Закон о сми электронные сми

Закон «О СМИ»

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I
«О средствах массовой информации»

С изменениями и дополнениями от:

13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г., 27 июля, 16 октября 2006 г., 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 9 февраля 2009 г., 14 июня, 11, 21 июля 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 14 октября, 24 ноября 2014 г., 8 марта, 13 июля, 30 декабря 2015 г., 5 апреля, 3 июля 2016 г., 7 июня, 29 июля, 25 ноября 2017 г., 18 апреля 2018 г.

См. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

27 декабря 1991 года

Закон применяется в отношении СМИ, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами — лишь в части, касающейся распространения их продукции в РФ. Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные Законом, наравне с организациями и гражданами РФ (если иное не установлено).

Провозглашается свобода массовой информации (предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иные сообщений и материалов) в РФ. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Определены и иные понятия, используемые в Законе.

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции СМИ со стороны уполномоченных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов (их отдельных частей), не допускается. Запрещается злоупотребление свободой массовой информации.

Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Определены лица, которые не могут выступать учредителями. Редакция СМИ осуществляет свою деятельность после его регистрации в установленном порядке. Рассмотрены основания прекращения и приостановления деятельности СМИ, вопросы о статусах учредителя и редакции СМИ. Закреплены и иные положения об организации деятельности СМИ.

Самостоятельный раздел Закона посвящен распространению массовой информации. Рассматриваются вопросы: выдачи и аннулирования лицензии на вещание; хранения материалов радио- и телепередач; распространения рекламы; выходных данных; тиража; и т.д. Государственную политику в области лицензирования радио- и телевещания вырабатывает и проводит Федеральная комиссия по телерадиовещанию.

Определены основы отношений СМИ с гражданами и организациями. Закреплены права и обязанности журналиста.

Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации осуществляется на основе договоров, заключенных РФ. Редакции, профессиональные объединения журналистов участвуют в международном сотрудничестве в области массовой информации на основе соглашений с гражданами и юридическими лицами других государств, а также международными организациями. Гражданам РФ гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных СМИ.

За нарушения законодательства РФ о СМИ несут ответственность учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов. Предусмотрены основания освобождения от ответственности.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации»

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 8 февраля 1992 г. N 32, в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 13 февраля 1992 г. N 7 ст. 300

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 239-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 464-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г., за исключением подпункта «б» пункта 2 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 370-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 158-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2011 г.

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 4 августа 2001 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июня 2000 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 марта 1998 г. N 30-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 1995 г. N 114-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июня 1995 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 6-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Полное меню
Основные ссылки

Законодательство о СМИ.
Взгляд из Интернета.

Сегодня уже почти нет сомнений, что действующий Закон РФ “О средствах массовой информации” нуждается в существенной корректировке. Мнения, как обычно, расходятся в том, какие именно должны быть изменения. Очевидно, что этот Закон уже не отражает в полной мере современных реалий в сфере массовой информации. Вспорхнув в свое время как символ, свет и надежда позитивных демократических преобразований идущих в нашей стране он сыграл свою роль и сегодня ему на смену уже должен прийти современный Закон, отражающий сегодняшние процессы в сфере массовой информации и существующее информационное законодательство.

Массовая информация в последнее время развивалась количественно и качественно столь стремительно, что закон 1991 года охватывает лишь часть отношений в сфере СМИ, оставляя другую совершенно неурегулированной. В условия откровенного использования средств массовой информации с противозаконными целями, просто кощунственно оставлять вопрос регулирования деятельности СМИ на произвол судьбы. Речь не идет о возрождении цензуры, но должна быть внятная государственная политика в сфере массовой информации, единые “правила игры” для всех добросовестных участников. И правила эти должны устанавливаться федеральным законом, а не оставляться на волю случая или частных интересов.

Одним из наиболее крупных пробелов регулирования действующего закона, можно считать вопросы деятельности Интернет-сайтов, то рассматриваемых как сетевые СМИ, то как не являющихся таковыми, то этот статус ставится в зависимость от каких либо факторов или показателей. Представляется, что если в теоретических дискуссиях различность подходов позитивна, то подобное со стороны государственных органов неприемлемо.

Сегодня Интернет-сайты являются все более серьезным источником массовой информации и не замечать этого уже нельзя. На сегодняшний день в Российском сегменте сети Интернет более 500.000 сайтов. На них содержится более 70.000.000 документов, а суммарный текстовый “объем Рунета” по приблизительным подсчетам превышает 1.000.000.000 Кбайт (для сравнения в той же системе счисления объем Закона “О СМИ” — 65 Кбайт).

