Введение в специальность для юристов

Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. Жалинский А.Э.

2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009. — 3 62 с.

Учебник подготовлен на базе лекций по курсу «Основы профессиональной деятельности юриста», который читается в ряде высших учебных заведений как введение в специальность.

Автор книги — доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой уголовного права ГУ — ВШЭ, опубликовавший более 300 работ по проблемам криминологии, уголовного права, юридического мышления.

В учебнике раскрыты ранее практически не освещавшиеся в литературе особенности профессиональной деятельности юриста, особенности его труда, правового мышления, служебной карьеры. Особое внимание уделено личностным свойствам юриста и проблемам юридического образования.

Для лиц, избирающих профессию юриста, студентов, преподавателей, научных и практических работников, самого широкого круга читателей.

Формат: doc+pdf / zip

Купить лицензионную электронную версию: litgid.com

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
Введение 5
Глава I. Профессия юриста в обществе 6
§ 1. Исходные положения 6
§ 2. Предпосылки становления профессии юриста 19
§ 3. Научно-методическое обеспечение профессиональной деятельности юриста 27
Глава II. Индивидуальная профессиональная деятельность юристов 32
§ 1. Основные характеристики юридической профессиональной деятельности 32
§ 2. Профессионализм юридической деятельности 41
§ 3. Юридичность (юридический характер) профессиональной деятельности 45
§ 4. Содержание профессиональной деятельности юриста 49
§ 5. Профессиональное поведение юриста 57
Глава III. Отрасль правовых работ 64
§ 1. Построение и функции отрасли 64
§ 2. Социальные перемены и работа юристов 72
§ 3. Социальная среда юридической деятельности 78
§ 4. Инфраструктура отрасли 84
§ 5. Организационный блок инфраструктуры отрасли правовых работ 85
Глава IV. Юристы 89
§ 1. Личность юриста 89
§ 2. Сообщество юристов 96
§ 3. Зарубежный опыт: сообщество юристов в Германии 104
Глава V. Динамика профессии юриста 110
§ 1. Осуществление профессии юриста 110
§ 2. Особенности труда юриста 112
§ 3. Профессиональные обязанности юристов 119
§ 4. Понятие правового подхода к труду юриста 124
§ 5. Исходные посылки 130
Глава VI. Техника юридического труда 138
§ 1. Содержание рабочей техники 138
§ 2. Работа юриста с фиксированной информацией 144
§ 3. Работа с законодательством 147
§ 4. Работа с юридической литературой 152
§ 5. Технология изучения и подготовка документов 156
§ 6. Межличностные коммуникации юриста 160
§ 7. Проведение бесед 163
§ 8. Работа юриста с участниками правового оборота 167
Глава VII. Правовое мышление 169
§ 1. Понятие и содержание 169
§ 2. Наблюдение за обстановкой и работа с правовыми проблемными ситуациями 176
§ 3. Выявление, осознание и разрешение проблемных ситуаций 177
§ 4. Правовые задачи 184
§ 5. Правовые решения 187
Глава VIII. Профессиональная карьера юриста 193
§ 1. Карьера юриста 193
§ 2. Суды и судьи 194
§ 3. Юристы в экономике 205
§4. Адвокаты 211
§ 5. Прокуратура 213
§ 6. Юристы в органах внутренних дел 220
§ 7. Следственная деятельность 223
Глава IX. Юридическое образование 224
§ 1. Профессиональная подготовка 224
§ 2. Закон и юридические вузы 232
§ 3. Содержание юридического образования 240
Библиография 245

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Введение в специальность

Введение в специальность

Глава 1. Предмет юридической науки, юридическая наука: история и современность

1.1. Предмет юридической науки

1.2. Юридическая наука: история развития и современность

Глава 2. Значение профессии юриста в обществе

2.1.Основные черты юридической профессии

2.2.Личностные и квалификационные требования к профессии юриста

2.3.Положение юристов в обществе

Глава 3. Понятие концепции «правовое государство»

3.1.Основные юридические понятия

3.2.Роль и значение права в современной России

Глава 4. Юридические профессии

4.1.Адвокатская деятельность, адвокат.

4.2.Порядок деятельности органов прокуратуры РФ. Служба в органах прокуратуры.

4.3.Органы юстиции. Участие органов юстиции в правовом обеспечении нормотворческой деятельности. Служба судебных приставов. Порядок приема на службу в органы юстиции.

