Статья 919 коап рф

admin

Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2009 г. N 919-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Коробейниковой Светланы Ивановны на нарушение ее конституционных прав частью 1 статьи 4. 1, частью 1 статьи 18.16 и статьей 23.67 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2009 г. N 919-О-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Коробейниковой Светланы Ивановны на нарушение ее конституционных прав частью 1 статьи 4.1, частью 1 статьи 18.16 и статьей 23.67 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданки С.И. Коробейниковой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка С.И. Коробейникова оспаривает конституционность части 1 статьи 4.1 «Общие правила назначения административного наказания», части 1 статьи 18.16 «Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах)» и статьи 23.67 «Органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции» КоАП Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, индивидуальный предприниматель С.И. Коробейникова на основании постановления Управления Федеральной миграционной службы по Самарской области от 16 сентября 2008 года была привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.16 КоАП Российской Федерации, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 350 000 рублей (наименьший размер в пределах санкции данной нормы). Решением Арбитражного суда Самарской области от 5 ноября 2008 года, оставленным без изменения решениями арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций, в отмене указанного постановления заявительнице отказано.

Заявительница просит признать оспариваемые ею законоположения не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 2 , 15 ( часть 4 ), 17 ( часть 1 ), 18 , 19 ( часть 1 ), 21 ( часть 2 ), 34 ( часть 1 ), 35 ( части 3 ), 45 ( часть 1 ), 46 ( часть 1 ) и 55 ( части 1 и 2 ), а также гарантиям, установленным статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьей 1 Протокола N 1 к данной Конвенции, поскольку эти законоположения допускают рассмотрение дела об административном правонарушении и назначение наказания в рамках административной (внесудебной) процедуры, исключая при этом право органа, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, назначить наказание ниже низшего предела. Неконституционность оспариваемых законоположений, по мнению заявительницы, состоит также в том, что они исключают и право суда, рассматривающего заявление о признании незаконным соответствующего постановления административного органа, снизить наказание ниже низшего предела.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные С.И. Коробейниковой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.

Положения главы 4 «Назначение административного наказания» КоАП Российской Федерации, не предусматривая возможность назначения административного наказания ниже низшего предела, определенного законом, устанавливающим административную ответственность за совершение административного правонарушения, вместе с тем предполагают назначение административного наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности ( статья 2.9 КоАП Российской Федерации). Таким образом, законодателем обеспечена необходимая дискреция юрисдикционных органов при применении административных наказаний.

Положения части 1 статьи 18.16 КоАП Российской Федерации, оспариваемые заявительницей, направлены на обеспечение соблюдения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах, и содержат альтернативную санкцию, предусматривающую назначение лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, одного из двух видов административного наказания — административного штрафа либо административного приостановления деятельности.

Положения главы 23 КоАП Российской Федерации, определяющие судей, органы и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (к которым в соответствии со статьей 23.67 КоАП Российской Федерации относятся органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции), направлены на реализацию задач производства по делам об административных правонарушениях по всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств каждого дела, разрешению его в соответствии с законом, обеспечению исполнения вынесенного постановления, а также выявлению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Указанные положения не предполагают возможность рассмотрения дел об административных правонарушениях в произвольном порядке и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявительницы.

Кроме того, частью 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации предусмотрена возможность обжалования лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, постановления по делу об административном правонарушении в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Настаивая на проверке конституционности оспариваемых законоположений, заявительница фактически выражает несогласие с решением Управления Федеральной миграционной службы по Самарской области от 16 сентября 2008 года о привлечении ее к административной ответственности, а также судебными решениями, которыми в отмене указанного правоприменительного акта было отказано. Между тем проверка законности и обоснованности вынесенных по конкретному делу правоприменительных актов, в том числе судебных решений, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40 , пунктом 2 части первой статьи 43 , частью первой статьи 79 , статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Коробейниковой Светланы Ивановны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

Статья 919. Хранение в ломбарде

1. Договор хранения в ломбарде вещей, принадлежащих гражданину, является публичным договором (статья 426).