Обсуждение действующего сегодня Закона “О СМИ”, его достоинств и недостатков с точки зрения развития Интернета в нашей стране уже неактуально, этому были посвящены десятки более серьезных научных работ. Поэтому, целесообразно к этой проблематике подойти по-другому. Уже достаточно давно существует инициативный авторский проект профессора Федотова М.А. подготовленный с учетом многих замечаний, когда-либо высказывавшихся в адрес действующего Закона (кстати, подготовленного с участием того же автора). В настоящей статье делается попытка рассмотреть позитивные перемены, произошедшие в новой редакции Закона в узком аспекте — с точки зрения Интернета.

Итак, насколько действующее и перспективное законодательство применимо к Интернету, точнее к сайтам “Рунета”? Для ответа на этот вопрос целесообразно рассмотреть текст Закона (или проекта) и понять насколько он отражает (или не отражает) реалии жизни сетевых ресурсов.

Напомню, в соответствии со ст. 2 проекта Закона РФ “О СМИ”: “средство массовой информации – результат интеллектуальной деятельности, имеющий название в качестве средства индивидуализации и форму периодического печатного издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальной программы или иную форму периодического распространения массовой информации”. Соответственно “под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения, содержащие сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, а также мнения о них”.

Итак, определение “массовой информации” вполне подходит к информации на сайтах, так как содержащиеся на них сообщения и материалы (в том числе “печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы”), безусловно, предназначены “для неограниченного круга лиц”.

Является ли сам сайт средством массовой информации? Следуя букве закона, — да, поскольку “периодическое распространение массовой информации” (в той или иной форме) является одной из основных целей многих сайтов. Таким образом, получается, что сайт является средством массовой информации.

Проект упоминает и сетевые СМИ (ранее в этой статья были “специализированные СМИ”): “Правила, установленные настоящим Законом в отношении зарегистрированных периодических печатных изданий, применяются, если иное не установлено федеральным законом, к сетевым средствам массовой информации, то есть зарегистрированным средствам массовой информации, продукция которых распространяется по сетям электросвязи (телекоммуникационным сетям) так, что пользователи сети могут иметь доступ к ней из любого места сети и в любое время по их собственному выбору”.

В той же статье содержится интересное положение: “Владелец информационного ресурса, размещенного в сети, вправе не представлять его на регистрацию в качестве сетевого СМИ. В этом случае на такой информационный ресурс и его владельца не распространяются правила и преимущества, установленные настоящим Законом”.

Законопроект также решает вопрос размещения в Сети электронных копий печатных СМИ: “Не требуется регистрация сетевого средства массовой информации, производимого издателем зарегистрированного периодического печатного издания под тем же названием и с тем же содержанием (сетевой дубль)”. Дискуссионное положение. Является ли сетевой дубль “сетевым СМИ” или нет? Кроме того, практически невозможна полная тождественность содержания “сетевого дубля” (сайта) и “периодического печатного издания”.

Следуя далее по тексту Проекта, можно сделать ряд интересных, но противоречивых выводов. Например, обслуживающий персонал сайта (информационного ресурса) независимо от его регистрации можно рассматривать как редакцию средства массовой информации (в Законопроекте “редакция средства массовой информации — коллектив журналистов, состоящих в штате организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, и создающих средство массовой информации как результат интеллектуальной деятельности в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя”), а лицо, ответственное за содержание сервера, — как главного редактора (“главный редактор средства массовой информации — физическое лицо, которое в соответствии с уставом или заменяющим его договором руководит организацией, осуществляющей выпуск средства массовой информации [независимо от наименования должности], и принимает окончательные решения в отношении выпуска средства массовой информации, либо не руководит такой организацией, но принимает окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации и несет ответственность за его содержание”) со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.

Однако при этом сотрудники, осуществляющие подготовку информации для сайта, в большинстве своем не являются журналистами (так как “журналист — физическое лицо, занимающееся сбором информации, подготовкой сообщений и (или) их редактированием для организации, осуществляющей выпуск зарегистрированного средства массовой информации, и связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями”), единичные Российские сайты (информационные ресурсы) зарегистрированы как средства массовой информации.