4.4.Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и нотариусы, занимающиеся частной практикой.

4.5.Служба в органах внутренних дел. Следователь (дознаватель) в правоохранительных органах РФ.

4.6. Органы обеспечения безопасности. Служба в органах ФСБ (органов внешней разведки РФ).

4.7.Осуществление правосудия в РФ. Судья.

4.8.Частные детективные и охранные службы.

4.9.Юрисконсульт предприятия, учреждения, организации.

Нормативно правовые акты, рекомендуемые для изучения курса

Учебная и научная литература, рекомендуемая для изучения курса

Словарь основных понятий по курсу

Список принятых сокращений

Название данного курса говорит само за себя. В ней рассказы­вается об одной из интереснейших и популярнейших специаль­ностей последнего десятилетия — о специальности юриста. Можно без преувеличения сказать, что нет такого места в нашей стране, где люди не пользовались бы услугами юристов — адво­катов, судей, нотариусов, прокуроров и т. д. Это связано с тем, что специалисты в области права нужны практически во всех об­ластях общественной и деловой жизни.

Несмотря на огромную популярность данной профессии, ко­личество юристов в России на душу населения все еще очень мало по сравнению с развитыми странами. Так, например, если в США на 100 млн человек приходится более 400 тыс. адвокатов, то в России — на 150 млн — всего 20 тыс. Однако по мере разви­тия российского общества интерес его граждан к праву растет, и все большее количество людей стремятся получить юридическую консультацию специалиста.

Профессия юриста во многом похожа на профессию врача. К представителям обеих профессий люди обращаются за помо­щью: если у человека возникают проблемы со здоровьем, он идет к врачу; если с социальным взаимодействием — обращается с вопросом к юристу. Иногда именно своевременная беседа с юристом может обеспечить человеку защиту от возможных про­блем в будущем или помочь разрешить конфликтную ситуацию, которая уже имеет место. Вместе с тем, как и на враче, на юри­сте зачастую лежит ответственность за жизнь человека, обратив­шегося к нему за помощью.

Курс «Введение в специальность» — первый курс, с которого вы начинаете свое обучение юриспруденции. Учебная цель дан­ного курса состоит в том, чтобы:

сформировать ваши представления о будущей профессии;

помочь вам определиться с выбором своего профессио­нального пути в рамках юридической специальности;

развить те навыки, которые будут вам необходимы для обу­чения юриспруденции и вашей дальнейшей работы как юриста.

И хотя данный курс не содержит исчерпывающих знаний по всем вопросам, связанным с юридической специальностью, она призвана стать первой ступенькой, с которой вы начнете свое восхождение к вершинам выбранной вами профессии.

Основа профессионализма юриста — хорошее образование. Для того чтобы стать специалистом в юриспруденции, необходи­мо глубоко изучить право и закон. Поэтому мы подробно рас­смотрим те требования, которые предъявляются к юридическому образованию, а также систему юридических знаний, которую вам будет необходимо освоить. Вы узнаете, какими нормативны­ми документами регламентируется образовательный процесс, в среднем профессиональном учебном заведений, получите пред­ставление о содержании этих документов.

Кроме базы юридических знаний, профессиональный юрист должен обладать еще комплексом определенных навыков, т.е. уметь применять свои знания на практике — толковать нормы права, составлять юридические документы, выступать в суде, консультировать клиента и т. д. Изучая данный курс, вы получи­те представление об основных навыках, которые необходимы юристу. Отрабатывать и совершенствовать данные навыки вы будете во время изучения специальных юридических дисциплин, а также в процессе последующей работы по выбранной вами специальности.

С развитием общественных отношений постоянно усложняется и работа юристов: сегодня хорошему юристу необходимо ориентироваться не только в динамично протекающих процессах во всех сферах государства, но и в изменениях, происходящих в законодательстве. Поэтому отдельная глава учебника посвящена тому, как правильно организовать свою работу с юридической информацией.

Юрист юристу рознь. Так же как и в других профессиях, в рамках специальности «правоведение» возможен выбор различ­ных специализаций. Это связано с многообразием видов той дея­тельности, которую осуществляют юристы. Работа двух юристов может значительно отличаться в зависимости от того, по какой конкретно юридической специальности они работают — проку­рор или адвокат, судья или следователь, нотариус или юрискон­сульт и т. д. Данный курс поможет вам лучше представить воз­можные варианты вещего профессионального роста и опреде­лить, в какой именно сфере юриспруденции вам хотелось бы ра­ботать.