2. Заключение договора хранения в ломбарде удостоверяется выдачей ломбардом поклажедателю именной сохранной квитанции.

3. Вещь, сдаваемая на хранение в ломбард, подлежит оценке по соглашению сторон в соответствии с ценами на вещи такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле в момент и в месте их принятия на хранение.

4. Ломбард обязан страховать в пользу поклажедателя за свой счет принятые на хранение вещи в полной сумме их оценки, произведенной в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 919 ГК РФ

1. Нормы гражданского законодательства, регламентирующие отношения по поводу хранения, в основном диспозитивны — стороны могут выбирать различные варианты поведения (то или иное правило закона сопровождается словами: «если иное не предусмотрено договором»). В изъятие из этого общего правила положения о хранении вещей в ломбарде отмечены императивным началом: законом предписывается определенный вариант поведения, отступление от которого не допускается (в том числе и по соглашению сторон).

Отношения, возникающие по поводу хранения вещей в ломбардах, регулируются ГК РФ и Федеральным законом от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ «О ломбардах» (далее — Закон о ломбардах).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2007. N 31. Ст. 3992.

2. Ломбардом является юридическое лицо — специализированная коммерческая организация , основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбард вправе принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также ограниченных в обороте . Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг (ст. 2 Закона о ломбардах).

———————————
Коммерческой организацией признается юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (п. 1 ст. 50 ГК).

См. об этом: Объекты гражданских прав: Постатейный комментарий к главам 6, 7 и 8 Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2009.

3. Указание на то, что договор хранения вещей в ломбарде является публичным, означает, что ломбард обязан оказывать услуги по хранению вещей каждому гражданину, который к нему обратится. Ломбард не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора хранения, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Вознаграждение за хранение вещей в ломбарде, а также иные условия договора хранения устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий граждан.

———————————
Естественно, что ломбардом устанавливаются различные размеры вознаграждения и разные условия хранения в зависимости от того, какая вещь сдается на хранение.

Отказ ломбарда от заключения договора хранения с гражданином, желающим сдать на хранение вещи, могущие быть предметом соответствующего договора, не допускается. При необоснованном уклонении ломбарда от заключения договора хранения гражданин вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Кроме того, ломбард в этом случае должен возместить убытки, причиненные уклонением от заключения договора (ст. 426, п. 4 ст. 445 ГК).

4. Существенными условиями договора хранения вещей в ломбарде являются:

— наименование сданной на хранение вещи;

— сумма ее оценки;

— размер вознаграждения за хранение;

— порядок уплаты вознаграждения хранителю (ст. 9 Закона о ломбардах).

Если не достигнуто соглашение по какому-либо из названных условий, то договор не считается заключенным (ст. 432 ГК) (иными словами, договора попросту нет).

5. Именная сохранная квитанция, удостоверяющая заключение договора хранения, составляется в двух экземплярах. Один из них выдается поклажедателю, другой остается в ломбарде.

Сохранная квитанция должна содержать следующие положения и информацию:

1) наименование, адрес (место нахождения) ломбарда, а также адрес (место нахождения) территориально обособленного подразделения (в случае если он не совпадает с адресом (местом нахождения) ломбарда);

2) фамилию, имя, отчество поклажедателя, если иное не вытекает из федерального закона или национального обычая, дату его рождения, гражданство (для лица, не являющегося гражданином Российской Федерации), данные паспорта или иного удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации документа;

3) наименование и описание сданной на хранение вещи, позволяющие ее идентифицировать;

4) сумму оценки сданной на хранение вещи;

5) дату сдачи вещи на хранение и срок ее хранения;

6) технологические условия хранения вещи;

7) вознаграждение за хранение и порядок его уплаты.

Сохранная квитанция должна содержать информацию о том, что поклажедатель в случае реализации не востребованной им вещи имеет право получить от ломбарда сумму, вырученную от продажи невостребованной вещи, или сумму ее оценки (наибольшую из указанных сумм), за вычетом расходов на ее хранение.

Сохранная квитанция может содержать также иные соответствующие закону положения (ст. 9 Закона о ломбардах).