В любом случае, все эти люди так или иначе осуществляют “выпуск средства массовой информации”, т.е. “деятельность по организации поиска, получения и производства информации, предназначенной для массового распространения, а также по формированию содержания и оформлению (графическому, музыкальному и т.д.) средства массовой информации”.

Итак, если сайт (информационный ресурс) не зарегистрирован как “сетевое СМИ”, то мы получаем источник массовой информации, у которого, можно сказать, есть “редакция” и “главный редактор”, осуществляющие его “выпуск”, но нет журналиста(-ов).

Другая проблематика. Среди Интернет-сайтов есть и “СМИ эротического характера”, т.е. “средства массовой информации, которые в целом и (или) систематически распространяют сообщения, предназначенные для формирования сексуальных образов у представителей аудитории, эксплуатируя тем самым интерес к сексу”. Для них устанавливается особый порядок: “распространение выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера, а равно отдельных передач, содержащих сцены эротического характера, без кодирования сигнала допускается только с 23 часов до 4 часов по местному времени, если иное не установлено органами местного самоуправления в отношении программ, распространяемых исключительно на территории соответствующего муниципального образования”. Интересно, как это решить, если любой сайт постоянно доступен из любой точки планеты. Представляется, что можно пытаться отслеживать часовой пояс посетителя сайта и ограничивать его доступ к ресурсу. Можно, конечно, предупреждать посетителя о характере информации на сайте, но и это вопроса не решит. Кроме того, полномочия местной администрации таковы, что создание юридические безупречного Интернет-сайта эротического характера не рентабельно вообще. Вывод – легальных сайтов этой области не будет.

Далее в той же статье: “Запрещается привлекать лиц моложе 16 лет к распространению и продаже продукции средств массовой информации эротического характера”. К сожалению, большинство эротических интернет-страниц (мини-сайтов) организовывается подростками не достигшими 16 лет и ориентированны на аудиторию своих сверстников. Это не противоречие закону, это противоречие действительности, которое тоже надо преодолевать.

Другое положение этой же статьи закона: “Реклама продукции средств массовой информации эротического характера, воспроизводящая фрагменты их содержания, а равно реклама организаций, занимающихся распространением такой продукции, допускается только в средствах массовой информации эротического характера”. Тут есть некоторые трудности. Дело в том, что большинство т.н. “баннерных сетей” (службы взаимной рекламы сайтов) показывают на всех сайтах своего сообщества все подряд баннеры, поэтому бывает, что юридические услуги рекламируются на эротических сайтах, а эротические на юридических.

В соответствии со ст. 7, в числе лиц, которые не могут быть учредителем СМИ: (1) гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, (2) организация, деятельность которой запрещена по закону, (3) иностранный гражданин, иностранное юридическое лицо. Как все это соотносится с действительностью? Интернет-практика уже пошла другим путем. Хорошо это или плохо, но учесть это в Законе следует.

Далее, в той же статье “Выпуск средства массовой информации и распространение его продукции осуществляется только после его регистрации…”. Обычно, “сетевые СМИ” действуют в обратном порядке.

Статья 4 перечисляет случаи, для которых использование СМИ не допускается (для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну; для призыва к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации; для призыва к развязыванию агрессивной войны; для пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности; для распространения или рекламирования порнографических материалов и предметов; в целях совершения иных уголовно наказуемых деяний; а также для пропаганды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, либо каких-либо преимуществ их использования, а равно для пропаганды использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на состояние его психического или физического здоровья). Подобные СМИ отсеиваются на стадии регистрации. Но что делать, если сайт получил статус СМИ, а затем перешел к запрещенной законом деятельности? Лишение статуса СМИ никак не скажется на деятельности сайта, состав его аудитории никак не изменится (в отличие от аналогичной ситуации для обычного СМИ).

Если регистрирующему электронные СМИ государственному органу удастся найти общий язык с Региональным сетевым информационным центром (осуществляющим регистрацию доменов второго и некоторых третьего уровня в Российском сегменте сети Интернет) и хостинг-провайдерами, то логичным было бы одновременно с лишением статуса СМИ, лишение и соответствующего доменного имени. Безусловно, статус СМИ и доменное имя – совершенно разные составляющие электронного издания, но подобное сочетание санкции не только наиболее логично и близко к приостановлению/прекращению деятельности обычного СМИ, но и достигает поставленной законодателем цели.

