Ст 256 тк рф судебная практика

Статья 256 ТК РФ. Отпуска по уходу за ребенком (действующая редакция)

По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.

Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

По заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 256 ТК РФ

1. Комментируемой статьей женщине, имеющей ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, предоставлено право получить отпуск по уходу за ним. Такой отпуск предоставляется по заявлению женщины полностью или по частям в пределах установленного строка и оформляется приказом или распоряжением работодателя.

В любое время женщина вправе прервать отпуск и выйти на работу. Для этого она должна подать заявление. Выход женщины на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя. В случае отказа ей работодателем в предоставлении прежней работы она вправе обратиться с иском в суд.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющими уход за ребенком. Данные лица обладают теми же правами, которые имеют матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. В частности, указанный отпуск может быть использован ими полностью или по частям. В период отпуска по уходу за ребенком за ними сохраняется место работы (должность). В Постановлении Пленума ВС РФ от 28.01.2014 N 1 обращено внимание на то, что возможность предоставления отпуска по уходу за ребенком отцу, бабушке, деду, другим родственникам или опекуну не зависит от степени родства и совместного проживания указанных лиц с родителями (родителем) ребенка. При разрешении спора об отказе в предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет отцу, деду (бабушке) либо другому лицу суду необходимо проверять, осуществляет ли данное лицо фактический уход за ребенком и не предоставлен ли этот отпуск матери ребенка (п. 19).

2. В период отпуска по уходу за ребенком лицам, осуществляющим такой уход, предоставляются пособия, порядок и сроки выплаты которых определяются федеральными законами.

В соответствии с Законом об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (ст. 11.1).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Законом о пособиях гражданам, имеющим детей (ст. 11.2). При этом минимальный размер пособия индексируется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период исходя из прогнозного уровня инфляции, и с 01.01.2014 составляет 2576,63 руб. по уходу за первым ребенком и 5153,24 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия суммируется. При этом суммированный размер пособия не может превышать 100% среднего заработка, определенного для исчисления пособия, и быть менее суммированного минимального размера этого пособия.

Согласно ст. 14 Закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого в соответствии с указанной статьей (ч. ч. 3.1 и 3.2), на 30,4 (ч. 5.1 ст. 14). При этом средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет. При обращении за ежемесячным пособием по уходу за ребенком по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом страховщика при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по уходу за ребенком утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 N 74.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком предоставлено не только лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, но и другим лицам, перечисленным в ст. 13 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, осуществляющим уход за ребенком. В частности, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери, уволенные в период беременности в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и др. (абз. 6 — 8 ч. 1 ст. 13). В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, выплата таким лицам ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится в минимальном размере, который с 01.01.2014 составляет 2576,63 руб. по уходу за первым ребенком и 5153,24 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.

Положение абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, согласно которому ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в минимальном размере, лицам, указанным в абз. 6 — 8 ч. 1 ст. 13 данного Закона, в том числе матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, было предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В Определении Конституционного Суда РФ от 27.01.2011 N 179-О-П по делу по жалобе гражданки Сыроегиной М.Н. на нарушение ее конституционных прав абз. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» изложен вывод Суда о том, что дифференциация порядка определения размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предоставляемого матерям, уволенным в связи с ликвидацией организаций в период отпуска по беременности и родам после рождения ребенка, и матерям, уволенным по тому же основанию в период отпуска по уходу за ребенком, приводит к не согласующимся с конституционным принципом равенства различиям в реализации ими права на социальное обеспечение, а потому не может считаться разумной и обоснованной. В связи с этим законодателю предписано устранить необоснованные различия в размерах ежемесячного пособия по уходу за ребенком для матерей, уволенных в связи с ликвидацией организаций в период отпуска по беременности и родам после рождения ребенка, и матерей, уволенных по тому же основанию в период отпуска по уходу за ребенком, установив для них единые правила исчисления указанного пособия. В случае наступления отпуска по беременности и родам в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком ей предоставляется право выбора одного из двух видов выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков пособий.

Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам (ст. 13 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей).

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов (ст. 15 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей).

Правила назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлены разд. IV и VI Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов РФ могут увеличивать установленные указанным Федеральным законом размеры государственных пособий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (ст. 17.3 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей).

4. Лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, в соответствии с Указом Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» выплачивается денежная компенсация в размере 50 руб.