6. Правило, сформулированное в п. 3 комментируемой статьи, воспроизводится в Законе о ломбардах (ст. 5). На практике, конечно, более сильной стороной является ломбард, который диктует свою волю при оценке вещи, сдаваемой на хранение.

7. Возложение на ломбард обязанности страховать вещи, принятые на хранение, обусловлено существом возникающих отношений и спецификой субъекта, принимающего вещи на хранение.

Страхование призвано максимально обеспечить интересы поклажедателей (и залогодателей), поскольку у ломбарда может попросту не хватить средств для расчета со всеми поклажедателями (и залогодателями) в случае утраты или повреждения вещей, переданных ломбарду на хранение (или в залог).

Обязанность ломбарда страховать вещи, принятые на хранение, конкретизируется в Законе о ломбардах. В силу ст. 6 этого Закона ломбард обязан страховать риск утраты и повреждения вещи. Вещь должна быть застрахована на протяжении всего периода ее нахождения в ломбарде. Ломбард вправе страховать за свой счет иные риски, связанные с вещью, принятой на хранение (или в залог) (ст. 6 Закона о ломбардах).

В комментируемой статье указывается, что страхование осуществляется ломбардом за свой счет. Это правило воспроизводится в Законе о ломбардах и усиливается запретом понуждения поклажедателя (или заемщика) к страхованию вещи (ст. 6). Понятно, что с экономической точки зрения соответствующие затраты несет поклажедатель — они закладываются в вознаграждение, которое поклажедатель должен уплатить ломбарду.

8. На соответствующие отношения распространяется законодательство о защите прав потребителей.

9. Ломбард является профессиональным хранителем. Стало быть, он несет повышенную ответственность за утрату, повреждение или недостачу вещей, принятых на хранение (см. абз. 2 п. 1 ст. 901 ГК и соответствующий комментарий).

Статья 919 коап рф

ЛОМБАРДЫ — ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Финансовый кризис, заставивший банковские структуры сократить кредитование физических лиц, дал толчок развитию ломбардной деятельности. Если еще совсем недавно количество ломбардов в нашей стране было сравнительно невелико, то сегодня с ломбардом столкнуться можно не только на центральных улицах городов, но и в магазинах шаговой доступности, и даже на остановках общественного транспорта.
О правовых основах деятельности ломбардов и пойдет речь в настоящем материале.

Согласно пункту 1 статьи 358 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями — ломбардами. То есть, проще говоря, ГК РФ определяет ломбард как специализированную коммерческую компанию, бизнес которой заключается в кредитовании граждан под залог их личного движимого имущества.
Отношения, возникающие при осуществлении ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей, регулируются специальным законом, а именно — Федеральным законом от 19.07.2007 г. N 196-ФЗ «О ломбардах» (далее — Закон N 196-ФЗ).
Понятие ломбарда и основные требования к их деятельности установлены статьей 2 Закона N 196-ФЗ.
Так, в Законе N 196-ФЗ под ломбардом понимается юридическое лицо — специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
При этом ломбардам не запрещено осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 г. N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Таким образом вести ломбардную деятельность могут исключительно коммерческие организации, индивидуальные предприниматели сегодня такой возможности лишены.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 196-ФЗ ломбард должен иметь полное наименование на русском языке, и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

Для справки: специальные требования к фирменному наименованию юридического лица определены в главе 76 части четвертой ГК РФ.

В силу того, что каких-либо ограничений для организационно-правовой формы ломбардов Закон N 196-ФЗ не устанавливает, то они могут создаваться в любых организационно-правовых формах, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 ГК РФ для коммерческих организаций.

Заметим, что с середины 2014 года ломбарды относятся к финансовым организациям, поднадзорным Центральному банку Российской Федерации, в связи с чем, к их деятельности предъявляются специальные требования.
Во-первых, Законом N 196-ФЗ установлены специальные требования к органам управления ломбарда.
В силу статьи 2.1 Закона N 196-ФЗ членами совета директоров (наблюдательного совета), членами коллегиального исполнительного органа, единоличным исполнительным органом ломбарда не могут являться:

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Статья 919 ГК РФ. Хранение в ломбарде

1. Договор хранения в ломбарде вещей, принадлежащих гражданину, является публичным договором (статья 426).