Однако какую бы специализацию в юриспруденции вы для себя ни выбрали, есть ряд общих навыков, которые необходимы для построения любой карьеры, в том числе и карьеры юридиче­ской. Об этих навыках мы поговорим в конце курса.

Фактически, изучение материалов данного курса станет вашим первым шагом в освоении выбранной профессии. Изучайте курс активно — выполняйте предложенные задания, зада­вайте вопросы (себе и своему преподавателю), пытайтесь найти на них ответы.

Основная цель познакомить вас с про­фессией, которую вам предстоит осваивать, а также рассказать о том, где может работать выпускник университета, получивший ди­плом по специальности «Юриспруденция».

После изучения этого курса вы должны:

получить представление об основных видах деятельности юриста;

понимать различия между основными юридическими пpoфессиями;

знать, какие профессиональные и нравственные требова­ния предъявляются к представителям различных юридиче­ских профессий;

использовать полученные знания для планирования своей профессиональной карьеры в юриспруденции.

Кто такой юрист?

Согласно толковому словарю русского языка слово (термин) «юрист» может употребляться в трех значениях:

специалист с юридическим образованием;

практический деятель в области права;

студент юридического учебного заведения;

Как вы думаете, почему термин «юрист» имеет несколько значений?

По отношению к кому из перечисленных ниже людей вы мо­жете употребить это слово:

по отношению к человеку, который регулярно читает юриди­ческие книги и журналы:

по отношению к человеку, который защищает интересы дру­гого человека в суде;

по отношению к человеку, который имеет диплом о юридиче­ском образовании;

по отношению к человеку, который знает законы и умеет их применять;

по отношению к человеку, который умеет составлять юриди­ческие документы;

по отношению к человеку, который следит за изменениями в законодательстве;

по отношению к человеку, который дает консультации дру­гим людям по правовым вопросам?

Как вы уже поняли, в зависимости от ситуации практически каждый из описанных выше людей может оказаться юристом либо не юристом. Хотя абсолютное большинство людей, следя­щих за изменениями в законодательстве, действительно являют­ся юристами, представители многих других профессий — бухгал­тера, банкиры, менеджеры по персоналу и даже педагоги – также внимательно отслеживают изменения в нормативно-правовых актах. В ряде случаев — например, при рассмотрении граждан­ского дела — представлять в суде интересы другого человека может и не юрист (например, родитель, отстаивающий интересы своего несовершеннолетнего ребенка). Равно как многие люди, опираясь на образцы документов, помещенные в справочно-правовых системах, сами составляют договоры, доверенности, иско­вые заявления и иные юридические документы. Более того, некоторые люди, не имеющие базового юридического образования, знают и умеют правильно применять законы.

Конечно, хороший юрист должен уметь совершать все описанные выше (и многие другие) действия, т. е. обладать рядом про­фессиональных навыков. Наличие специальных знаний и навыков — две важнейшие черты, отличающие профессионального юриста от человека, которые просто интересуется законодательством. Специ­альные знания по юриспруденции юрист получает как во время обучения в вузе, так и путем самообразования в те­чение всей жизни. Овладение профессиональными навыками так­же начинается в учебном заведении — на занятиях, в процессе прохождения учебной практики и затем продолжается в процессе профессиональной деятельности уже на рабочем месте .

И все-таки кто же такой юрист?

Юрист — это специалист, имеющий юридическое образова­ние (высшее и среднее профессиональное), профессионально разбирающийся в праве, знающий законы и умеющий их пра­вильно применять.

Таким образом, настоящий юрист:

имеет профессиональное юридическое образование;

обладает специальными юридическими знаниями;

умеет применять свои знания на практике.

Как правило, получив специальность юриста, специалист в области юриспруденции выбирает для себя одну из многочис­ленных юридических профессий. Он может стать адвокатом, следователем, прокурором, оперативным работником милиции и других правоохранительных органов, судьей, нотариусом, юрисконсультом, занимающимся сопровождением коммерче­ской деятельности, или выбрать для себя иную специализацию.

Далее будем рассматривать подробнее наиболее популярные юридические профессии.

