Статья 2621 тк рф

Вопрос-ответ

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если в трудовом договоре с работником не предусмотрено выполнение обязанностей председателя (члена) комиссии по размещению заказов, он вправе отказаться от назначения и не выполнять данные обязанности.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ) при размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия. Заказчиком, уполномоченным органом до опубликования извещения о проведении конкурса (аукциона, запроса котировок, предварительном отборе) принимаются решения о создании комиссии, определяются ее состав и порядок работы, назначается председатель комиссии (ч. 2 ст. 7 Закона N 94-ФЗ). Заказчик также вправе создать единую комиссию, которая осуществляет функции конкурсной, аукционной и котировочной комиссий.
Членами комиссии могут быть как должностные лица заказчика (уполномоченного органа), так и иные лица (за исключением упомянутых в ч. 4 ст. 7 Закона N 94-ФЗ). В состав комиссии должно включаться не менее чем одно лицо, прошедшее профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для нужд заказчиков (ч. 20 ст. 65 Закона N 94-ФЗ). Каких-либо иных требований к составу комиссии действующими нормативными актами не установлено.
Отметим также, что Закон N 94-ФЗ не содержит требования о введении в штатное расписание организации специальной штатной единицы председателя конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии, хотя и не запрещает этого. Как следует из ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ст. 1 ГК РФ, ст. 2 ТК РФ, ограничение прав гражданина и возложение на него дополнительных обязанностей возможны только на основании закона (принудительно) либо на основании договора (добровольно).
Действующее законодательство не предусматривает обязанности гражданина, назначаемого председателем (членом) комиссии в порядке ст. 7 Закона N 94-ФЗ, выполнять функции председателя (члена) комиссии без его согласия на это. Трудовой кодекс РФ прямо предусматривает, что работник обязан выполнять только те обязанности, которые входят в его трудовую функцию и предусмотрены заключенным с ним трудовым договором (ст. 57 ТК РФ), а принудительный труд запрещен (ст. 4 ТК РФ).
Более того, установленному ч. 2 ст. 7 Закона N 94-ФЗ праву заказчика (уполномоченного органа) формировать комиссию не корреспондирует обязанность любых выбранных заказчиком граждан, в том числе и его работников, исполнять обязанности членов комиссии.
Поэтому без согласия работника заказчик не вправе принудительно включить его в состав комиссии.
При этом работник вправе взять на себя эту обязанность в добровольном порядке — путем заключения с работодателем дополнительного соглашения к трудовому договору, включив выполнение обязанностей председателя комиссии в трудовую функцию (ст.ст. 72, 57 ТК РФ), трудового договора о работе в этой должности по совместительству, если в штатном расписании имеется специальная должность председателя комиссии (ст. 60.1 ТК РФ), однако в этом случае обязанности председателя должны выполняться в свободное от основной работы время, либо выразив письменное согласие на выполнение обязанностей председателя в порядке совмещения должностей (ст. 60.2 ТК РФ). Отметим, что в последних двух случаях исполнение обязанностей председателя комиссии должно оплачиваться отдельно, помимо заработной платы по основному трудовому договору.
Исполнение обязанностей председателя комиссии возможно также на основании заключенного между гражданином и заказчиком гражданско-правового договора, как предусмотренного, так и не предусмотренного ГК РФ (в том числе в устной форме; возможно без оплаты), однако, если в этом случае исполнение обязанностей председателя комиссии будет фактически выполняться гражданином в том же формате трудовых отношений, что и его основная работа на данном предприятии, то есть при наличии остальных признаков таких отношений (включение работника в производственную деятельность предприятия, подчинение внутреннему трудовому распорядку, выполнение распоряжений работодателя), заключение такого гражданско-правового договора будет противоречить ст. 11 ТК РФ.
Часть четвертая ст. 11 ТК РФ предусматривает, что в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Воровство технологий уволенными

Автор: Мария Уваева

Мария Уваева, Начальник юридического отдела

Под технологией в настоящей статье понимается комплекс информации о приемах, рецептах, методах, средствах, маневрах, который сформировался и используется в какой-либо деятельности, процессе, производстве.

Колоссальный объем информации на предприятии является не подлежащим оглашению. Утечка даже фрагмента стратегически ценной информации может быть фатальной для дальнейшего развития, функционирования компании. Поэтому столь значимо разработать, ввести в действие, поддерживать режим безопасности сведениям, составляющим тайну.