2. Заключение договора хранения в ломбарде удостоверяется выдачей ломбардом поклажедателю именной сохранной квитанции.

3. Вещь, сдаваемая на хранение в ломбард, подлежит оценке по соглашению сторон в соответствии с ценами на вещи такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле в момент и в месте их принятия на хранение.

4. Ломбард обязан страховать в пользу поклажедателя за свой счет принятые на хранение вещи в полной сумме их оценки, произведенной в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Комментарии к ст. 919 ГК РФ

Хранение в ломбарде является частным случаем договора хранения. Хранителем может выступать только ломбард.

Договор является публичным, то есть должен быть заключен с любым, кто обратиться в ломбард.

Подтверждением заключенного договора хранения является именная сохранная квитанция, которая выдается поклажедателю.

Стоимость вещи, сдаваемой в ломбард, определяется соглашением сторон. Однако при этом стороны должны ориентироваться на цены, которые установлены на вещи такого рода и качества в торговле в момент и месте их принятия на хранение.

На ломбарде лежит обязанность по страхованию в пользу поклажедателя сданных на хранение вещей в полной сумме их оценки на случай повреждения или утраты вещи. Это одна из особенностей договора хранения в ломбарде. Заложенная или сданная на хранение вещь должна быть застрахована на протяжении всего периода ее нахождения в ломбарде. Не допускается понуждение заемщика или поклажедателя к страхованию вещи, принятой от него в залог или на хранение, за его счет. Ломбард вправе страховать за свой счет иные риски, связанные с вещью, принятой в залог или на хранение.

Отношения сторон по поводу хранения в ломбарде регулируются не только Гражданским кодексом, но и Федеральным законом от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах».

ЛОМБАРДЫ В РОССИИ: СОЗДАНИЕ, ОТЧЕТНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В данной статье специалистами Юридической компании «ДЕКАРТ» (ЮК «ДЕКАРТ») проводится анализ российского рынка ломбардов , рассматриваются особенности создания и осуществления деятельности ломбарда , а также его ответственность, предусмотренная законодательством РФ.

Центральным нормативным правовым актом , регулирующим деятельность ломбардов, является Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – ФЗ № 196 ). В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ № 196 ломбардом является юридическое лицо — специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

На сегодняшний день ломбарды являются полноправными участниками современного финансового рынка и занимают значительную долю рынка потребительского кредитования. Основными причинами стремительного развития ломбардной отрасли в России стали:

  1. доступность для населения, в том числе выраженная в лояльном отношении ломбардов к заемщикам при выдаче займов;
  2. оперативность рассмотрения вопроса о предоставлении и оформлении займа;
  3. минимальный перечень документов, необходимых для предоставления займа;
  4. минимальные требования к имуществу, выступающему в качестве обеспечения по займу, и простота его оформления в залог;
  5. отсутствие на законодательном уровне требований к наличию специальной лицензии или разрешения, выдаваемого уполномоченным государственным органом, для осуществления ломбардной деятельности.

Именно поэтому, например, заложить в ломбарде дорогостоящие часы или ювелирные изделия и получить необходимую сумму денег, часто оказывается проще и быстрее, чем оформить в банке потребительский кредит наличными.

На сегодняшний день, в зависимости от предмета залога, под который выдается заем, на рынке представлены следующие виды ломбардов :

  1. Автомобильный ломбард : заем выдается под залог автомобилей.
  2. Ломбард бытовой и иной техники : предметом залога при выдаче займа выступают бытовая техника, фото- и видеоаппаратура, мобильные телефоны, телевизоры и компьютеры.
  3. Меховой ломбард : заем предоставляется под залог меховых и кожаных изделий.
  4. Часовой ломбард : предметом залога выступают часы высокого качества и известного бренда.
  5. Антикварный ломбард : заем выдается под залог антикварных вещей. Антиквариатом признаются старые и/или редкие художественные произведения или другие ценные вещи, которые являются объектами коллекционирования и торговли. Например, к таким вещам относятся оружие, монеты, посуда, картины, иконы, мебель, предметы домашнего обихода и др.
  6. Ювелирный ломбард : кредитование осуществляется под залог ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней.