Введение в специальность для юристов

17 сентября 2018

Советские нищие

14 сентября 2018

Стабильный рост

13 сентября 2018

Выгодный союз

Введение в специальность «Юриспруденция»: Профессиональная деятельность юриста. Учебник

В сборнике представлены материалы, подготовленные к Третьей международной научно- практической конференции «Тенденции развития государства, права и политики в России и мире» (Калуга, 30 апреля 2010 года).

Для специалистов в области права, преподавателей, аспирантов, студентов высших учебных заведений юридического профиля, для всех, кто интересуется проблемами юридической науки.

Анализируется возможность использования в процессе изучения курса «Юридической техники» соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.

Автор статьи считает, что российское общество впервые столкнулось с Конституцией, которая вызывала бы столько нареканий, сколько их вызывает действующая Конституция Российской Федерации. Самый ощутимый ущерб, нанесенный Конституцией системе законодательства, состоит в том, что она вопреки сложившейся отечественной конституционной традиции перестала быть для этой системы формообразующим и системообразующим документом. Конституция не является Основным Законом государства, а, следовательно, и вершиной системы законодательства. Речь идет о системообразующей и формообразующей функциях Конституции, потому что законодательство (в широком ли, узком ли смысле) – это система иерархическая. Каждый вид нормативных актов, входящих в нее, должен занимать свою собственную ступеньку, положение которой в ряду других определяется его юридической силой.

Статья представляет анализ правового статуса Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга в свете принятия Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Особое внимание уделено правовым основам осуществления аудита эффективности государственных средств, а также вопросам взаимодействия Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга с контрольными органами внутригородских муниципальных образований.

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Транскрипт

1 Министерство образования и науки Российской Федерации Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования — «Оренбургский государственный университет» Кафедра истории и теории государства и права. Ю.Б. Багаутдинова ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве методических указаний для студентов, обучающихся по программе высшего профессионального образования по направлению «Юриспруденция». Бузулук

2 УДК- ББК — Б14 Б14 Багаутдинова Ю.Б. Введение в специальность: Методические рекомендации по выполнению контрольных работ. Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, с. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ включают тематику и рекомендации по написанию контрольных работ, контрольные вопросы и рекомендуемую литературу для изучения дисциплины. Задания предназначены для студентов первого курса заочной формы обучения по направлению «Юриспруденция». УДК- ББК — Багаутдинова Ю.Б.,2012 БГТИ (филиал) ОГУ,2012 2

3 Содержание 1 Пояснительная записка 4 2 Требования, предъявляемые при написании контрольной работы 4 3 Варианты контрольных работ 4 4 Вопросы к зачету 6 5 Рекомендуемая литература 7 3

4 1. Пояснительная записка. Студенты первого курса заочной формы обучения по направлению подготовки «Юриспруденция» изучают дисциплину «Введение в специальность», выполняют контрольную работу и сдают зачет. Целью освоения дисциплины «Введение в специальность» является ознакомление студентов с их будущей специальностью, с особенностями профессиональной деятельности юриста в различных сферах государственной жизни страны, с теми требованиями, которые предъявляются к работникам правоохранительных органов. 2. Требования, предъявляемые при написании контрольной работы. Контрольная работа предполагает самостоятельное изучение отдельных тем по курсу «Введение в специальность». В работе необходимо изложить основные вопросы по заданной теме. Работа должна содержать план, введение и заключение. Во введении обязательно отражается актуальность темы исследования. В заключение работы необходимо обязательно сделать теоретические выводы и практические предложения по затронутым вопросам. Недопустимо механическое переписывание учебников, студенты должны излагать материал самостоятельно. Обязательным является оформление сносок. Количество используемых источников не может быть менее пяти. Темы распределяются в алфавитном порядке. 3. Варианты контрольных работ. Вариант 1. (А, Л, Х) Тема: «Понятие юриспруденции». 1. Понятие юриспруденции. 2. Историческое развитие юриспруденции. 3. Цели, задачи и функции юриспруденции. 4. Современное состояние юриспруденции в России. Вариант 2. ( Б, М, Ц) Тема: «Юридическая профессия: понятие, сущность и содержание». 1. Понятие, основные направления и виды профессиональной деятельности юриста. 2. Профессиональная деятельность юриста как социальный институт. Юридическая практика. Индивидуальная профессиональная деятельность юриста. 3. Понятие, сущность и содержание юридической профессии. 4