Условия назначения, выплаты и источники финансирования ежемесячных компенсационных выплат, установленных Указом Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 «О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан», определены Порядком назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан».

Такие ежемесячные компенсационные выплаты назначаются и выплачиваются находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет: матерям (отцу, усыновителю, опекуну, бабушке, дедушке, другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от их организационно-правовых форм; матерям, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел; матерям, проходящим военную службу по контракту, и матерям из гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.

Для лиц, работающих, проходящих службу, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер ежемесячных компенсационных выплат определяется с применением этих коэффициентов независимо от места фактического пребывания получателя в период отпуска по уходу за ребенком.

5. Отдельным категориям лиц законодательством установлен более высокий размер пособия по уходу за ребенком. Так, лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, в зоне отселения до их переселения в другие районы, гарантируется ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет (п. 7 ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 19, ст. 20 Закона о Чернобыле). При этом в случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. Суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100% заработка (дохода), из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Эта льгота распространяется и на граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности) (п. 4 ст. 1 и ст. 7 Закона об аварии на ПО «Маяк»).

Порядок назначения и выплаты указанного пособия определен Правилами выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 N 439, и разъяснен Приказом Минздравсоцразвития России от 01.12.2008 N 692н «Об утверждении разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет».

Коллективными договорами (соглашениями) могут быть установлены более высокие размеры ежемесячных компенсационных выплат работающим женщинам и другим лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.

6. По желанию женщины (отца ребенка, бабушки, дедушки, другого родственника или опекуна) во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком она может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому. О работе на условиях неполного рабочего времени см. коммент. к ст. 93.

Поскольку ч. 3 комментируемой статьи не содержит указания на то, что работа на условиях неполного рабочего времени возможна только по основному месту работы, следует полагать, что на указанных условиях можно работать и по совместительству в другой организации.

За лицами, работающими на условиях неполного рабочего времени или на дому в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на период этого отпуска сохраняется право на получение ежемесячного пособия.

В случае, когда в период отпуска по уходу за ребенком у женщины возникает право на оплачиваемый учебный отпуск, она может им воспользоваться, прервав отпуск по уходу за ребенком. Прерванный отпуск можно получить вновь. При этом за счет учебного отпуска он не продлевается.

7. На период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет за лицами, осуществляющими такой уход, сохраняется место работы (должность).

Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» Правительству РФ и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано принять меры, направленные на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В соответствии с Законом о занятости органы государственной власти субъектов РФ вправе организовывать профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (п. 3 ст. 7.1-1). Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет осуществляются по направлению органов службы занятости при условии обращения женщин указанной категории в эти органы. Порядок и условия направления органами службы занятости женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ (п. 1.1 ст. 23).

Приказом Минтруда России от 18.02.2013 N 64 утверждены Методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

8. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им трех лет не включается в стаж работы, дающей право на ежегодный оплачиваемый отпуск (ст. 121 ТК).

Комментарии к СТ 256 ТК РФ

Статья 256 ТК РФ. Отпуска по уходу за ребенком

1. Комментируемой статьей женщине, имеющей ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, предоставлено право получить отпуск по уходу за ним. Такой отпуск предоставляется по заявлению женщины полностью или по частям в пределах установленного строка и оформляется приказом или распоряжением работодателя.

В любое время женщина вправе прервать отпуск и выйти на работу. Для этого она должна подать заявление. Выход женщины на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя. В случае отказа ей работодателем в предоставлении прежней работы она вправе обратиться с иском в суд.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющими уход за ребенком. Данные лица обладают теми же правами, которые имеют матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. В частности, указанный отпуск может быть использован ими полностью или по частям. В период отпуска по уходу за ребенком за ними сохраняется место работы (должность). В Постановлении Пленума ВС РФ от 28.01.2014 N 1 обращено внимание на то, что возможность предоставления отпуска по уходу за ребенком отцу, бабушке, деду, другим родственникам или опекуну не зависит от степени родства и совместного проживания указанных лиц с родителями (родителем) ребенка. При разрешении спора об отказе в предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет отцу, деду (бабушке) либо другому лицу суду необходимо проверять, осуществляет ли данное лицо фактический уход за ребенком и не предоставлен ли этот отпуск матери ребенка (п. 19).

2. В период отпуска по уходу за ребенком лицам, осуществляющим такой уход, предоставляются пособия, порядок и сроки выплаты которых определяются федеральными законами.