К обозначенной проблеме близка еще одна. Хостинг (физическое размещение страниц) сайта возможно осуществлять на серверах нескольких хостинг-провайдеров (особенно это актуально при домене третьего уровня). В этом случае, лишение доменного имени может не повлиять на прекращение доступа к информационному ресурсу. Это потребует специального предписания хостинг-провайдеру о физическом удалении информации бывшего электронного СМИ.

Описанное в предыдущих абзацах с трудом, но кажется возможным, если не учитывать того, что как регистрация домена, так и физическое размещение сайта возможно вдали от России. Причем о втором пользователь (читатель) электронного СМИ может и не знать, не обладая специальными знаниями. Если страница сайта имеет адрес www.что-то.ru/lipa , то из этого еще не следует в какой стране мира физически находится “липа”. Очевидно лишь, что домен зарегистрирован в России, но не более того.

Регистрация домена и/или физическое размещения сайта в другой стране поднимает новый пласт юридических вопросов и проблем, решение которых неочевидно. Кроме того, необходимо учитывать в каких пределах законодательство России может быть применимо к электронным СМИ существующим вышеописанным способом.

В этом контексте, статья 6 лишь подтверждает имеющиеся проблемы: “Настоящий Закон применяется в отношении средств массовой информации, учреждаемых в Российской Федерации, а для учреждаемых за ее пределами — лишь в части, касающейся их выпуска и распространения их продукции на территории Российской Федерации”.

В силу введения в текст закона термина “сетевые СМИ”, текст статьи 12 (Освобождение от регистрации периодических печатных изданий, выпускаемых тиражом менее одной тысячи экземпляров) утрачивает отношение к сайтам, ставя, таким образом, точку в дискуссии к чему приравнивать сайт и как считать его аудиторию и нужно ли это.

Далее, представляется, что с точки зрения существования сетевых СМИ статья 16, изложена излишне сложно. В частности: “О своем решении прекратить выпуск средства массовой информации его собственник обязан в недельный срок уведомить регистрирующий орган, который обязан в месячный срок проверить законность принятого собственником средства массовой информации решения и либо аннулировать свидетельство о регистрации средства массовой информации, либо обратиться в суд с иском к собственнику в защиту интересов редакции либо общественных интересов. При этом под общественными интересами в настоящем Законе понимается осознаваемая обществом потребность в обнаружении и раскрытии угроз демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественному здоровью и безопасности, окружающей среде, а также в предупреждении общества от введения в заблуждение решениями или действиями (бездействием) органов государственной власти и местного самоуправления, организаций либо их должностных лиц”.

Не совсем понятна (в рассматриваемом аспекте) и статья 26 (Выход в свет): “Распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир)”. Возникает вопрос, а если информация на сайте размещена, а т.н. “главный редактор” разрешение не давал?

Далее, статья 27 (Выходные данные): “Выходные данные сетевого СМИ должны содержать следующие сведения…”. Где эти данные должны быть? Вообще где-то на сайте, на “титуле” или прописаны на каждой информационной странице сайта или в комментарии (в невидимой части) каждой страницы?

Статья 29 регламентирует обязательные экземпляры (не только печатных) СМИ. Относится ли что-то из этой статьи к “сетевым СМИ”? Ответ неочевиден.

Интересно, как будут восприниматься Запросы информации (ст. 39) со стороны “сетевых СМИ”? Будет ли адекватная реакция на них со стороны пресс-служб и руководителей соответствующих организаций? Хотелось бы надеяться на понимание…

Каков “Порядок опровержения” (ст.44) для сетевого СМИ? “Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение”. Видимо опровержение в печатном издании наиболее близко, но что значит “на том же месте” применительно к сайту?

Более пристальное изучение законопроекта поднимает и другие вопросы. Но не это главное. Рассматриваемый законопроект впервые четко определяет понятие и статус “сетевого СМИ” со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. И хотя, объективно, законопроект еще нуждается в корректировке, его позитивная роль очевидна. Именно он должен не только завершить дискуссии о том, законодательство какое, когда и как применимо к электронным СМИ, но и стать основой электронных СМИ.

Как уже говорилось, сомнений в необходимости коррекции законодательства о массовой информации уже нет, важно лишь выбрать правильные приоритеты и глубину законодательного регулирования. Безусловно, сфера Интернет-СМИ, не является приоритетной, но обновленное законодательство должно четко определять и её. Очевидно, что количество, качество и роль в политической, общественной и духовной областях сетевых СМИ будет и дальше стремительно возрастать. И это нужно учитывать уже сегодня.