В ТК РФ не предусмотрено ответственности за нарушение требований конфиденциальности информации после прекращения трудового договора (во время действия трудового договора применяется п. 7 ч. 1 ст. 243 ТК РФ и п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Установить в договоре вид ответственности также не представляется возможным в силу отсутствия подобной конструкции в ТК РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 11 Закона «О коммерческой тайне» работодатель имеет право ходатайствовать о покрытии убытков, причиненных ему разглашением информации, составляющей коммерческую тайну, от лица, получившего доступ к этой информации в связи с исполнением трудовых обязанностей, но разорвавшего трудовые отношения с работодателем, если эта информация разглашена в течение срока действия режима коммерческой тайны. Этой нормой законодатель отметил гражданско-правовой характер таких отношений.

Покрытие убытков осуществляется в полном объеме (включается реальный ущерб и упущенная выгода) без привязки к размеру среднего месячного заработка работника. Право взыскать с уволенного сотрудника упущенную выгоду особенно существенно для работодателя, так как реальный ущерб зачастую ограничивается стоимостью материального носителя, в котором был выражен секрет производства, тогда как размер упущенной работодателем выгоды может быть гораздо больше.

По вопросу «воровство технологий уволенными» можно выделить 2 блока судебных споров:

1) Споры, в которых работодатели предъявляют иск к бывшим сотрудникам о взыскании упущенной выгоды из-за разглашения информации, на которую был введен режим коммерческой тайны;

2) Споры, в которых физические лица предъявляют иск о признании приказа об увольнении недействительным, восстановлении на работе и оплате времени вынужденного прогула. Данному блоку будет посвящена СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ.

По первому блоку названных судебных споров найдены только судебные решения, которыми в удовлетворении заявленных требований отказано из-за недоказанности ряда обстоятельств.

Когда разглашение секрета производства происходит уже после того, как трудовые отношения работника с работодателем прекращены, то привлечь к ответственности такого работника можно только по нормам гражданского законодательства. А именно: в соответствии с п. 2 ст. 1470 Гражданского кодекса РФ гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства. По смыслу ст. 1470 ГК РФ, для того чтобы работник не мог разгласить секрет производства даже после увольнения, необязательно заключать отдельное соглашение. В данном случае режим коммерческой тайны должен быть соблюден в силу закона.

Перейдем к рассмотрению примеров из судебной практики.

Определением Московского городского суда № 4г/1-1705 от 10.03.2015 был сделан акцент на то, что в силу ч. 1 ст. 232 ТК РФ обязанность работника возместить причиненный работодателю ущерб возникает в связи с трудовыми отношениями между ними, поэтому дела по спорам о материальной ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю, в том числе в случае, когда ущерб причинен работником не при исполнении им трудовых обязанностей (п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ), в соответствии со ст. 24 ГПК РФ рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции. Такие дела подлежат разрешению в соответствии с положениями раздела XI ТК РФ «Материальная ответственность сторон трудового договора». По этим же правилам рассматриваются дела по искам работодателей, предъявленным после прекращения действия трудового договора, о возмещении ущерба, причиненного работником во время его действия, которые, как следует из ч. 2 ст. 381 ТК РФ, являются индивидуальными трудовыми спорами.

Апелляционным определением Московского городского суда от 18.09.2013 (материалы № 11-28840) решение районного суда было оставлено без изменения, апелляционная жалоба — без удовлетворения по делу о признании незаконными действий по использованию и разглашению информации, относящейся к производственной деятельности, на которую был введен режим коммерческой тайны, запрете разглашать и использовать информацию, относящуюся к производственной деятельности.

Согласно материалам дела между сторонами был заключен трудовой договор, по которому ответчик был принят на должность коммерческого директора одного ЗАО. Приказом генерального директора ЗАО было утверждено Положение о коммерческой тайне, которым введен режим коммерческой тайны в отношении информации, относящейся к производственной деятельности истца (в частности, в отношении информации о: контрагентах, исполнителях и потенциальных заказчиках; позиции ЗАО при проведении переговоров, разглашение которой может нанести ущерб компании; о содержании торговых соглашений, договоров, которые по договоренности сторон следует считать конфиденциальными, плановых экономических показателях, в том числе планируемой прибыли; объемах, регионах сбыта и вариантах реализации продукции; о рыночной стратегии ЗАО и применяемых им оригинальных методах осуществления продаж; о полномочиях должностных лиц ЗАО; о размерах и условиях кредитов; о сведениях, раскрывающих генеральную линию и тактику ЗАО в валютных и кредитных вопросах и др.).

Из материалов дела обнаруживается, что:

генеральным директором ЗАО было утверждено Положение об организации защиты сведений конфиденциального характера, составляющих коммерческую, банковскую и служебную тайну;

ответчик подписал обязательство о неразглашении коммерческой тайны, по которому обязался после прекращения трудового договора не использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, полученную у работодателя;

до ответчика был доведен перечень сведений, составляющих коммерческую тайну ЗАО: о закупочных ценах и условиях работы с поставщиками, с клиентами; о планах развития компании (ассортимент, инфраструктура, рекламная кампания, технологии и методы, используемые компанией в повседневной работе).