В соответствии с Законом об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (ст. 11.1).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Законом о пособиях гражданам, имеющим детей (ст. 11.2). При этом минимальный размер пособия индексируется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период исходя из прогнозного уровня инфляции, и с 01.01.2014 составляет 2576,63 руб. по уходу за первым ребенком и 5153,24 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия суммируется. При этом суммированный размер пособия не может превышать 100% среднего заработка, определенного для исчисления пособия, и быть менее суммированного минимального размера этого пособия.

Согласно ст. 14 Закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого в соответствии с указанной статьей (ч. ч. 3.1 и 3.2), на 30,4 (ч. 5.1 ст. 14). При этом средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет. При обращении за ежемесячным пособием по уходу за ребенком по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом страховщика при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по уходу за ребенком утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 N 74.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком предоставлено не только лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, но и другим лицам, перечисленным в ст. 13 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, осуществляющим уход за ребенком. В частности, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери, уволенные в период беременности в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и др. (абз. 6 — 8 ч. 1 ст. 13). В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, выплата таким лицам ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится в минимальном размере, который с 01.01.2014 составляет 2576,63 руб. по уходу за первым ребенком и 5153,24 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.

Положение абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, согласно которому ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в минимальном размере, лицам, указанным в абз. 6 — 8 ч. 1 ст. 13 данного Закона, в том числе матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, было предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В Определении Конституционного Суда РФ от 27.01.2011 N 179-О-П по делу по жалобе гражданки Сыроегиной М.Н. на нарушение ее конституционных прав абз. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» изложен вывод Суда о том, что дифференциация порядка определения размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предоставляемого матерям, уволенным в связи с ликвидацией организаций в период отпуска по беременности и родам после рождения ребенка, и матерям, уволенным по тому же основанию в период отпуска по уходу за ребенком, приводит к не согласующимся с конституционным принципом равенства различиям в реализации ими права на социальное обеспечение, а потому не может считаться разумной и обоснованной. В связи с этим законодателю предписано устранить необоснованные различия в размерах ежемесячного пособия по уходу за ребенком для матерей, уволенных в связи с ликвидацией организаций в период отпуска по беременности и родам после рождения ребенка, и матерей, уволенных по тому же основанию в период отпуска по уходу за ребенком, установив для них единые правила исчисления указанного пособия. В случае наступления отпуска по беременности и родам в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком ей предоставляется право выбора одного из двух видов выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков пособий.

Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам (ст. 13 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей).

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов (ст. 15 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей).

Правила назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлены разд. IV и VI Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов РФ могут увеличивать установленные указанным Федеральным законом размеры государственных пособий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (ст. 17.3 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей).

4. Лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, в соответствии с Указом Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» выплачивается денежная компенсация в размере 50 руб.

Условия назначения, выплаты и источники финансирования ежемесячных компенсационных выплат, установленных Указом Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 «О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан», определены Порядком назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан».

Такие ежемесячные компенсационные выплаты назначаются и выплачиваются находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет: матерям (отцу, усыновителю, опекуну, бабушке, дедушке, другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от их организационно-правовых форм; матерям, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел; матерям, проходящим военную службу по контракту, и матерям из гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.

Для лиц, работающих, проходящих службу, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер ежемесячных компенсационных выплат определяется с применением этих коэффициентов независимо от места фактического пребывания получателя в период отпуска по уходу за ребенком.

5. Отдельным категориям лиц законодательством установлен более высокий размер пособия по уходу за ребенком. Так, лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, в зоне отселения до их переселения в другие районы, гарантируется ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет (п. 7 ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 19, ст. 20 Закона о Чернобыле). При этом в случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. Суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100% заработка (дохода), из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Эта льгота распространяется и на граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности) (п. 4 ст. 1 и ст. 7 Закона об аварии на ПО «Маяк»).

Порядок назначения и выплаты указанного пособия определен Правилами выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 N 439, и разъяснен Приказом Минздравсоцразвития России от 01.12.2008 N 692н «Об утверждении разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет».

Коллективными договорами (соглашениями) могут быть установлены более высокие размеры ежемесячных компенсационных выплат работающим женщинам и другим лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.

6. По желанию женщины (отца ребенка, бабушки, дедушки, другого родственника или опекуна) во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком она может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому. О работе на условиях неполного рабочего времени см. коммент. к ст. 93.

