождения она должна быть легализована в консульском учреждении Российской Федерации, кроме случаев, когда легализация доверенности не требуется в силу международных договоров Российской Федерации или на основе принципа взаимности.

В Административном регламенте по НМПТ особо отмечается, что в случае наделения представителя правом отзывать заявку в доверенности такое право особо оговаривается.

5.13. Пошлина за подачу заявки на наименование места происхождения товара и проведение экспертизы заявленного обозначения уплачивается в установленном порядке путем перевода соответствующих сумм на расчетный счет, сведения о котором размещаются на интернет-сайте Роспатента. Документ, подтверждающий уплату пошлины, должен относиться к одной заявке на наименование места происхождения товара и содержать наименование действия, за которое уплачена пошлина, и указание заявляемого обозначения.

5.14. Заявка на наименование места происхождения товара и прилагаемые к ней документы могут представляться по факсу при условии последующего представления их оригиналов с соблюдением требований Административного регламента по НМПТ. Заявка на наименование места происхождения товара и прилагаемые к ней документы могут представляться в электронном виде на машиночитаемом носителе (с одновременным представлением на бумажном носителе) и быть подписанными электронной цифровой подписью. Требования к заявке на наименование места происхождения товара, представляемой в электронном виде и подписанной электронной цифровой подписью, устанавливаются Роспатентом.

6. Пункт 8 комментируемой статьи содержит указание на дату подачи заявки на наименование места происхождения товара. Эта дата не имеет такого значения для правовой охраны наименования места происхождения товара, как это имеет место в отношении товарного знака (напомним: с ней связана дата приоритета товарного знака). Вместе с тем эта дата необходима для исчисления срока действия свидетельства на исключительное право на наименование места происхождения товара (см. комментарий к ст. 1531 ГК).