Указанное разделение ломбардов на виды было обусловлено существующими на рынке тенденциями, при этом, законодательно ломбарды на какие-либо виды или группы не разделяются . Во всех случаях стоимость предмета залога должна быть сопоставима сумме выдаваемого займа. Дополнительно предмет залога должен находиться в работоспособном состоянии и/или в надлежащем виде и соответствовать требованиям, установленным ломбардом. Следует отметить, что наибольшую популярность на рынке приобрели автомобильный и ювелирный ломбарды ввиду относительно простой процедуры реализации предмета залога и повышенного спроса на него со стороны покупателей.

Создание и деятельность ломбарда регулируется, прежде всего, ФЗ № 196, а также Гражданским кодексом РФ (часть первая), Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и иными нормативными правовыми актами РФ.

Надзор за деятельностью ломбардов по предоставлению краткосрочных займов осуществляет Банк России.

Основными (общими) нормативными правовыми актам (НПА) , регулирующими деятельность ломбардов в России, являются:

  1. Гражданский кодекс РФ;
  2. Налоговый кодекс РФ;
  3. Кодекс РФ об административных правонарушениях;
  4. Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях»;
  5. Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах»;
  6. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  7. Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»;
  8. Федеральный закон от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  9. Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»;
  10. Постановление Правительства РФ от 01.10.2015 № 1052 «О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями» (вместе с «Правилами ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями»);
  11. Приказ Минфина РФ от 14.01.2008 № 3н «Об утверждении форм бланков строгой отчетности»;
  12. Указание Банка России от 07.10.2013 № 3073-У « Об осуществлении наличных расчетов»;
  13. Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»;
  14. Указание Банка России от 23.04.2014 № 3240-У «О табличной форме индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа)»;
  15. Указание Банка России от 29.04.2014 № 3249-У «О порядке определения Банком России категорий потребительских кредитов (займов) и о порядке ежеквартального расчета и опубликования среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа)»;
  16. Указание Банка России от 28.12.2014 № 3510-У «О порядке и сроках направления уведомления лицом, получившим право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал некредитной финансовой организации, а также порядке запроса Банком России информации о лицах, которые прямо или косвенно имеют право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал некредитной финансовой организации»;
  17. Указание Банка России от 21.12.2015 № 3906-У «О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета»;
  18. Указание Банка России от 30.12.2015 № 3927-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда»;
  19. Указание Банка России от 13.01.2017 № 4263-У «О сроках и порядке составления и представления некредитными финансовыми организациями в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами»;
  20. Приказ Банка России от 31.07.2017 № ОД-2169 «О распределении обязанностей по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации микрофинансовыми организациями, ломбардами, кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими микрофинансовые организации, саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими кредитные потребительские кооперативы, в Банке России и отмене приказа Банка России от 11.12.2015 № ОД-3565 и приказа Банка России от 28.03.2016 N ОД-1056»;
  21. информационные письма Банка России;

Отдельно необходимо выделить нормативные правовые акты ( НПА ), к оторые действуют в отношении ювелирных и антикварных ломбардов , так называемые, НПА специального регулирования :

  1. Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;
  2. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров».
  3. Постановление Правительства РФ от 06.06.1998 № 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами»;
  4. Постановление Правительства РФ от 05.04.1999 № 372 «О сертификации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них»;
  5. Постановление Правительства РФ от 28.09.2000 №731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности»;
  6. Постановление Правительства РФ от 07.06.2001 №444 «Об утверждении Правил скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий»;
  7. Постановление Правительства РФ от 01.10.2015 № 1052 «О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями» (вместе с «Правилами ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями»);
  8. Приказ Минфина России от 01.02.2016 № 5н «Об утверждении форм документов, необходимых для специального учета юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями»;
  9. Приказ Минфина России от 09.12.2016 № 231н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении».