Поскольку ч. 3 комментируемой статьи не содержит указания на то, что работа на условиях неполного рабочего времени возможна только по основному месту работы, следует полагать, что на указанных условиях можно работать и по совместительству в другой организации.

За лицами, работающими на условиях неполного рабочего времени или на дому в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на период этого отпуска сохраняется право на получение ежемесячного пособия.

В случае, когда в период отпуска по уходу за ребенком у женщины возникает право на оплачиваемый учебный отпуск, она может им воспользоваться, прервав отпуск по уходу за ребенком. Прерванный отпуск можно получить вновь. При этом за счет учебного отпуска он не продлевается.

7. На период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет за лицами, осуществляющими такой уход, сохраняется место работы (должность).

Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» Правительству РФ и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано принять меры, направленные на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В соответствии с Законом о занятости органы государственной власти субъектов РФ вправе организовывать профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (п. 3 ст. 7.1-1). Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет осуществляются по направлению органов службы занятости при условии обращения женщин указанной категории в эти органы. Порядок и условия направления органами службы занятости женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ (п. 1.1 ст. 23).

Приказом Минтруда России от 18.02.2013 N 64 утверждены Методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

8. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им трех лет не включается в стаж работы, дающей право на ежегодный оплачиваемый отпуск (ст. 121 ТК РФ).

Из отпуска по уходу за ребенком в суд: ошибки работодателя, приводящие к спорам с работницами

Автор: Николай Яковлев

АО «Русская Телефонная Компания»

Розничная сеть МТС

Рождение ребенка — это прекрасное событие в жизни каждого человека. Но, к сожалению, нередко впоследствии это событие омрачается тем, что трудовые права матери новорожденного грубо нарушаются её работодателем. В итоге вместо того, чтобы посвятить себя уходу за ребенком или возобновлению продуктивной трудовой деятельности, она вынуждена вступать в спор с работодателем, в том числе путем обращения в Государственную инспекцию труда и/или суд. Такой спор, как правило, создает целый ряд негативных последствий для работодателей. Для того чтобы организация не попадала в подобные ситуации, необходимо знать, какие ошибки могут к ним привести.

Ошибка первая. Сокращение должности работницы, находящейся в отпуске по уходу за ребенком.

Практически каждый кадровый работник знает о том, что увольнение беременной женщины по инициативе работодателя не допускается. Этот запрет установлен ч. 1 ст. 261 ТК РФ. Однако некоторые работодатели ошибочно полагают, что после рождения ребенка или после выхода на работу до того, как ребенку исполнится три года, работница уже может быть уволена в связи с сокращением.

Это не так. В соответствии с ч. 4 ст. 265 ТК РФ на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность). А согласно ч. 4 ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, по инициативе работодателя не допускается за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 5 — 8, 10 или 11 ч. 1 ст. 81 или п. 2 ст. 336 ТК РФ. Поскольку увольнение в связи с сокращением на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ относится к инициативе работодателя и не перечислено в ст. 261 ТК РФ в качестве исключительного случая, при котором увольнение допустимо, то сокращение работницы в период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком или по выходу на работу до момента достижения ребенком трехлетнего возраста незаконно. В случае обращения работницы при таком увольнении в суд, ее требования будут удовлетворены, и приказ о сокращении будет отменен. При этом работница также сможет взыскать сумму оплаты вынужденного прогула (при наличии такового), компенсацию морального вреда и судебные расходы.

Пример из судебной практики.

Решение Таганского районного суда города Москвы по делу № 2-1154/2014 от 30 апреля 2014 года.

Приказом работодателя должность главного бухгалтера, которую занимала Истица, была сокращена.

Истица, не согласившись с сокращением, обратилась в суд с требованием об отмене данного приказа.

В ходе судебного разбирательства суд установил, что основанием для сокращения в приказе указаны сложная финансовая обстановка и изменение штатного расписания. Однако суд отметил, что норма, предусмотренная ч. 4 ст. 256 ТК РФ, не предусматривает каких-либо исключений из общего правила о недопустимости сокращения должности работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком.

На этом основании суд признал приказ несоответствующим действующему законодательству и удовлетворил требования Истицы о его отмене.

Таким образом, вопрос о недопустимости сокращения в период пребывания в отпуске по уходу за ребенком и до момента достижения ребенком трехлетнего возраста является бесспорным. Очевидно, что такое сокращение незаконно. Но ответ на вопрос о том, можно ли уведомить работницу о сокращении в соответствии с ч. 2 ст. 180 ТК РФ за два месяца до достижения ребенком трехлетнего возраста, не всегда прост для кадровика. Так, некоторые из них полагают, что требования ст. ст. 256, 261 ТК РФ препятствуют любым действиям работодателя, связанным с сокращением работницы, до того момента, пока ребенку не исполнится три года.