5 4. Правовая информация, правовые оценки, правовые предложения, правовые решения в деятельности юриста. Вариант 3. (В, Н, Ч,Ф) Тема: «Юридические специальности». 1. Понятие и виды областей (сфер) деятельности юриста. 2. Деятельность юриста в органах государственной власти и управления. 3. Юридическая деятельность в правоохранительных органах. 4. Современные тенденции к расширению сфер юридической профессиональной деятельности. Зарубежный опыт использования профессиональной юридической деятельности. Вариант 4. (Г, О, Ш,К) Тема: «Личность юриста». 1. Понятие личности юриста. Личность юриста и его профессиональная деятельность. 2. Черты личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности: честность, порядочность, работоспособность и др. 3. Образ профессионального юриста в общественном сознании. 4. Юрист и социальные коммуникации. Общение в профессиональной и непрофессиональной среде. Вариант 5. (Д, П, Щ, И) Тема: «Профессиональное поведение юриста». 1. Понятие профессионального поведения юриста. 2. Поведение юриста как разновидность профессиональной поведенческой модели. Особенности профессионального поведения юриста. 3. Мотивация поведения юриста. Ценностно-идеологическая основа поведения юриста. 4. Поведенческие стереотипы. Отношения юриста с клиентами. Отношения юриста с юристами и не юристами. Поведение юриста в суде. Вариант 6. (Е, Р, Э,У) Тема: «Юридическое образование». 1. Юридическое образование в России: история и современность. 2. Организация, задачи и функции высшего юридического образования. Крупнейшие центры юридического образования. 3. Роль и практическое значение специализации (профиля подготовки) в рамках юридического образования. 4. Новые подходы к обучению студентов-юристов в России и за рубежом. Вариант 7. (Ж, С, Ю) Тема: «Юридическая наука». 1. Историческое развитие юридической науки в России. 2. Послевузовское образование. Аспирантура. Докторантура. 5

6 3. Диссертации: подготовка и защита. Ученые степени и ученые звания: порядок присуждения и присвоения. 4. Современные проблемы юридической науки. Вариант 8. (З, Т, Я) Тема: «Выдающиеся юристы». 1. Юристы в истории культуры России. 2. Выдающиеся юристы дореволюционной эпохи: А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако. 3. Выдающиеся юристы советского времени: Д.И. Курский, П.И. Стучка и др. 4. Выдающиеся юристы современности. 4. Вопросы к зачету по дисциплине «Введение в специальность». 1. Понятие юриспруденции, права, системы права. 2. Право: место права в современной жизни. 3. Законность и правопорядок. 4. Деятельность юристов в Российской Федерации. 5. Основные юридические профессии: их краткая характеристика. 6. Судья: понятие, полномочия судьи. 7. Прокурор: понятие, полномочия прокурора. 8. Следователь: понятие, полномочия следователя. 9. Адвокат: понятие, полномочия адвоката. 10. Нотариус: понятие, полномочия нотариуса. 11. Юрисконсульт: понятие, полномочия юрисконсульта. 12. Дайте характеристику требованиям, предъявляемым к юристам: морально-этические требования. 13. Дайте характеристику требованиям, предъявляемым к юристам: физические требования. 14. Дайте характеристику требованиям, предъявляемым к юристам: специальные требования. 15. Дайте общую характеристику юридического образования. 16. Государственный стандарт высшего юридического образования. 17. Циклы дисциплин, входящих в государственный стандарт высшего юридического образования. 18. Квалификационная характеристика выпускника вуза, получившего квалификацию бакалавр юриспруденции. 19. Формы получения юридического образования. Перспективы развития юридического образования в Российской Федерации. 20. Формы занятий в юридическом вузе. 21. Лекции по юридическим дисциплинам. 22. Семинарские и практические занятия по юридическим дисциплинам. 6