Процедура создания ломбарда сопоставима процедуре создания обычного юридического лица, однако, существуют свои особенности и некоторые исключения :

— Ломбард должен иметь полное (вправе сокращенное) фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование должно содержать слово «ломбард» и указание на организационно-правовую форму.

— Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме профессиональной деятельности по предоставлению краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг . В тоже время, в законодательстве РФ отсутствует прямой запрет на привлечение ломбардом займов от третьих лиц в рамках осуществления хозяйственной деятельности, например, для пополнения оборотных средств. По мнению ЮК «ДЕКАРТ», получение займа от третьих лиц не направлено на получение дохода, а значит не относится к иной предпринимательской деятельности. Ряд эксперт придерживается мнения, что ломбарды вправе привлекать денежные средства только в виде кредитов от кредитных организаций или займов от своих учредителей (владельцев). Несмотря на это, в виду отсутствия официальных разъяснений со стороны регулятора (Банка России) однозначного понимания по данному вопросу в настоящее время не существует, что влечет для ломбардов правовые риски.

— Следует отметить, что при регистрации ломбарда в кодах ОКВЭД должно быть указаны:

  1. 22.6 Предоставление ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества;
  2. 13.5 Предоставление услуг по хранению ценностей.

— ФЗ № 196 устанавливаются отдельные требования к органам управления ломбарда. Так, членами совета директоров, членами коллегиального исполнительного органа, единоличным исполнительным органом ломбарда не могут являться:

  1. лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа некредитных финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования (отзыва) прошло менее 3 (трех) лет;
  2. лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
  3. лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.

— ФЗ № 196 также устанавливаются отдельные требования к учредителям (участникам и акционерам) ломбарда . Так, ф изическое лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти, не вправе прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и/или простого товарищества, и/или поручения, и/или акционерным соглашением, и/или иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) ломбарда, получать право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал ломбарда.

При этом, лицо , которое прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и/или простого товарищества, и/или поручения, и/или акционерным соглашением, и/или иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) ломбарда, получило право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал ломбарда , обязано направить соответствующее уведомление в ломбард и в Банк России в порядке и сроки, которые установлены нормативными актами Банка России.

— Ломбарды на основании пп. 7 п. 3 ст. ст. 346.12 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ не вправе применять упрощенную систему налогообложения (УСН) .

— Для начала осуществления деятельности ломбард обязан разработать целый перечень внутренних документов : залоговый билет, именная сохранная квитанция, д оговор потребительского займа, включая общие и индивидуальные условия договора потребительского займа, правила внутреннего контроль (ПВК) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) , политика в отношении обработки персональных данных и реализуемых требований к защите персональных данных.

— В случае, если ломбард, как правило, ювелирный или антикварный ломбард , планирует принимать в залог изделия, в том числе ювелирные, из драгоценных металлов и драгоценных камней , то ему необходимо встать на специальный учет в ФКУ «Пробирная палата России» в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты государственной регистрации. При этом, ломбарду не требуется вставать на учет в Росфинмониторинге.

Ломбарды в соответствии законодательством РФ о ломбардах представляют в Банк России следующую отчетность :

— Отчет о деятельности ломбарда (ф. 0420890):

  1. за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года — н е позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода;
  2. за календарный год дважды :

— не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года (в этом случае заполняются только разделы 1 и 3 отчета);

— не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года (в этом случае заполняются разделы 1-4 отчета).

Необходимо отметить, что к отчету о деятельности ломбарда за календарный год, представляемому не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года, также прилагается электронный документ, содержащий годовую бухгалтерскую отчетность ломбарда, составленную в соответствии с требованиями законодательства РФ.

— Отчет о персональном составе руководящих органов (ф. 0420891) (помимо представления информации о руководящих органах ломбарда необходимо указать сведения о работниках, осуществляющих оценку вещей):

  1. по окончании календарного года – не позднее 15 рабочих дней после отчетного года;
  2. в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе руководящих органов ломбарда — не позднее 15 рабочих дней после даты изменения сведений.