Такая точка зрения ошибочна. Нормы трудового законодательства запрещают увольнять женщину в период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком и до достижения ребенком трехлетнего возраста (за исключением случаев, указанных в ч. 4 ст. 261 ТК РФ). Однако издание приказа и уведомление о предстоящем сокращении еще не является самим сокращением и увольнением по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, и нормы, запрещающие такие действия, в трудовом законодательстве отсутствуют. Главное, чтобы само увольнение было осуществлено не ранее, чем ребенку исполнится три года.

Также следует иметь в виду, что уведомление работницы в момент её пребывания в отпуске по уходу за ребенком осложняется тем, что такое уведомление согласно ч. 2 ст. 180 ТК РФ должно происходить персонально и под роспись. И выполнить это требование во время отсутствия работницы на рабочем месте затруднительно. Поэтому работодателю следует заранее продумать способ вручения уведомления. Данная проблема может быть решена, например, путем вызова работницы на работу под тем или иным предлогом. Также допустимо направить кого-либо из сотрудников по адресу работницы с целью вручения ей уведомления. Лучше, если направляться такой сотрудник будет не один, поскольку в случае отказа работницы от получения и ознакомления с уведомлением, потребуется составить акт об отказе, достоверность которого для суда будет более очевидной, если он будет подписан не единолично.

И важно помнить, что достижение ребенком трехлетнего возраста формально наступает лишь на следующий день после дня его рождения. То есть, если днем рождения ребенка является, например, 20 июня, то уволить работницу в связи с сокращением можно не ранее, чем 21 июня.

Ошибка вторая. Отказ работодателя в установлении неполного рабочего времени. Незнание работодателя о возможности обоснованного отказа в предоставлении возможности работать на дому.

Согласно ч. 3 ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины или лиц, указанных в части второй данной статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

Указанная норма закона на практике неоднозначно толкуется работодателями. Так, некоторые из них ошибочно полагают, что используемая формулировка «могут работать», не означает, что работодатель обязан установить неполное рабочее время. Из такого прочтения работодатель часто делает выгодный для себя вывод о том, что женщина может работать на условиях неполного рабочего времени, но только в том случае, если работодатель это позволит. Однако это не так, поскольку согласно ч. 1 ст. 93 ТК РФ работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет.

Но если отказ работодателя в установлении неполного рабочего времени такому родителю априори незаконный, то с правом работника трудиться в период отпуска по уходу за ребенком на дому дело обстоит иначе. Трудовой кодекс РФ не содержит норм, обязывающих работодателя предоставлять работнику возможность работать на дому в период отпуска по уходу за ребенком. Поэтому, если работник просит предоставить ему такую возможность, работодатель вправе, но не обязан такую просьбу удовлетворить. И это вполне логично и справедливо, ведь специфика деятельности работодателя и конкретного его работника, производственный процесс могут исключать возможность работать на дому. Отказ работодателя в этом случае будет абсолютно законным.

Пример из судебной практики.

Кассационное определение Тюменского областного суда от 18.01.2012 по делу № 33-61/2012.

Истица обратилась с иском к ответчику о понуждении предоставления работы на дому, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. Требования были мотивированы тем, что истица, занимая должность юриста, в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении работы на дому, однако работодатель ответил отказом. Истица сочла такой отказ нарушением своего права на труд.

В судебном заседании истица поддержала исковые требования, суду пояснила, что ответчик имеет возможность предоставить ей работу на дому. Истица заявляла, что согласна участвовать в судебных заседаниях, подготовку к которым она может производить дома, составлять договоры. Консультировать сотрудников по вопросам юриспруденции считала возможным по телефону и электронной почте, поскольку дома у нее имеется необходимая для работы техника.

Представитель ответчика с иском не согласилась, суду пояснила, что должностная инструкция юриста не предусматривает работу на дому. Многие документы содержат конфиденциальную информацию, существуют ограничения по использованию данных документов. Для осуществления надомной работы должно быть заключено дополнительное соглашение с истицей. Работодатель имеет право заключить договор о надомной работе, если это экономически целесообразно. Для того чтобы обеспечить истицу работой, необходимо будет увеличить штат сотрудников, поскольку возникнет необходимость в принятии на работу сотрудника, который будет копировать, отбирать материалы для истицы, отвозить документы ей на дом.