7 23. Формы контроля знаний студентов по юридическим дисциплинам: текущий, промежуточный и итоговый контроль. 24. Зачет. Порядок сдачи зачетов по юридическим дисциплинам. 25. Экзамен. Порядок сдачи экзаменов по юридическим дисциплинам. 26. Самостоятельная работа студентов: понятие, задачи и виды. 27. Курсовая работа. Порядок выполнения и защиты курсовых работ по юридическим дисциплинам. 28. Научная работа студентов, обучающихся по направлению «Юриспруденция». 29. Работа с нормативными источниками: задачи и основные правила. 30. Работа с научными источниками по направлению «Юриспруденция»: виды источников, правила и их использования. 31. Итоговая государственная аттестация по направлению «Юриспруденция»: понятие и формы. 32. Выпускная квалификационная работа. 33. Судья в суде общей юрисдикции. 34. Судья в арбитражном судопроизводстве. 35. Судья Конституционного Суда РФ. 36. Судья Конституционного Суда субъекта РФ. 37. Инспектор по делам несовершеннолетних. 38. Судья в административном процессе. 39. Судья в гражданском процессе. 40. Судья в уголовном судопроизводстве. 5. Рекомендуемая литература Учебная литература. 1. Введение в специальность «Юриспруденция»: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В.Я. Кикотя, Н.В. Румянцева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, с. ISBN Жалинский А.Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во «Проспект», с. ISBN Введение в специальность. Учебно-методические материалы./ Сост. Н.И. Дорохов, Л.Г. Орчакова М.: МИЭМП, с. 4. Чуфаровский Ю.В. Введение в юридическую специальность: Учебное пособие. М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», с. ISBN Майоров В.И. Введение в юридическую специальность: Учебное пособие. Челябинск, с. ISBN

8 5.2. Периодические издания. — Адвокат — Высшее образование в России — Государство и право — Вестник Московского Университета (серия право) — Правовая политика и правовая жизнь — Журнал российского права — Государственная власть и местное самоуправление — Муниципальная власть — Конституционное и муниципальное право — Российский судья 8

Введение в специальность

  • Введение в специальность

АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Наименование дисциплины (модуля): Введение в специальность

Наименование ОПОП ВО: 40.03.01 Юриспруденция

Цели и задачи дисциплины (модуля):

Целью освоения дисциплины «Введение в специальность» является­­­­­­­ обучения студентов, осваивающих ОПОП направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция, правилам юридической техники и формирования умений и навыков их применения для успешной практической деятельности в профессиональной работе.

Задачами освоения дисциплины «Введение в специальность» являются:

  • формирование у студентов целостного образа будущей профессии и специальности;
  • диагностика профессионально-важных качеств и их соотнесение с выбранным направлением подготовки;
  • освоение коммуникативных навыков, навыков работы со стрессовыми ситуациями и способности эффективно планировать и распределять временной ресурс;
  • развитие творческого потенциала студента, способностей системного и креативного мышления;
  • формирования навыков анализа и обобщения информации.
  • воспитания правосознания и основ профессионального юридического мышления и последующего применения данных навыков в профессиональной деятельности.

Результаты освоения дисциплины (модуля)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Способность работать на благо общества и государства

Способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры

Основные тематические разделы дисциплины (модуля)

Тема 1. Понятие юридической профессии и ее роль в жизни общества и реального сектора экономики

Тема 2. Структура юридической профессии (виды юридической деятельности), профессия юриста на рынке труда

Тема 3. Профессиональные качества юриста.

Тема 4. Правоохранительная деятельность юриста. Правозащитная деятель-ность юриста

Тема 5. Правотворческая деятельность юриста. Общественная деятельность юриста.

Трудоемкость дисциплины (модуля) и виды учебной работы

Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических

часов, выделенных на контактную работу с обучающимися (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу по всем формам обучения, приведен в таблице.

Введение в юридическую специальность. Конспект лекций специальность юриспруденции введение в специальность Курс лекций Содержание Введение

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Специальность ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Введение в специальность

Курс лекций

Содержание

Глава 1. Предмет юридической науки, юридическая наука: история и современность

1.1. Предмет юридической науки

1.2. Юридическая наука: история развития и современность

Глава 2. Значение профессии юриста в обществе

2.1.Основные черты юридической профессии

2.2.Личностные и квалификационные требования к профессии юриста

2.3.Положение юристов в обществе

Глава 3. Понятие концепции «правовое государство»

3.1.Основные юридические понятия

3.2.Роль и значение права в современной России
Глава 4. Юридические профессии

4.1.Адвокатская деятельность , адвокат.

4.2.Порядок деятельности органов прокуратуры РФ. Служба в органах прокуратуры .

4.3.Органы юстиции. Участие органов юстиции в правовом обеспечении нормотворческой деятельности. Служба судебных приставов. Порядок приема на службу в органы юстиции.