Несмотря на вышеизложенное, суды не усмотрели предусмотренных законом оснований для привлечения ответчика к ответственности за использование и разглашение информации, относящейся к производственной деятельности, на которую был введен режим коммерческой тайны. Так как истец (бывший работодатель ответчика) не представил надлежащих достоверных доказательств того, что:

в отношении указанных сведений компании был надлежащим образом установлен режим коммерческой тайны,

работник принял на себя обязательства не разглашать эти сведения,

работодатель при оформлении трудовых отношений исполнил положения ст. 11 ФЗ «О коммерческой тайне»: под роспись ознакомил с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, с грифом «коммерческая тайна»,

какими-либо действиями ответчика после расторжения трудового договора истцу были причинены убытки,

приказы по ЗАО с разрешением на доступ ответчика к работе с конфиденциальной информацией не издавались (это требование было предусмотрено Положением о коммерческой тайне).

Решением Перовского районного суда г. Москвы от 15 мая 2013 года (гражданское дело № 2-2469/13) в удовлетворении исковых требований ООО к бывшему сотруднику о взыскании возмещения убытков, причиненных использованием сведений, составляющих коммерческую тайну, отказано.

В обоснование своих требований истец указал, что ответчику в связи с трудовой деятельностью стали известны сведения об основных поставщиках и клиентах истца, относящиеся к коммерческой тайне. При этом с ответчиком было заключено соглашение о неразглашении коммерческой тайны, являющееся приложением к трудовому договору. После увольнения ответчика с занимаемой должности по собственной инициативе, она зарегистрировала новое юридическое лицо, которое стало осуществлять аналогичную хозяйственную деятельность с использованием сведений о клиентах, которые стали ей известны в период работы у истца. Указанными действиями ответчика истцу были причинены убытки в виде недополученных доходов в сумме , которые он просил взыскать с ответчика в его пользу.

Истец при этом пояснил, что его убытки складываются из упущенной выгоды, и их размер определяется разницей между оптовой ценой на товары, приобретенные созданным ответчиком юридическим лицом, и розничной ценой на эти же товары в ООО, в котором ранее работал ответчик.

Отказ в иске суд обосновывает следующими положениями российского законодательства и аргументами:

ст. 238 ТК РФ. Согласно ей работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам;

ст. 56 ГПК РФ. Вразрез ей истец не представил суду доказательств действительного причинения истцу убытков вследствие разглашения либо использования ответчиком сведений, составляющих коммерческую тайну;

сведения о наличии товаров в ООО (фирма истца) и их стоимости находятся в свободном доступе и могут быть получены любым лицом, в частности на интернет-сайте компании, в силу чего указанные сведения не подпадают под определение коммерческой тайны.

В рамках дела № 33-19046 (определение Московского городского суда от 22 июня 2011 г.) истец (ООО «А») просил суд:

признать незаконными действия ответчика по разглашению конфиденциальной информации ООО «А»;

обязать ответчика прекратить разглашение конфиденциальной информации;

обязать ответчика возместить истцу убытки.

Главное обоснование истца (доводы) состоят в следующем. Так как согласно положениям трудового договора ответчик принял на себя обязательства:

по неразглашению и не использованию в собственных целях конфиденциальной информации ООО «А»;

по сохранению секретности (согласно которому работник принял на себя обязательство сохранять в тайне и не сообщать третьим лицам без предварительного письменного согласия клиентов ООО «А» информацию, касающуюся клиентов ООО «А», включая информацию о системах, методах, бизнес-планах, рыночных стратегиях или любую другую конфиденциальную или предварительно установленную информацию о клиентах и партнерах клиентов.

Как следует из данных по делу, после прекращения трудовых отношений истцу стало известно, что ответчик инициировал ряд встреч с партнерами и клиентами ООО «А», в ходе бесед предлагал прекратить сотрудничество с истцом, начал сотрудничество с партнером бывшего работодателя, использовал и демонстрировал служебную (конфиденциальную) информацию, полученную во время трудовых отношений в ООО «А», что подтверждается письмами и информацией, поступившей от других клиентов.

Истец в качестве доказательств представил: бумажные письма директора административного управления одного из своих партнеров, электронные письма, а также показания допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля сотрудницы фирмы-партнера, состоящей в договорных отношениях с ООО «А».

Но суд установил, что вышеназванные документы не содержат доказательств того, что ответчик использовал и демонстрировал на встречах с клиентами и партнерами ООО «А» служебную конфиденциальную информацию, полученную им во время трудовых отношений с ООО «А».