В этом контексте, инициативный авторский проект профессора М.А.Федотова безусловно несет ту позитивную составляющую, которая необходима Закону, предназначенному для регулирования такой сложной и многогранной сферы, как массовая информация с учетом уже сформированного в нашей стране информационного законодательства.

ВНИМАНИЕ!
Статья охраняется авторским правом.

Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично),
или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается.
Любое нарушение прав автора будет преследоваться
на основе российского и международного законодательства.

Установка гиперссылок на статью не рассматривается как нарушение авторских прав.

Статья 8. Регистрация средства массовой информации

Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных настоящим Законом.

Сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.

Заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно:

1) на всей территории Российской Федерации и за ее пределами, подается учредителем в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации;

2) на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования, подается учредителем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации;

3) на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, подается учредителем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти.

Заявление о регистрации средства массовой информации и прилагаемые к нему документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявитель вправе направить указанные заявление и документы в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Рассмотрение заявления о регистрации средства массовой информации осуществляется регистрирующим органом в течение тридцати рабочих дней с даты его поступления.

Средство массовой информации считается зарегистрированным с даты принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации и внесения соответствующей записи в реестр зарегистрированных средств массовой информации. Регистрирующий орган обязан обеспечить внесение записи в реестр зарегистрированных средств массовой информации в день принятия соответствующего решения.

На основании решения о регистрации средства массовой информации в течение пяти рабочих дней заявителю выдается или направляется выписка из реестра зарегистрированных средств массовой информации.

Регистрирующий орган ведет реестр зарегистрированных средств массовой информации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Информация, содержащаяся в реестре зарегистрированных средств массовой информации, является открытой и доступной для ознакомления с ней любых физических и юридических лиц, за исключением случаев, если доступ к такой информации ограничен в соответствии с федеральными законами.

Сведения о конкретном средстве массовой информации предоставляются регистрирующим органом бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении таких сведений.

Сведения о конкретном средстве массовой информации направляются в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации. Форма выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня регистрации средства массовой информации. В случае пропуска этого срока регистрация средства массовой информации признается недействительной в порядке, установленном настоящим Законом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 8 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья определяет порядок регистрации средства массовой информации. В сущности, вся деятельность редакции средства массовой информации может осуществляться только после его регистрации (за исключением случаев освобождения средства массовой информации от регистрации, предусмотренных ст. 12 комментируемого Закона).

2. В новой редакции комментируемого Закона допускается функционирование сайта в сети Интернет в качестве средства массовой информации, но только после его регистрации в качестве сетевого издания. В случае если сайт в сети Интернет не зарегистрирован в качестве сетевого издания, средством массовой информации (в строгом смысле, в понимании комментируемого Закона) он считаться не может.

3. В зависимости от территории распространения продукции средства массовой информации определяется орган, в который обращается учредитель с заявлением: Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (если продукция распространяется по всей территории России и за ее пределами либо в нескольких субъектах Федерации) или в территориальные подразделения данной Службы (если продукция распространяется на территории субъекта РФ, территории муниципального образования).

Заявление о регистрации средства массовой информации может быть отправлено по почте или подано лично. Обязательные реквизиты заявления о государственной регистрации предусмотрены ст. 10 комментируемого Закона.

Процедура государственной услуги по регистрации средств массовой информации регламентирована Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации, утв. Приказом Минкомсвязи России от 29 декабря 2011 г. N 362.

Заявителями могут выступать учредители средства массовой информации и их представители. Учредителем (соучредителем) может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган, орган местного самоуправления. При этом орган местного самоуправления может быть учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Важно знать об ограничениях права учреждать средства массовой информации. Учредителем не может выступать гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным; объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону; иностранец или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в России; иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, гражданин РФ, имеющий двойное гражданство, в случае регистрации телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм.

Соучредители выступают в качестве учредителя совместно. От имени заявителей вправе выступать их представители, полномочия которых подтверждены в установленном порядке. Представители действуют от имени учредителя на основании доверенности.

Заявление о регистрации средства массовой информации подлежит рассмотрению Роскомнадзором в месячный срок с момента поступления заявления, а территориальными органами — в течение 15 дней с момента поступления заявления в территориальный орган Роскомнадзора.

За регистрацию средства массовой информации взимается государственная пошлина, о которой см. ст. 14 и комментарий к ней. При этом регистрация средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях субъектов Российской Федерации — Республики Крым и города федерального значения Севастополя, до 1 апреля 2015 г. осуществлялась без взимания платы (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 402-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в области средств массовой информации в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»).