4.4. Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и нотариусы, занимающиеся частной практикой.

4.5.Служба в органах внутренних дел. Следователь (дознаватель) в правоохранительных органах РФ.

4.6. Органы обеспечения безопасности . Служба в органах ФСБ (органов внешней разведки РФ).

4.7.Осуществление правосудия в РФ. Судья.

4.8.Частные детективные и охранные службы.

4.9.Юрисконсульт предприятия, учреждения, организации.
Нормативно правовые акты, рекомендуемые для изучения курса

Учебная и научная литература, рекомендуемая для изучения курса

Словарь основных понятий по курсу

Список принятых сокращений

Введение
Название данного курса говорит само за себя. В ней рассказы­вается об одной из интереснейших и популярнейших специаль­ностей последнего десятилетия — о специальности юриста. Можно без преувеличения сказать, что нет такого места в нашей стране, где люди не пользовались бы услугами юристов — адво­катов, судей, нотариусов, прокуроров и т. д. Это связано с тем, что специалисты в области права нужны практически во всех об­ластях общественной и деловой жизни.

Несмотря на огромную популярность данной профессии, ко­личество юристов в России на душу населения все еще очень мало по сравнению с развитыми странами. Так, например, если в США на 100 млн человек приходится более 400 тыс. адвокатов, то в России — на 150 млн — всего 20 тыс. Однако по мере разви­тия российского общества интерес его граждан к праву растет, и все большее количество людей стремятся получить юридическую консультацию специалиста.

Профессия юриста во многом похожа на профессию врача. К представителям обеих профессий люди обращаются за помо­щью: если у человека возникают проблемы со здоровьем, он идет к врачу; если с социальным взаимодействием — обращается с вопросом к юристу. Иногда именно своевременная беседа с юристом может обеспечить человеку защиту от возможных про­блем в будущем или помочь разрешить конфликтную ситуацию, которая уже имеет место. Вместе с тем, как и на враче, на юри­сте зачастую лежит ответственность за жизнь человека, обратив­шегося к нему за помощью.

Курс «Введение в специальность» — первый курс, с которого вы начинаете свое обучение юриспруденции. Учебная цель дан­ного курса состоит в том, чтобы:

  • сформировать ваши представления о будущей профессии;
  • помочь вам определиться с выбором своего профессио­нального пути в рамках юридической специальности;
  • развить те навыки, которые будут вам необходимы для обу­чения юриспруденции и вашей дальнейшей работы как юриста.

И хотя данный курс не содержит исчерпывающих знаний по всем вопросам, связанным с юридической специальностью, она призвана стать первой ступенькой, с которой вы начнете свое восхождение к вершинам выбранной вами профессии.

Основа профессионализма юриста — хорошее образование. Для того чтобы стать специалистом в юриспруденции, необходи­мо глубоко изучить право и закон. Поэтому мы подробно рас­смотрим те требования, которые предъявляются к юридическому образованию, а также систему юридических знаний, которую вам будет необходимо освоить. Вы узнаете, какими нормативны­ми документами регламентируется образовательный процесс, в среднем профессиональном учебном заведений, получите пред­ставление о содержании этих документов.

Кроме базы юридических знаний, профессиональный юрист должен обладать еще комплексом определенных навыков, т.е. уметь применять свои знания на практике — толковать нормы права, составлять юридические документы, выступать в суде, консультировать клиента и т. д. Изучая данный курс, вы получи­те представление об основных навыках, которые необходимы юристу. Отрабатывать и совершенствовать данные навыки вы будете во время изучения специальных юридических дисциплин, а также в процессе последующей работы по выбранной вами специальности.

С развитием общественных отношений постоянно усложняется и работа юристов: сегодня хорошему юристу необходимо ориентироваться не только в динамично протекающих процессах во всех сферах государства, но и в изменениях, происходящих в законодательстве. Поэтому отдельная глава учебника посвящена тому, как правильно организовать свою работу с юридической информацией.

Юрист юристу рознь. Так же как и в других профессиях, в рамках специальности «правоведение» возможен выбор различ­ных специализаций. Это связано с многообразием видов той дея­тельности, которую осуществляют юристы. Работа двух юристов может значительно отличаться в зависимости от того, по какой конкретно юридической специальности они работают — проку­рор или адвокат, судья или следователь, нотариус или юрискон­сульт и т. д. Данный курс поможет вам лучше представить воз­можные варианты вещего профессионального роста и опреде­лить, в какой именно сфере юриспруденции вам хотелось бы ра­ботать.