Сведений о том, что ответчик в соответствии с обязательством сохранения секретности, подписанным им, принял на себя обязанности после расторжения трудового договора с ООО «А» не разглашать конфиденциальные сведения, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны, данное обязательство не содержит.

Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что стороной истца не представлено доказательств выполнения работодателем при оформлении трудовых отношений с ответчиком положений ст. 11 Федерального закона «О коммерческой тайне», а именно, что ответчик был под роспись ознакомлен с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, которая имела гриф «коммерческая тайна».

Таким образом, выводы суда первой и второй инстанций сводились к недоказанности истцом того, что:

при оформлении трудовых отношений были соблюдены все необходимые требования Закона «О коммерческой тайне» об установлении режима коммерческой тайны,

ответчик был ознакомлен с перечнем конфиденциальной информации, имеющей гриф «коммерческая тайна»,

ответчик после расторжения трудовых отношений с ООО «А» совершил действия по разглашению конфиденциальной информации ООО «А»,

какими-либо действиями ответчика после расторжения трудового договора истцу были причинены убытки.

1. Работник в силу норм трудового права может нести материальную ответственность только за причинение прямого действительного ущерба. В силу этого суды заключают об отсутствии регламентированных законом оснований для возложения на ответчика материальной ответственности за убытки, которые, по мнению истцов, являются их упущенной выгодой.

2. Если разглашение секрета производства произошло уже после того, как трудовые отношения работника с работодателем были прекращены, привлечь к ответственности такого работника можно по нормам гражданского законодательства. Отношения между работником и работодателем после прекращения трудовой деятельности выходят за рамки трудовых отношений и носят уже гражданско-правовой характер.

3. Для привлечения к ответственности бывшего работника организации (взыскание упущенной выгоды из-за разглашения информации, на которую был введен режим коммерческой тайны) необходимо наличие следующих условий:

— принадлежность разглашенной информации к сведениям, составляющим государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

— доступ работника к сведениям, составляющим охраняемую законом тайну. Такой доступ подразумевает оформление письменного документа, в котором указано, какие сведения работник обязуется не разглашать в связи с выполнением своих трудовых обязанностей;

— доказательства выполнения работодателем при оформлении трудовых отношений положений ст. 11 Федерального закона «О коммерческой тайне», а именно, того, что работник был под роспись ознакомлен с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является работодатель, которая имела гриф «коммерческая тайна»;

— доказательства того, что работник обязывался не разглашать конфиденциальные сведения сторонним лицам;

— прямой действительный ущерб, причиненный работодателю разглашением работником сведений, которые составляют охраняемую законом тайну.

Новое в социальном и трудовом законодательстве: итоги весенней сессии 2015 года (Сборник комитета)

Сборник включает наиболее важные законы, которые были подготовлены комитетом по труду, социальной политике и делам ветеранов и приняты Государственной Думой в весеннюю сессию 2015 года. В обзоре представлены новые нормативные акты по вопросам пенсионного законодательства, соцзащиты, трудовых отношений, занятости, по обеспечению ветеранов, инвалидов, чернобыльцев.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ПО ТРУДУ, СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ДЕЛАМ ВЕТЕРАНОВ

НОВОЕ В СОЦИАЛЬНОМ И ТРУДОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Ветераны, пенсии, соцзащита, инвалиды, чернобыльцы, трудовые отношения и занятость


(итоги весенней сессии 2015 года)

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

За последние несколько лет осуществлен ряд мероприятий по повышению пенсионного и социального обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны.
В настоящее время уровень материального обеспечения ветеранов, участников Великой Отечественной войны с учетом всех выплат составляет более 35 тысяч рублей, а инвалидов Войны достиг 47 тысяч рублей.

Указ Президента РФ к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2015 года № 100 «О единовременной денежной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 70-летитием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» были произведены единовременные денежные выплаты.
Единовременные денежные выплаты в апреле-мае 2015 года инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны (лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»), несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, вдовам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны составили 7 тысяч рублей; ветеранам Великой Отечественной войны – труженикам тыла, совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто – 3 тысячи рублей.
В федеральном бюджете на данную выплату запланировано 12,6 млрд. рублей.

Обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» определил необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
После появления этого Указа (с 2008 года) были улучшены жилищные условия 284,8 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. На эти цели из федерального бюджета было выделено 307,7 млрд. рублей.
По данным Минстроя России в 8 субъектах Российской Федерации все участники и инвалиды Великой Отечественной войны уже обеспечены жильем, в 13 регионах власти планируют улучшить жилищные условия участников и инвалидов войны до конца 2015 года.
В 2015 году регионам в рамках программы было перечислено 12,5 млрд. рублей.
В апреле текущего года жилье получили еще 698 инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
В настоящее время на учете нуждающихся в жилых помещениях состоит 13177 инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших), инвалидов и участников войны, в том числе почти 1,9 тысяч непосредственно участников и инвалидов Великой Отечественной войны.
В 2015 году планируется улучшить жилищные условия не менее 10 тысяч человек данных категорий.
Необходимо отметить, что Указом Президента от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации предложено принять дополнительные меры на региональном уровне по обеспечению жильем лиц, названных в Указе.