В проекте индустриального комитета предлагалось закрепить статью, отдельно регламентирующую полномочия регистрирующего органа, следующего содержания:

«Регистрирующий орган осуществляет контроль за соблюдением владельцем средства массовой информации, издателем, вещателем, редакцией требований настоящего Федерального закона;

— при выявлении нарушения владельцем положений пунктов 1 — 3, 5 ст. 7 настоящего Федерального закона регистрирующий орган вправе вынести предупреждение;

— при выявлении нарушения владельцем положений настоящего Федерального закона регистрирующий орган вправе вынести предписание об устранении таких нарушений. Предписание регистрирующего органа является обязательным для исполнения владельцем. В случае если предписание регистрирующего органа не выполнено владельцем в месячный срок, регистрирующий орган вправе вынести повторное предписание об устранении допущенных и не устраненных нарушений. При неисполнении владельцем средства массовой информации такого повторного предписания регистрирующий орган вправе в течение шести месяцев с момента окончания срока для устранения нарушений, установленного повторным предписанием, обратиться в суд с требованием об аннулировании свидетельства о регистрации средства массовой информации;

— предписания и предупреждения регистрирующего органа выносятся в письменной форме;

— предписания и предупреждения могут быть обжалованы в судебном порядке;

— предписания и предупреждения регистрирующего органа выносятся не позднее шести месяцев с момента совершения нарушения;

— предписания и предупреждения регистрирующего органа считаются действительными в течение одного года со дня их вынесения, если до истечения этого срока регистрирующим органом не будет принято решение о прекращении их действия либо их недействительность не будет установлена вступившим в законную силу решением суда».

Соединение в одной статье норм, регламентирующих полномочия регистрирующего органа, могло бы принести большую пользу.

4. Учредителю либо лицу, действующему по доверенности от учредителя, выдается уведомление о принятии документов. С даты, указанной в уведомлении о принятии заявления, начинает течь месячный срок, в течение которого Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (или ее территориальными органами) должно быть принято решение о выдаче свидетельства о государственной регистрации или об отказе в выдаче. С момента выдачи свидетельства средство массовой информации считается зарегистрированным.

5. Документом, подтверждающим государственную регистрацию средства массовой информации, является свидетельство о регистрации СМИ.

Согласно ч. 6 свидетельство о регистрации средства массовой информации выдается заявителю на основании решения о регистрации средства массовой информации. Свидетельство о регистрации средства массовой информации оформляется на бланке, являющемся документом строгой отчетности. Оно печатается на бланке Роскомнадзора с изображением герба Российской Федерации. В нем указываются номер и дата выдачи, название средства массовой информации, перевод названия на государственный язык Российской Федерации (заполняется по необходимости), адрес редакции, доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (для сетевого издания), примерная тематика и (или) специализация, форма периодического распространения (вид — для периодического печатного издания), язык (языки), территория распространения, учредитель (соучредители) (адрес). Свидетельство подписывается должностным лицом.

Обратим внимание на наличие ссылки в ч. 6 о том, что форма свидетельства утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Действительно, стандартная форма свидетельства утверждена Приказом Роскомнадзора от 21 ноября 2011 г. N 1035 «Об утверждении формы свидетельства о регистрации средства массовой информации». При изготовлении бланка свидетельства о государственной регистрации средства массовой информации используются различные способы защиты документа от подделки.

Свидетельство о регистрации СМИ действует бессрочно. В случае перерегистрации и (или) внесения изменения в свидетельство о регистрации СМИ выдается новое свидетельство о регистрации СМИ, а ранее выданное подлежит возврату в регистрирующий орган. Свидетельство о регистрации СМИ может быть признано недействительным исключительно судом по заявлению регистрирующего органа.

При утере, повреждении или уничтожении свидетельства о регистрации средство массовой информации вправе обратиться за его дубликатом.

Для получения дубликата свидетельства о регистрации СМИ необходимо обратиться в тот же регистрирующий орган с заявлением, составленным по форме, утвержденной приложением N 4 к Приказу Минкомсвязи России от 29 декабря 2011 г. N 362. В случае подписания заявления о выдаче дубликата свидетельства о регистрации СМИ лицом, уполномоченным заявителем, к заявлению прилагается доверенность либо ее копия, заверенная в установленном порядке. Подлинник доверенности подлежит возврату заявителю по окончании предоставления государственной услуги.