— Отчетность об операциях с денежными средствами ( форма № 0420001 «Информация о видах и суммах операций с денежными средствами некредитных финансовых организаций» представляется в Банк России начиная с сентября 2015 года в качестве отчетного месяца):

  1. не позднее 15 рабочего дня месяца, следующего за отчетным месяцем.

Указанная отчетность ломбардов представляется в Банк России в форме электронного документа посредством личного кабинета на сайте Банка России в сети «Интернет». Данный документ предварительно подготавливается с помощью специальной программы-анкеты Банка России. При этом отчетность ломбарда должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭП) руководителя (единоличного исполнительного органа) ломбарда, полученной в одном из удостоверяющих центров, аккредитованных Минкомсвязью России, в соответствии с Указанием Банка России от 21.12.2015 № 3906-У «О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета» .

Кроме этого, ломбарды, как и другие организации, попадающие под действие Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ст. 5 ФЗ № 115), обязаны также регулярно представлять отчет о результатах проверки наличия среди клиентов организаций и физических лиц , в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, через личный кабинет (ЛК) на Интернет-сайте Росфинмониторинга с использованием квалифицированной ЭП руководителя организации или специального должностного лица, ответственного за реализацию Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Ответственность ломбардов определяется ФЗ № 196, Кодексом об административных правонарушениях РФ ( КоАП РФ ) и Гражданским кодексом РФ ( ГК РФ ).

Ломбард (организация, выдающая ссуды под залог движимого имущества сроком не более чем на 1 год), может быть привлечена к административно-правовой ответственности, в соответствии с КоАП РФ, по следующим основаниям:

— ст. 15.26.2 КоАП РФ «Нарушение ломбардом законодательства РФ»:

  1. нарушение ломбардом законодательства РФ о ломбардах — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. рублей;
  2. совершение действий ломбардом, направленных на возврат задолженности по договору потребительского займа, не предусмотренных законодательством РФ о потребительском кредите (займе), — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей; на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. рублей;

— ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ « Невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России» — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридических лиц — от 500 до 700 тыс. рублей;

— ст. 19.7.3 КоАП РФ « Непредставление информации в Банк России» — непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и/или необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и/или недостоверной информации, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством РФ о ломбардах Банком России дается предписание об устранении нарушения законодательства РФ о ломбардах, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. рублей; на должностных лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. рублей или дисквалификацию на срок до 1 (одного) года; на юридических лиц — от 500 до 700 тыс. рублей;

— ст. 15.27. КоАП РФ «Неисполнение требований законодательства о ПОД/ФТ». С административной ответственностью ломбардов в сфере ПОД/ФТ более подробно можно ознакомиться в одной из статей ЮК «ДЕКАРТ».

В соответствии с ч. 4 ст. 358 ГК РФ ломбард несет ответственность за повреждение или утрату вещи, если только не докажет, что повреждение/утеря вещи произошла вследствие непреодолимой силы в связи с тем, что в соответствии с ч. 3 ст. 358 ГК РФ и ч. 4 ст. 919 ГК РФ , ст. 6 ФЗ № 196 ломбард обязан застраховать имущество, переданное в залог/на хранение, на сумму оценки.

Таким образом, необходимо констатировать, что пока имущество заемщика находится у ломбарда, последний несет материальную ответственность за его сохранность. Стоит отметить тот факт, что если бы ценности были утеряны по причине ограбления ломбарда, то это не признается обстоятельством непреодолимой силы и на ломбард возлагается ответственность по возмещению материального вреда. Вышеуказанный факт подтверждается сложившейся судебной практикой (например, Апелляционное определение мирового судьи судебного участка № 2 Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской от 30.07.2012 по делу № 11-32/2012 ).

Ознакомиться с услугами ЮК «ДЕКАРТ» для ломбардов, в том числе по созданию, разработке внутренних документов, подготовке отчетности ломбарда для Банка России, можно в разделе «Услуги и цены» на сайте ЮК «ДЕКАРТ».