Участники Великой Отечественной войны, принимавшие участие в разминировании

Федеральным законом от 22 декабря 2014 года № 426-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 4 Федерального закона «О ветеранах» (принят Государственной Думой 10 декабря 2014 года) уточнен период работ по сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в годы Великой Отечественной войны.
Статус участника Великой Отечественной войны был присвоен лицам, принимавшим участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшимся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года (ранее с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года).
Статус инвалида Великой Отечественной войны был установлен лицам, привлекавшимся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с 22 июня 1941 года по декабрь 1951 года и ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период (ранее с февраля 1944 года по декабрь 1951 года).

РЕФОРМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Новый порядок формирования пенсионных прав

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», изменивший порядок формирования и реализации пенсионных прав граждан.
Трудовая пенсия трансформирована в страховую пенсию и накопительную пенсию. К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата (аналог фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), общеустановленная сумма которой на 1 января 2015 составила 3935 рублей, а с 1 февраля после произведенной индексации на 11,4% – 4383,59 руб. При этом ее размер дифференцируется в зависимости от вида страховой пенсии.
К фиксированной выплате устанавливаются все повышения, которые были предусмотрены ранее действовавшим законодательством. Так, например, лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами 1 группы, фиксированная выплата увеличивается на 100% (эта сумма после индексации составляет 8767,18 руб.), лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, – на 1/3 суммы фиксированной выплаты, но не более чем на трех иждивенцев.
Пенсионные накопления граждан формируются не в рублях, а в индивидуальных пенсионных коэффициентах (пенсионных баллах), величина которых зависит от суммы уплаченных работодателем страховых взносов.
Право на страховую пенсию предоставляется при соблюдении трех условий.
Первое – достижение возраста 55 лет (для женщин) и 60 лет (для мужчин). Важно отметить, что пенсионный возраст не повышен.
Второе – наличие страхового стажа не менее 15 лет. Повышение требований к стажу будет происходить постепенно: в 2015 году он составляет 6 лет и в течение 10 лет будет увеличиваться по 1 году до 15 лет. Страховой стаж – суммарная продолжительность периодов работы или иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Третье – пенсионные права должны быть сформированы в объеме 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов. Требование к наличию 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов также вводится постепенно до 2025 года.

Требования к страховому стажу (лет)

Минимальная сумма ИПК

Максимальное значение годового балла

при формировании страховой пенсии

при формировании страховой и накопительной пенсии

Сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) гражданина в год выхода на пенсию будет умножаться на стоимость пенсионного коэффициента года выхода на пенсию. Стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года установлена в сумме 64 рубля 10 копеек.
Ежегодное увеличение назначенных страховых пенсий осуществляется исходя из роста стоимости пенсионного коэффициента (по сути, аналогично ранее действовавшему порядку индексации трудовых пенсий, и в те же сроки). С 01.02.2015 года величина пенсионного коэффициента увеличена на 11,4% (индекс роста цен за 2014 год). Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты.
Например, если обратиться за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а размер страховой пенсии — на 45%.
В страховой стаж, как и ранее, засчитываются такие социально значимые периоды, как служба в армии по призыву, уход за ребенком, уход за ребенком-инвалидом, уход за гражданином старше 80 лет. За эти так называемые «нестраховые периоды» начисляется 1,8 балла в год. При этом период ухода за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка, максимально 6 лет) оценивается дифференцированно — 1,8 за первого ребенка, 3,6 за второго ребенка, 5,4 за третьего и четвертого ребенка.

Повышение общего уровня пенсионного обеспечения в 2015 году

Законом предусмотрена ежегодная индексация и страховой, и социальной пенсии.
С 1 февраля 2015 года страховые пенсии проиндексированы на 11,4%, — на индекс роста потребительских цен за 2014 год. В результате средний размер страховой пенсии по старости увеличился на 1245 рублей и составил 12900 рублей.
С 1 апреля 2015 года с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера за 2014 год социальные и иные соответствующие пенсии, установленные Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», увеличены на 10,3%. Средний размер социальной пенсии повысился до 8311 рублей, средний размер социальной пенсии детей-инвалидов и инвалидов с детства 1 группы составил 12371 рубль, средний размер пенсии инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих 2 пенсии, составил 29371 и 31488 рублей соответственно.
Страховые пенсии с 1 февраля 2015 года проиндексированы на 11,4%. Социальные пенсии с 1 апреля 2015 года увеличены на 10,3%.
В августе 2015 года работающим пенсионерам будет произведена корректировка размеров страховых пенсий с учетом страховых взносов, поступивших в 2014 году.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Индексация социальных пособий, выплат и компенсаций