Однако какую бы специализацию в юриспруденции вы для себя ни выбрали, есть ряд общих навыков, которые необходимы для построения любой карьеры, в том числе и карьеры юридиче­ской. Об этих навыках мы поговорим в конце курса.

Фактически, изучение материалов данного курса станет вашим первым шагом в освоении выбранной профессии. Изучайте курс активно — выполняйте предложенные задания, зада­вайте вопросы (себе и своему преподавателю), пытайтесь найти на них ответы.

Основная цель познакомить вас с про­фессией, которую вам предстоит осваивать, а также рассказать о том, где может работать выпускник университета, получивший ди­плом по специальности «Юриспруденция».

После изучения этого курса вы должны:

  • получить представление об основных видах деятельности юриста;
  • понимать различия между основными юридическими пpoфессиями;
  • знать, какие профессиональные и нравственные требова­ния предъявляются к представителям различных юридиче­ских профессий;
  • использовать полученные знания для планирования своей профессиональной карьеры в юриспруденции.

Кто такой юрист?

Согласно толковому словарю русского языка слово (термин) «юрист» может употребляться в трех значениях:

  1. специалист с юридическим образованием;
  2. практический деятель в области права;
  3. студент юридического учебного заведения;

Как вы думаете, почему термин «юрист» имеет несколько значений?

По отношению к кому из перечисленных ниже людей вы мо­жете употребить это слово:

  • по отношению к человеку, который регулярно читает юриди­ческие книги и журналы:
  • по отношению к человеку, который защищает интересы дру­гого человека в суде;
  • по отношению к человеку, который имеет диплом о юридиче­ском образовании;
  • по отношению к человеку, который знает законы и умеет их применять;
  • по отношению к человеку, который умеет составлять юриди­ческие документы;
  • по отношению к человеку, который следит за изменениями в законодательстве;
  • по отношению к человеку, который дает консультации дру­гим людям по правовым вопросам?

Как вы уже поняли, в зависимости от ситуации практически каждый из описанных выше людей может оказаться юристом либо не юристом. Хотя абсолютное большинство людей, следя­щих за изменениями в законодательстве, действительно являют­ся юристами, представители многих других профессий — бухгал­тера, банкиры, менеджеры по персоналу и даже педагоги – также внимательно отслеживают изменения в нормативно-правовых актах. В ряде случаев — например, при рассмотрении граждан­ского дела — представлять в суде интересы другого человека может и не юрист (например, родитель, отстаивающий интересы своего несовершеннолетнего ребенка). Равно как многие люди, опираясь на образцы документов, помещенные в справочно-правовых системах, сами составляют договоры, доверенности, иско­вые заявления и иные юридические документы. Более того, некоторые люди, не имеющие базового юридического образования, знают и умеют правильно применять законы.

Конечно, хороший юрист должен уметь совершать все описанные выше (и многие другие) действия, т. е. обладать рядом про­фессиональных навыков. Наличие специальных знаний и навыков — две важнейшие черты, отличающие профессионального юриста от человека, которые просто интересуется законодательством. Специ­альные знания по юриспруденции юрист получает как во время обучения в вузе, так и путем самообразования в те­чение всей жизни. Овладение профессиональными навыками так­же начинается в учебном заведении — на занятиях, в процессе прохождения учебной практики и затем продолжается в процессе профессиональной деятельности уже на рабочем месте .

И все-таки кто же такой юрист?

Юрист— это специалист, имеющий юридическое образова­ние (высшее и среднее профессиональное), профессионально разбирающийся в праве, знающий законы и умеющий их пра­вильно применять.

Таким образом, настоящий юрист:

  1. имеет профессиональное юридическое образование;
  2. обладает специальными юридическими знаниями;
  3. умеет применять свои знания на практике.

Как правило, получив специальность юриста, специалист в области юриспруденции выбирает для себя одну из многочис­ленных юридических профессий. Он может стать адвокатом, следователем, прокурором, оперативным работником милиции и других правоохранительных органов, судьей, нотариусом, юрисконсультом, занимающимся сопровождением коммерче­ской деятельности, или выбрать для себя иную специализацию.

Далее будем рассматривать подробнее наиболее популярные юридические профессии.