6. В ч. 7 содержится норма о том, что регистрирующий орган ведет реестр зарегистрированных средств массовой информации.

Реестр (базу данных) о зарегистрированных средствах массовой информации ведет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальные органы (т.е. регистрирующий орган). Как прямо указал законодатель в ч. 7, порядок ведения реестра определяется Правительством РФ. В настоящее время действует нормативный правовой акт федерального органа власти — Приказ Роскомнадзора от 21 ноября 2011 г. N 1036 «Об утверждении Порядка ведения регистрирующим органом реестра зарегистрированных средств массовой информации».

Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом и ведется в государственной информационной системе в области средств массовой информации. Государственный реестр ведется на бумажных и электронных носителях.

В государственной информационной системе в области средств массовой информации учитываются следующие сведения:

— название средства массовой информации;

— перевод названия на государственный язык Российской Федерации;

— сведения об учредителе (соучредителях) средства массовой информации;

— регистрационный номер и дата свидетельства о регистрации средства массовой информации;

— номер бланка свидетельства о регистрации средства массовой информации;

— форма периодического распространения средства массовой информации;

— объем (для периодического печатного и сетевого изданий);

— объем вещания (часов в сутки);

— формат (для периодического печатного издания);

— тираж (для периодического печатного издания);

— примерная тематика и (или) специализация;

— Ф.И.О. главного редактора средства массовой информации;

— сведения об издателе средства массовой информации (при наличии сведений);

— сведения о вещателе (при наличии сведений);

— сведения о распространителе средства массовой информации (при наличии сведений);

— доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (для сетевого издания);

— сведения об оплате государственной пошлины;

— сведения о признании свидетельства о регистрации средства массовой информации недействительным (в соответствующем случае);

— сведения о приостановлении деятельности средства массовой информации (в соответствующем случае);

— сведения о прекращении деятельности средства массовой информации (в соответствующем случае).

Как мы видим, в реестре отражаются те же сведения, что указаны в свидетельстве о госрегистрации, и иные, в том числе отражающие документальное оформление деятельности средства массовой информации.

Некоторые из содержащихся в реестре сведений подлежат размещению на официальном сайте Роскомнадзора www.rsoc.ru, что делает сведения, содержащиеся в реестре, открытыми и доступными для ознакомления с ними любых физических лиц и юридических лиц. Итак, на сайте можно найти:

— название средства массовой информации;

— перевод названия на государственный язык Российской Федерации;

— данные учредителя (соучредителей) средства массовой информации;

— регистрационный номер и дату свидетельства о регистрации средства массовой информации;

— форму периодического распространения массовой информации;

— дату признания свидетельства о регистрации средства массовой информации недействительным (в соответствующем случае);

— дату приостановления, прекращения деятельности средства массовой информации (в соответствующем случае).

Итак, по общему правилу доступ к этому реестру является свободным. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены только федеральными законами.

Являясь открытым, государственный реестр на бумажных и электронных носителях информации должен храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц, и в условиях, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты, искажения, подделки информации. Это позволяет сохранять конфиденциальной информацию о персональных данных. Использование должностными лицами информации из государственного реестра в ущерб интересам юридических и физических лиц влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Для получения информации необходим соответствующий запрос (заявление о предоставлении сведений) в регистрирующий орган или любой его территориальный орган. Заявитель предоставляет заявление в свободной форме с указанием точных реквизитов СМИ или его названия. Запросить информацию из реестра средств массовой информации вправе любые лица.

Законом установлен пятидневный срок предоставления информации с момента получения запроса, исчисляемый в рабочих днях, о чем законодатель указывает в ч. 9. Кроме того, четко закреплено, что информация должна предоставляться бесплатно.

Не следует путать названный реестр с реестром плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды — российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), который также ведется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а также ее территориальными органами. В такой реестр вносятся сведения о российских организациях и индивидуальных предпринимателях (плательщиках), осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), основным видом экономической деятельности которых является деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта (в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств) или издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации (в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций) (подробнее см. Административный регламент предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по ведению реестра плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды — российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), утв. Приказом Минкомсвязи РФ от 22 декабря 2011 г. N 351).

7. Сведения о конкретном средстве массовой информации направляются в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в виде выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации или справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается при отсутствии в данном реестре сведений о конкретном средстве массовой информации (ч. 10). Аналогичное правило закреплено в п. 12 Порядка ведения регистрирующим органом реестра зарегистрированных средств массовой информации.