В 2015 году предусмотрен особый порядок индексации социальных пособий, выплат и компенсаций для сглаживания влияния на граждан, нуждающихся в особой поддержке государства, высоких инфляционных издержек. Индексация проводится в два этапа.
На первом этапе в 2015 году проведена индексация на 5,5%, на втором этапе с 1 февраля 2016 года предусмотрена доиндексация размера социальных выплат, пособий до фактического индекса роста потребительских цен за 2015 год.
Данный порядок индексации выплат предусмотрен для ряда категорий граждан, которым требуется поддержка со стороны государства, в том числе:
— участников и инвалидов Великой Отечественной войны;
— ветеранов боевых действий;
— Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации;
— полных Кавалеров Ордена Славы;
— Героев Социалистического труда, Героев труда Российской Федерации и полных Кавалеров Ордена Трудовой славы;
— лиц, награжденных знаком «Житель блокадного Ленинграда»;
— несовершеннолетних узников концлагерей;
— членов семей погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
— инвалидов;
— детей-инвалидов;
— граждан, подвергшихся воздействию радиации;
— детей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, лиц, являющихся получателями государственных пособий,
— граждан, имеющих детей.

Социальное обслуживание граждан

С 1 января 2015 года началась реализация Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», направленного на обеспечение прав граждан на социальное обслуживание, повышение его доступности, качества, безопасности и эффективности.
Впервые установлена возможность предоставления социального обслуживания не только государственными организациями, но и организациями негосударственного сектора, индивидуальными предпринимателями. Гражданин для получения социальных услуг вправе выбрать самостоятельно поставщика социальных услуг, независимо от его организационно-правовой формы.
В законе установлен перечень оснований для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, который не является исчерпывающим, поскольку нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации перечень таких оснований может быть расширен.
Впервые предусмотрено формирование индивидуальной программы предоставления социальных услуг, которая составляется исходя из потребности в социальных услугах и содержит информацию о форме, виде, объеме, периодичности и сроках предоставления услуг, а также перечень рекомендуемых поставщиков. Указанная программа имеет обязательный характер для поставщика услуг.
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах предоставляются бесплатно несовершеннолетним детям и лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Социальное обслуживание на дому и в полустационарной форме с 2015 года предоставляется бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно. Предельная величина устанавливается в каждом регионе отдельно.
Размер предельной величины среднедушевого дохода не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения (до 2015 года — не ниже прожиточного минимума).
Предусмотрено, что гражданам, при необходимости, оказывается содействие в получении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение). Это содействие будет заключаться в привлечении предоставляющих такую помощь организаций через механизмы межведомственного взаимодействия. Мероприятия по социальному сопровождению будут отражаться в индивидуальной программе.
В соответствии с принятым законом вводятся информационные системы, где будут сформированы реестры поставщиков социальных услуг и регистры получателей социальных услуг, что позволит сделать сферу социального обслуживания более открытой, прозрачной и понятной для граждан.
Предусмотрено проведение независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания. Такая оценка является одной из форм общественного контроля (информация о результатах независимой оценки размещается на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет»).
Оценка проводится по таким общим критериям, как открытость, доступность информации об организации социального обслуживания, комфортность условий предоставления социальных услуг и доступность их получения, время ожидания предоставления социальной услуги, доброжелательность, вежливость, компетентность работников организаций социального обслуживания, удовлетворенность качеством оказания услуг.