Разрешая спор, суд установил следующее. Согласно Положению об условиях труда надомников, утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.09.1981 № 275/17-99, работодателю при определении возможности предоставить работу на дому следует учитывать, что выполнение работ по характеру и технологии производства должно быть возможно в надомных условиях и экономически целесообразно.

Изучив должностную инструкцию истицы, суд сделал вывод, что данный документ не предусматривает выполнение работы на дому. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора, как это предусмотрено ст. 72 ТК РФ, между сторонами не заключалось.

При таких обстоятельствах суд сделал вывод о правомерности отказа работодателя в предоставлении истице работы на дому в период отпуска по уходу за ребенком и отказал в удовлетворении исковых требований истицы.

Ошибка третья. Отсутствие уведомления работницы об изменении условий трудового договора и положений локальных нормативных актов в период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Отпуск по уходу за ребенком имеет довольно длительный характер, поэтому в его период в организации часто возникает необходимость изменения условий трудовых договоров с работниками, локальных нормативных актов организации. Часто эти изменения касаются места работы, оплаты труда, режимов работы и пр. Но почему-то о таких изменениях некоторые работодатели забывают или считают ненужным уведомлять работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. А иногда, даже помня о необходимости уведомления об изменении условий трудового договора, работодатель совершает такое уведомление несвоевременно, не за два месяца до даты реального изменения условий, а за два месяца до выхода работника из отпуска по уходу за ребенком.

При этом работодатель полагает, что если он, например, планирует через два месяца переезд в другой офис, влекущий изменение условий трудовых договоров с работниками о месте работы, а работник должен выйти на работу только через полгода, то нет необходимости незамедлительно уведомить его в порядке ст. 74 ТК РФ, и сделать это можно в любое время в течение четырех ближайших месяцев, то есть за два месяца до даты предполагаемого выхода работника из отпуска. Однако при этом работодатель не учитывает, что работник может захотеть выйти из отпуска досрочно, и будет иметь полное право на предоставление ему работы на прежних условиях. Отказ в предоставлении работы на прежних условиях в таком случае будет незаконным.

Пример из судебной практики.

Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя по делу № 2-2697/2015 от 2 ноября 2015 года.

Истица обратилась в суд с иском к работодателю с требованием о взыскании оплаты времени простоя, компенсации морального вреда и судебных расходов. В обоснование исковых требований она указала, что в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком получила уведомление об изменении условий трудового договора в порядке ст. 74 ТК РФ, в котором было указано, что местом ее работы будет являться другое помещение, а также о том, что в случае несогласия с данным условием трудовой договор с ней будет прекращен в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

После получения такого уведомления истица направила работодателю заявление о намерении выйти на работу из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и с указанной в заявлении даты ежедневно приезжала к началу рабочего дня для исполнения своих обязанностей. Однако помещения работодателя, где истица ранее исполняла свои обязанности, были закрыты в течение всего рабочего дня. В связи с этим истица заказным письмом с описью вложения и уведомлением в адрес ответчика направила заявление о нахождении на рабочем месте, в котором просила работодателя обеспечить её работой согласно трудовому договору. Данное заявление было проигнорировано работодателем.

Изучив материалы дела, суд удовлетворил исковые требования об оплате времени простоя.

Из рассмотренных выше ситуаций можно сделать вывод о необходимости для организаций придерживаться следующих правил:

В период нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком его нельзя сокращать или увольнять по основаниям, не являющимся исключительными согласно нормам Трудового кодекса РФ.

Если от работника в период его пребывания в отпуске по уходу за ребенком поступает просьба установить ему неполное рабочее время, отказать ему нельзя. Если же такой работник просит предоставить ему возможность работать на дому, то отказ работодателя будет правомерным, если такая возможность не может быть предоставлена по объективным причинам.

В период нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком его нужно уведомлять обо всех изменениях условий трудового договора, локальных нормативных актов.

Безусловно, перечень описанных в статье ошибок работодателя при выстраивании трудовых правоотношений с работниками, которые были или находятся в отпуске по уходу за ребенком, не является исчерпывающим. Есть немало других примеров нарушений. Для их недопущения при совершении любых действий в отношении работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком или имеющего малолетнего ребенка, работодателю стоит провести предварительный анализ соответствия таких действий нормам трудового законодательства.