Обратим внимание, что в ч. 10 имеется небольшая коллизия. Законодатель предусмотрел всего две формы ответа на запрос — отрицательную (при отсутствии сведений) и положительную. Однако в случае, если доступ к информации о конкретном средстве массовой информации ограничен в соответствии с федеральными законами, должна существовать еще одна форма ответа — справка об ограниченном доступе к запрашиваемой информации. Отрицательный ответ оформляется справкой об отсутствии запрашиваемых сведений. Положительный — представляет собой выписку из реестра зарегистрированных средств массовой информации. Закон допускает как обычную письменную форму ответа, так и ответ в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» определяет электронную подпись как информацию в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

При оказании государственных и муниципальных услуг необходимые сведения о средствах массовой информации, содержащиеся в государственном реестре, предоставляются посредством межведомственного запроса, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Записи в государственный реестр вносятся на основании заявлений о регистрации средства массовой информации, о перерегистрации средства массовой информации, о внесении изменений в свидетельство о регистрации средства массовой информации, о прекращении деятельности средства массовой информации или приостановлении выпуска средства массовой информации, а также на основании судебных решений, вступивших в законную силу.

В регистрационном деле хранятся все документы, представленные при регистрации перерегистрации, внесении изменений в свидетельство о регистрации средства массовой информации, устав редакции или договор между учредителем и редакцией, уведомление об изменении местонахождения редакции, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации, решение суда о признании недействительным свидетельства о регистрации, решение суда или учредителя о прекращении деятельности средства массовой информации.

8. Поскольку между моментом регистрации и моментом фактического осуществления деятельности средств массовой информации может пройти значительный временной промежуток, то законодателем введена ч. 11.

После получения свидетельства о государственной регистрации средства массовой информации учредитель не обязан незамедлительно приступать к производственной деятельности. Однако, если в течение 1 года производство продукции зарегистрированного средства массовой информации не будет начато, свидетельство о регистрации будет признано недействительным. Названное основание — «учредитель не приступил к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации» — является частным случаем основания, предусмотренного в п. 2 ч. 1 ст. 15, — «средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года».

Пример. Суд установил, что выход в свет средства массовой информации предполагает изготовление и выпуск в обращение путем распространения продукции (в данном случае — периодических печатных изданий в форме журналов) после получения соответствующего разрешения главного редактора на это. Ответчиком в обоснование возражений относительно исковых требований Роскомнадзора представлены копии обложек перечисленных печатных изданий за 2010 — 2012 гг. В судебном заседании судом первой инстанции исследован представленный ответчиком номер журнала за 2012 г. Судебная коллегия не согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что указанные доказательства с достоверностью подтверждают факт выпуска печатных изданий — журналов — более одного года. На копиях обложек отсутствуют сведения о дате их выхода в свет и цене, отсутствуют пометки «Свободная цена» либо «Бесплатно». Указанные на копиях обложек сведения о тираже (5 экземпляров) не соответствуют заявленным при регистрации данным (2000 экземпляров).

В суде исследованы также ответы ГБУК НО НГОУНБ, Российской книжной палаты, Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии, свидетельствующие о неисполнении ответчиком обязанности по доставке обязательных экземпляров печатных изданий в указанные организации (см. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 2 октября 2012 г. по делу N 33-7278/2012).

Приведенный пример демонстрирует, какие именно доказательства могут быть представлены Роскомнадзором при предъявлении иска о признании недействительными свидетельств о регистрации журналов.

Добавим, что юридические лица, индивидуальные предприниматели (из числа средств массовой информации и не только), осуществляющие полиграфическую деятельность и предоставление услуг в этой области, обязаны до начала фактического осуществления деятельности направить в Роспотребнадзор (его территориальный орган) уведомление о начале своей деятельности. Другими словами, уведомление направляют уже зарегистрированные, но не начавшие фактическую деятельность юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В соответствии с п. 6 Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584, уведомление составляется заявителем по форме согласно приложению N 2 к названному Постановлению и представляется по месту предполагаемого фактического осуществления деятельности в соответствующий территориальный орган Роспотребнадзора или Роспотребнадзор. Уведомление в двух экземплярах представляют непосредственно или направляют его заказным почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя.

Начиная с 10 ноября 2012 г. действуют ограничения, связанные с учреждением теле-, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм и организаций (юридических лиц), осуществляющих вещание, установленные ст. 19.1 (см. комментарий к ст. 19.1).