Социальная защита инвалидов

Внесены изменения в 25 законодательных актов, которые создают условия для формирования полноценной, безбарьерной среды в важнейших сферах жизни для конкретных групп инвалидов в зависимости от нарушенных функций организма. Комплексные поправки внесены в законодательство в рамках реализации Россией положений Конвенции о правах инвалидов. Изменения затрагивают сферу социальной защиты, культуру, транспорт, здравоохранение, сферы информации и связи, жилищной политики, избирательного права, уголовно-исполнительной системы.
Впервые введена норма о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности, а также понятие «абилитация» (система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности).
Идет работа по формированию федерального реестра инвалидов.
Определены особенности обслуживания пассажиров- инвалидов на различных видах транспорта, а также особенности предоставления им услуг связи.
Для инвалидов по слуху на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур необходимая звуковая информации должна быть продублирована в доступной для них форме. Кроме того, устанавливается возможность вызова экстренных оперативных служб при помощи SMS-сообщений. Определяется, что инвалиды по зрению должны сопровождаться специальным персоналом на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, а надписи, знаки и иная текстовая и графическая информация должны быть продублированы знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Кроме того, инвалидам по зрению будет создана возможность получения литературы в библиотеках в специальных доступных форматах на различных носителях.
Инвалидам по зрению предоставлено право использовать вместо собственноручной подписи ее факсимильное воспроизведение при участии в осуществлении кредитной или иной организацией операций с наличными деньгами. Указанные изменения приняты в целях создания для более 200 тысяч инвалидов по зрению равных условий с другими гражданами в реализации гражданских прав.
В целях поддержки занятости инвалидов и сохранения рабочих мест на предприятиях, единственными учредителями которых являются всероссийские общества инвалидов, планируется увеличение со 100 тысяч рублей до 1 миллиона суммы, на которую в рамках государственных закупок заказчик вправе приобрести товары, работы или услуги у предприятий и организаций, учрежденных общественными организациями инвалидов, без конкурсных процедур как у единственного поставщика. Соответствующий законопроект внесен депутатами фракции «Единая Россия» в Государственную Думу в мае 2015 года.
Принятие указанного законопроекта облегчит 364 предприятиям, на которых сегодня трудятся свыше 11 тысяч инвалидов, реализацию произведенной ими продукции, а также обеспечит сохранение рабочих мест на указанных предприятиях.

Государственная программа «Доступная среда»

Принято решение о продлении государственной программы «Доступная среда» на 2016-2020 годы. В настоящее время идет работа по разработке программы, планируется включение в нее новых мероприятий, направленных на создание условий для профессионального развития и повышение уровня занятости инвалидов, а также на совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
В 2015 году на реализацию мероприятий государственной программы «Доступная среда» предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 41,09 млрд. рублей, из них на обеспечение доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов и услуг – 9,89 млрд. рублей, на совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы – 31,2 млрд. рублей.
Увеличено софинансирование региональных программ за счет федеральной доли с 50% до 70%, а для высокодотационных регионов, а также Республики Крым и Севастополя софинансирование составит 95%.

Предоставление дополнительных прав родителям, воспитывающим детей-инвалидов

Принят Федеральный закон, который дополняет Трудовой кодекс Российской Федерации новой статьей 2621, в соответствии с которой одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться по его желанию в удобное для него время.

Социальная поддержка граждан из подразделений
особого риска

В весеннюю сессию принят Федеральный закон «О внесении изменений в Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», который устраняет несоответствие положений действующего законодательства и Конституции Российской Федерации по возмещению вреда здоровью гражданам из подразделений особого риска, ставшими инвалидами в результате радиационного воздействия, и позволяет обеспечить назначение указанной категории лиц ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда.
В настоящее время ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда выплачивается в размере:
инвалидам I группы — 16 338,24 руб.;
инвалидам II группы — 8 169,13 руб.;
инвалидам III группы — 3 267,64 руб.
Численность сотрудников подразделений особого риска, которые являются инвалидами и имеют право на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, составляет 5 284 человека.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗАНЯТОСТЬ

Регулирование занятости мигрантов

В конце 2014 года были приняты поправки в законодательство, которые установили требования к найму иностранных работников. Эти поправки устранили неоправданные преимущества, которыми обладали при найме такие работники, так как за них работодатель не платил страховые взносы, не было требований об оформлении медицинских полисов. Естественно, это влияло на стоимость рабочей силы.
В Трудовом кодексе появилась новая глава 50.1, в которой установлено, что на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Определен порядок приема на работу таких граждан, перечень предоставляемых ими документов.
Обязательным для включения в трудовой договор стало условие об оказании такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора. Для этого либо иностранный гражданин должен оформить договор добровольного медицинского страхования, либо работодатель должен заключить с медицинской организацией договор о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг. В страховку или договор должно входить условие о получении работником, как минимум, первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.
Был принят закон, устанавливающий обязанность работодателей платить взносы в Пенсионный фонд за трудового мигранта с первого дня его работы.
С 1 января 2015 года обязательное пенсионное страхование распространяется на трудовых мигрантов независимо от срока, на который с ними заключен трудовой договор (ранее такие работники не платили страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, если трудовой договор с ними заключен на срок не менее шести месяцев). Таким образом, была устранена экономическая выгода от найма иностранных работников вместо российских.
На иностранных работников с 1 января 2015 распространено также требование обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности. Тариф взносов для работодателей в Фонд социального страхования РФ установлен в размере 1,8% (общее правило – 2,9%). При этом для трудовых мигрантов не предусмотрено право на оплачиваемый отпуск по беременности и родам, с целью исключения возможности для злоупотреблений в этой сфере.

Защита от дискриминации при трудоустройстве

Федеральным законом уточнен порядок реализации лицом, которому отказано в заключении трудового договора, права на получение от работодателя письменного сообщения о причине отказа.
Установлено, что такое письменное сообщение работодатель обязан предоставить в срок до 7 рабочих дней. Для этого требование об объяснении причин отказа в приеме на работу должно быть также выражено в письменной форме.
Принятие Закона позволяет лицу, которому отказано в заключении трудового договора, в случае необходимости своевременно обратиться в суд за защитой своих трудовых прав.

Содействие трудовой мобильности граждан

В конце 2014 года принят федеральный закон, создавший новый механизм, стимулирующий работодателей, которые реализуют инвестиционные проекты, на привлечение, в случае необходимости, российских работников из других регионов, а не только иностранной рабочей силы.
Правительство РФ утверждает перечень субъектов РФ, относящихся к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов; утверждает правила предоставления соответствующим субъектам РФ субсидий на реализацию региональных программ.
В качестве территорий приоритетного привлечения трудовых ресурсов предлагается рассматривать территории, на которых реализуются значимые инвестиционные проекты, формируются и развиваются инновационные кластеры и (или) особые экономические зоны и которые при этом испытывают потребность в дополнительных трудовых ресурсах.
После проведения Минтрудом России отбора программ субъектов РФ, Правительство РФ утвердило перечень из 15 регионов, которые могут начать исполнение региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов: Забайкальский край, Камчатский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Хабаровский края, Амурская область, Архангельская область, Калужская область, Липецкая область, Магаданская область, Мурманская область, Новосибирская область, Ульяновская область, Чукотский автономный округ.
Правительство РФ утвердило правила предоставления субсидий субъектам РФ на софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов, что позволит в 2015 году оказать поддержку около 3,3 тысяч граждан, переезжающих для трудоустройства в регионы, которые участвуют в реализации соответствующих региональных программ.
Работодатель, включенный в программу, заключает с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ соглашение, в соответствии с которым он будет получать на каждого привлеченного работника сертификат, гарантирующий получение финансовой поддержки (150 тыс. рублей за счет федерального бюджета и 75 тыс. рублей за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации).
Одним из главных условий получения сертификата является трудовой договор, заключенный на срок не менее трех лет.

Применение профессиональных стандартов

Принят закон о применении профессиональных стандартов. Закон устанавливает, что профстандарты являются обязательными для применения работодателями, если требования к квалификации работника установлены в Трудовом кодексе, федеральных законах и других нормативных правовых актах.
Можно привести пример из сферы гражданской авиации. Минтранс РФ в 2010 году своим приказом утвердил Порядок функционирования непрерывной системы профподготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала. Именно эти требования и должны быть обязательными. В другой сфере – здравоохранении – закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает необходимость наличия у медицинских и фармацевтических работников сертификатов специалиста. Порядок и условия выдачи такого сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам утвержден приказом Минздрава от 2012 года.
В остальных случаях, когда обязательность применения квалификационных характеристик не оговорена в законодательстве, они используются работодателем в качестве основы для определения требований к квалификации с учетом особенностей конкретного производства.
При этом решение о том, что конкретно использовать из требований профстандартов в кадровой политике, при управлении персоналом, при обучении, аттестации своих сотрудников, при разработке должностных инструкций, присвоении тарифных разрядов работодатель принимает самостоятельно.
Закон не содержит различий применения этих норм для организаций государственного и частного секторов экономики. При этом Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений наделено правом дополнительно определять требования профстандартов, обязательные для применения в госсекторе.
В законопроекте закрепляется связь между профессиональными и образовательными стандартами.
Поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации» определяют, что требования к профессиональным компетенциям, которые содержатся в образовательных стандартах (ФГОС), а также конкретные программы профессионального обучения формируются на основе соответствующих профстандартов. На работу по обновлению уже принятых ФГОС и приведение их в соответствие с профессиональными стандартами законопроект предусматривает 1 год со дня вступления закона в силу. Увязка внедрения профстандартов с пересмотром образовательных стандартов позволит экономике страны получить более подготовленные кадры.
Новые требования вступят в силу с 1 июля 2016 года.

Запрет на допуск к педагогической деятельности для лиц, осужденных за реабилитацию нацизма

Принят Федеральный закон, который дополнил перечень преступлений, в случае привлечения за совершение которых запрещается занятие профессиональной деятельностью с участием несовершеннолетних. В указанный перечень включены преступления, предусмотренные главой 34 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против мира и безопасности человечества» (в эту главу УК РФ входит, в частности, статья 3541 Реабилитация нацизма).
Законом внесены соответствующие изменения в статьи 331 и 3511 Трудового кодекса Российской Федерации, а также в Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».